double arrow

Росморпорт и Администрация морского порта (АМП)


1.4.1. Структурно–функциональная схема Министерства транспорта Российской Федерации включает следующие подразделения:

· Федеральное агентство морского и речного транспорта.

· Федеральное агентство воздушного транспорта.

· Федеральная служба в сфере транспорта

· Федеральное дорожное агентство

· Федеральная агентство связи

· Федеральная служба по надзору в сфере связи

· Федеральное агентство железнодорожного транспорта

1.4.2. В соответствии с реорганизацией структуры правительства и министерств существовавшие до 2004 года в Министерстве транспорта России Государственная служба морского флота (Росморфлот) и Государственная служба речного флота (Росречфлот) преобразованы в Федеральное агентство морского и речного флота, объединившее морской и внутренний водный транспорт.

Федеральное агентство морского и речного флота (далее Агентство) является отраслевым блоком Министерства транспорта Российской Федерации, объединяющим структурные подразделения и осуществляющим в пределах своей компетенции специальные функции отраслевого управления в области морского и речного транспорта.

Агентство в пределах своей компетенции обеспечивает руководство деятельностью подведомственных Министерству федеральных государственных предприятий и федеральных государственных учреждений, осуществляющих деятельность на морском и речном транспорте.

Морской транспорт является частью транспортного комплекса, включающего организации и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перевозочную, погрузо–разгрузочную, транспортно–экспедиционную деятельность, исследованияе, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, содержание морских портов, ремонт судов и перегрузочной техник, а также работы, связанные с обеспечением и обслуживанием судоходных путей и гидротехнических сооружений, проведение научных исследований, подготовку кадров и иную деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте.

Агентство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отраслевыми блоками и структурными подразделения и от его имени и по поручению взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и объединениями.

Основными задачами агентства морского и речного транспорта являются:

· участие в разработке и реализации государственной политики на морском транспорте, концепций и программ развития морского транспорта, направленных на удовлетворение государственных нужд и потребностей организаций и физических лиц в морских перевозках грузов и пассажиров, а так же в других видах услуг морского транспорта;




· формирование и проведение на морском транспорте экономической, тарифной, научно-технической, кадровой и социальной политики;

· участие в формировании и реализации государственной политики в области морского образования с учетом международных и национальных требований к подготовке специалистов морского транспорта;

· разработка и совершенствование нормативной правовой базы, форм и методов государственного управления и регулирования морского транспорта;

· развитие международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Российской Федерации в области морского транспорта с иностранными государствами и международными организациями;

· совершенствование отношений по взаимодействию между морским и иными видами транспорта, грузовладельцами, операторами, экспедиторскими, агентскими и другими организациями в транспортных узлах;

· координация работ по доставке предъявляемых к перевозке грузов морем в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также деятельности организаций морского транспорта по перевозкам грузов для государственных нужд, обеспечение взаимодействия организаций морского транспорта со смежными видами транспорта;

· осуществление в пределах своей компетенции государственного надзора за торговым Мореплаванием, государственного портового контроля, управления использованием атомной энергии и контроля обеспечения ядерной и радиационной безопасности на соответствующих объектах морского транспорта;



· обеспечение реализации федеральных целевых программ развития морского транспорта, подготовка прогнозов, проектов концепций и программ развития морского транспорта на перспективу;

· обеспечение в пределах своей компетенции устойчивого функционирования морского транспорта в особый период, в чрезвычайных ситуациях и при проведении мероприятий по предотвращению террористических актов.

· охрана человеческой жизни на море и обеспечение защиты морской среды.

