В рыночной экономике экономические агенты в своей деятельности руководствуются параметрами рынка – спрос, предложение и цена. Их взаимодействие составляет суть рыночного механизма, основу рыночных отношений. Экономическое поведение продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры.
Конъюнктура – совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Спрос – это требования на товары и услуги со стороны покупателя подкрепленные деньгами. Количественно спрос выражается в объеме спроса. Это максимальное количество благ, которое потребитель готов купить за единицу времени.
На спрос влияют многие факторы и зависимость объема спроса от определяющих его факторов выражается формулой:
, где
- объем спроса
х - товар
- цена товара х
- цена на взаимозаменяемые товары (субституты)
- цена на взаимодополняющие товары (комплементы)
- доход потребителя
Т – вкусы и предпочтения
|
|
… - остальные факторы и товары
Если все факторы, кроме цены на товар х принять за неизменные, то можно перейти от функции спроса к функции спроса от цены:
Между ценой товара и объемом спроса на товар существует обратная связь, которая может быть графически изображена следующим образом:
Эта зависимость выражает закон спроса, который гласит: чем выше цена товара, тем больший его объем готовы приобрести покупатели.
Формы и положения кривой могут меняться, т.к. любая точка на линии спроса характеризует уровень цен и объем спроса на определенный момент времени.
Если меняется цена на данный товар и все остальные факторы постоянны, то движение происходит вдоль линии спроса. Если меняются неценовые факторы, то изменяется сам спрос. Это выражается в смещении кривой спроса.
Предложение – отражает другую сторону рыночных отношений, поступление товаров на рынок для их продажи или обмена.
Предложение показывает желание и способность продавца предоставить товары или услуги на рынке по определенной цене. Количественно предложение выражается в объеме предложения. Это объем товаров, который производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.
Функция предложения:
- объем предложения,
К – используемая технология,
С – налоги и дотации
Если все факторы неизменны, кроме цены на товар х, переходим к функции предложения от цены:
Обычно зависимость прямая:
Закон предложения: чем выше цена, тем больше объем предложения.
Ценовые и неценовые факторы – движение кривой – по аналогии со спросом.
|
|
Для понимания сущность предложения важное значение имеет фактор времени.
В мгновенном периоде все факторы производства постоянны:
В краткосрочном периоде часть факторов производства становится переменными (обычный график).
В долгосрочном периоде изменение цен не отражается на объеме производства, т.к. предприниматель в состоянии изменить объем всех факторов производства: