На ряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются вкусами и предпочтениями потребителей. Американский экономист Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы:
1. функциональный спрос – часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому товару,
2. нефункциональный спрос – часть спроса, которая непосредственно не связана с функциональными свойствами блага.
В нефункциональном спросе могут быть выделены: социальный, спекулятивный, нерациональный спрос.
Социальный спрос – связан с отношением покупателей к товару. В рамках социального спроса выделяются следующие эффекты:
1. эффект присоединения к большинству,
2. эффект сноба – стремление выделится из толпы,
3. эффект Веблена – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую цену.
Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями.
Нерациональный спрос – незапланированный спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.