Совокупный спрос – это общий объем товаров и услуг, который может быть куплен при разных уровнях цен. Покупателями выступают все субъекты рынка: домашние хозяйства, фирмы, государство (правительство) и заграница.
В совокупном спросе выделяют 4 составляющих:
1. совокупный спрос домашнего хозяйства – личное потребление – С
2. спрос на капитальные блага фирмами – инвестиции - I
3. спрос на товары и услуги со стороны правительства – государственные закупки – G
4. Разность между совокупным спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары – чистый экспорт – NE
Совокупный спрос = AD = C + I + G + NE
На совокупный спрос влияет ряд факторов:
- ценовые – уровень цен (определяется законом спроса). Изменение общего уровня цен меняет общую величину совокупного спроса.
- неценовые - общий уровень расходов населения, изменение моды, вкусов, прибыли фирм, состояние государственного бюджета, платежный баланс страны и т.д.
1. Рост общего уровня цен снижает текущие реальные доходы покупателей, снижает стоимость финансовых активов (счетов, облигаций и т.д.) и накопленного богатства, вынуждает покупателей сократить закупки. (Эффект реальных кассовых остатков)
2. Рост общего уровня цен приводит к росту ссудного процента, сокращает покупки в кредит и инвестиции (эффект реальной ставки)
3. Снижается экспорт и растет импорт.
Влияние основных неценовых факторов на спрос:
1. Изменение только в государственных расходах. При росте государственных расходов совокупный спрос увеличивается, при сокращении государственных расходов совокупный спрос уменьшается.
2. При росте налогов уменьшается величина доходов, а потому совокупный спрос уменьшается и наоборот,
3. При росте численности населения (туризм, иммиграция, естественный прирост) увеличивается совокупный спрос,
4. При росте денежной массы и неизменном уровне цен совокупный спрос увеличивается,
5. Ожидание покупателей товаров и услуг и других благ. Ожидание роста экономики при неизменном уровне цен ведет к росту совокупного спроса.
Совокупный спрос удовлетворяется за счет совокупного производства, а оно выступает как совокупное предложение – оно может быть приравнено к реальному ВВП страны.
Основной фактор, определяющий величину совокупного предложения – общий уровень цен. Так же действует закон предложения.
При тех же темпах повышения цен, прирост реального продукта будет уменьшаться. Чем круче рост цен, тем медленнее идет прирост ВВП.
Неценовые факторы:
1. Рост цен факторов производства увеличивает издержки производства – уменьшает совокупное предложение
Нормальный кейнсианский случай, когда AS сдвиг связан с изменением издержек на единицу продукции. В результате изменится реальный выпуск ВВП, удорожание руда – вправо, снижение – влево.
2. Изменение производительности труда и эффективности производства – увеличивает совокупное предложение
3. Изменение налогов также влияет на совокупное предложение, только растет цена и не увеличивается ВВП.
Эта кривая синтез различных взглядов: кейнсианского и неоклассического.
1. Горизонтальный или кейнсианский отрезок кривой совокупного предложения показывает, что при наличии незанятых ресурсов (труда и др. факторов) есть возможность увеличить ВВП при неизменном уровне цен (это имеет место при глубоком спаде)
2. восходящий или промежуточный отрезок показывает, что увеличение реального ВВП сопровождается общим ростом цен, т.к. сокращаются неиспользованные ресурсы (растут издержки производства) и росту уровня цен.
3. классический (вертикальный) – полное использование ресурсов – экономика достигает потенциального уровня ВВП и дальнейшее повышение цен не приводит к росту реального ВВП – это характерно для долгосрочного периода.






