Сущность спроса и предложения

В рыночной экономике экономические агенты в своей деятельности руководствуются параметрами рынка – спрос, предложение и цена. Их взаимодействие составляет суть рыночного механизма, основу рыночных отношений. Экономическое поведение продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры.

Конъюнктура – совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Спрос – это требования на товары и услуги со стороны покупателя подкрепленные деньгами. Количественно спрос выражается в объеме спроса. Это максимальное количество благ, которое потребитель готов купить за единицу времени.

На спрос влияют многие факторы и зависимость объема спроса от определяющих его факторов выражается формулой:

, где

- объем спроса

х - товар

- цена товара х

- цена на взаимозаменяемые товары (субституты)

- цена на взаимодополняющие товары (комплементы)

- доход потребителя

Т – вкусы и предпочтения

… - остальные факторы и товары

Если все факторы, кроме цены на товар х принять за неизменные, то можно перейти от функции спроса к функции спроса от цены:

Между ценой товара и объемом спроса на товар существует обратная связь, которая может быть графически изображена следующим образом:


Эта зависимость выражает закон спроса, который гласит: чем выше цена товара, тем больший его объем готовы приобрести покупатели.

Формы и положения кривой могут меняться, т.к. любая точка на линии спроса характеризует уровень цен и объем спроса на определенный момент времени.

Если меняется цена на данный товар и все остальные факторы постоянны, то движение происходит вдоль линии спроса. Если меняются неценовые факторы, то изменяется сам спрос. Это выражается в смещении кривой спроса.


Предложение – отражает другую сторону рыночных отношений, поступление товаров на рынок для их продажи или обмена.

Предложение показывает желание и способность продавца предоставить товары или услуги на рынке по определенной цене. Количественно предложение выражается в объеме предложения. Это объем товаров, который производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.

Функция предложения:

- объем предложения,

К – используемая технология,

С – налоги и дотации

Если все факторы неизменны, кроме цены на товар х, переходим к функции предложения от цены:

Обычно зависимость прямая:

 
 


Закон предложения: чем выше цена, тем больше объем предложения.

Ценовые и неценовые факторы – движение кривой – по аналогии со спросом.

Для понимания сущность предложения важное значение имеет фактор времени.

В мгновенном периоде все факторы производства постоянны:


В краткосрочном периоде часть факторов производства становится переменными (обычный график).

В долгосрочном периоде изменение цен не отражается на объеме производства, т.к. предприниматель в состоянии изменить объем всех факторов производства:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: