При анализе кривых «доход-потребление» и «цена-потребление» мы не учитывали одновременного изменения дохода и цен.
Эффект дохода и эффект замещения позволяет выяснить в какой степени изменение поведения потребителя вызвано изменением дохода, а в какой цены.
Общий эффект в результате изменения цены распадается на две части. Эффект замещения показывает изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительских набор без учета эффекта дохода.
Эффект дохода – воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.
На основе анализа эффекта дохода и замещения были выявлены разные группы товаров, которые по-разному реагируют на изменение рыночной стратегии:
- Нормальные товары (стандартные) при изменении цены на 1 товар реагируют однонаправленным эффектом замещения и эффектом дохода.
- Низкокачественные товары – блага, спрос на которые растет при росте цен и падает при снижении. Для низкокачественных товаров эффект замещения и эффект дохода оказываются разнонаправленными, но при этом эффект замещения оказывается больше чем эффект дохода.
- Товары Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на которые при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, т.к. эффект дохода заменяется в большей степени, чем эффект замещения.
|
|