1.4.3. В результате проведения экономических реформ в России в 90–е г.г. большинство пароходств, портов, судоремонтных заводов (до реформы – государственных предприятий) были приватизированы и преобразованы в акционерные общества, а морские порты затем реорганизованы в конкурирующие коммерческие структуры в виде стивидорных, транспортно–экспедиторских, агентских и других компаний. Специфика преобразования морских портов при этом заключалась в том, что помимо обслуживания морских судов и пассажиров, перегрузки грузов и других традиционных работ и услуг, портами осуществлялся государственный портовый контроль. Его содержание практически полностью включает международно–правовые обязательства России. Контроль за этими обязательствами, являющейся прерогативой государства, не мог быть передан ни какому коммерческому предприятию. Одновременно с этим возник вопрос о государственном имуществе, которое по закону не подлежало приватизации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.1993 г. № 1299 “Об организации управления морскими портами” для выполнения государственных функций по обеспечению безопасности мореплавания, порядка в морском порту, осуществления государственного портового контроля и управления государственным имуществом, не подлежащим приватизации,в морских портах были созданы государственныеучреждения – Морские администрации портов (МАП)

На МАПы были возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания на акватории порта, надзору за технической эксплуатацией, ремонтом и реконструкцией гидротехнических сооружений (включая новое строительство), контроль за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию и законодательством РФ о торговом мореплавании. Источником финансировании этой деятельности были определены портовые сборы и арендная плата за находящиеся в федеральной собственности имущество морских портов, сдаваемое стивидорным компаниям.

В процессе становления рыночной экономики МАПы сыграли большую роль по обеспечению государственных интересов в портах, однако опыт работы МАПов вскрыл ряд противоречий с действующим законодательством и несоответствии, связанных с их функционировании в условиях внедрения новых технологий, возрастающих объемов перевалки экспортно–импортный грузов, предусматривающих более высокие требования к безопасности и экологичности. К ним относятся:

· осуществление ряда хозяйственный функций, несвойственных МАПам как государственным учреждениям, противоречащим нормам гражданского законодательства;

· включение в штат МАПов должности капитана порта, который в соответствии с кодексом торгового мореплавания (КТМ) подчиняется Министерству транспорта и наделен оперативно–властными полномочиями по обеспечению мореплавания и порядка в порту, что противоречит Бюджетному кодексу РФ

· отсутствие механизма централизации финансовых средств в рамках отрасли для приоритетного использования и развития портовых объектов находящихся в федеральной собственности;

· необходимость организации в морских портах эффективного взаимодействия государственных органов и коммерческих структур, в частности совершенствование пропускного режима через государственную границу, и усиление в этой связи роли Минтранса, ответственного за обеспечение эффективности функционировании транспортного комплекса.

С целью повышения эффективности государственного управления, в морских портах осуществлена реорганизация МАПов с образованием хозяйствующего субъекта ФГУП “Росморпорт”, в функции которого входит развитие инфраструктуры морских портов, содержание и модернизация технических систем безопасности мореплавания, эффективное использование госимущества морских портов и ФГУ “Администрация морских портов” (АМП) , которые должны осуществлять следующие функции:

· портовый контроль;

· обеспечение безопасности мореплавания в порту в зонах ответственности РФ;

· регулирование судоходства;

· обеспечение аварийно–спасательных операций и ЛРМ операций;

· регулирование деятельности судов, организаций и граждан в порту;

· регулирование ледовой обстановки;

· выполнение функций административного пропуска через границу;

· морская безопасность и контроль за мобилизационными операциями.

В соответствии с реорганизацией созданы бассейновые администрации морских портов БАМП (Мурманск, Санкт–Петербург, Новороссийск, Владивосток, Корсаков), возглавляемые капитанами этих портов, и имеющие филиалы в других портах.

Финансирование ФГУП “Росморпорт” и ФГУ “АМП” осуществляется за счет портовых сборов, разделенных между ними Постановлением правительства № 705 от 29.09.2002 г.

Предполагается что разделение административно–властных и хозяйственных функций будет способствовать созданию более совершенной системы отношений Минтранса России с ФГУ “Администрация морских торговых портов” и ФГУП “Росморпорт”

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: