1.6.1. Прогнозируемое развитие морского транспорта страны связано с развитием международных транспортных коридоров (МТК), для которых морские порты будут транспортными узлами формирования и развития грузопотоков, а морские пути – продолжением транспортных коммуникаций России на международных направлениях перевозок.
Возникновение и развитие МТК связано с расширением международного сотрудничества и необходимостью выбора наиболее рациональных путей транспортировки грузов и перемещения людей, концентрацией перевозок на ведущих транспортных коммуникациях, связывающих крупные экономические регионы с масштабными объемами производства и потребления, центрами банковского капитала, учреждениями, мегаполисами культуры, искусства, спорта.
Направления и состав МТК на территории России формируются в соответствии с географией, интенсивностью и структурой существующих и перспективных международных транспортных связей.
С середины 80–х гг. с целью повышения эффективности внешнеторговых связей Комитет по внутреннему транспорту ЕЭКООН возобновил инициативу по созданию МТК на направлениях наибольшей концентрацией грузо– и пассажиропотоков. К середине 90–х гг. эта проблема актуализировалась в связи с ускоренным развитием внешнеэкономического сотрудничества стран Западной и Восточной Европы, основой которого стал мощный индустриальный потенциал Запада и промышленно–сырьевая база Востока на фоне изменения геополитической обстановки. Необходимость создания благоприятных условий для транспортных связей между Востоком и Западом нашла отражение на IIОбщеевропейской конференции по транспорту (Крит 1994г.) и в ее решениях по созданию 10 панъевропейских (критских) коридоров, 3 из которых (№ 1, № 2, № 9) проходят по территории России.
Однако, принятая система панъевропейских коридоров, играя огромную роль в увеличении масштабов экономического сотрудничества между странами Европы, в тоже время обнаружила определенную ограниченность и неполное соответствие экономическим и геополитическим интересам России.
Во–первых, эта система не обеспечивала транспортного доступа к ряду регионов, являющихся крупными субъектами внешнеэкономической деятельности, таким, как Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и другие.
Во–вторых, система коридоров была ориентирована на развитие экономического сотрудничества России со странами Европы (традиционными партнерами), но не направлена на освоение динамично развивающихся связей со странами АТР, также входящими в сферу экономических интересов России.
В0–третьих, система панъевропейских транспортных коридоров не решала важную экономическую задачу России: активное использование ее мощного геополитического значения, а именно – ее центрального положения между двумя мировыми центрами деловой активности – Европы и Азии.
Поэтому уже в 1997 году на III–й Общеевропейской конференции по транспорту (Хельсинки) были одобрены предложения России по продлению 2–го МТК от Москвы до Нижнего Новгорода, с последующим выходом на Транссиб и по продлению 9–го МТК от Москвы на Астрахань и Ростов–на–Дону – Новороссийск.
Декларацией II Международной евроазиатской конференции по транспорту (Санкт–Петербург, сентябрь 2000 года.) были определены транспортные коридоры:
1. “Транссиб” – Европа (PETCs 2–3) – РФ – Япония с тремя ответвлениями из РФ:
· на Казахстан – Иран
· на Корейский полуостров
· на Монголию – Китай
2. “Север – Юг”: Северная Европа (PETCs)–РФ с тремя ответвлениями:
· на Кавказ – Персидских залив
· на Центральную Азию – Персидский залив
· через Каспийское море – Иран – Персидский залив.
1.6.2. Основные потоки внешнеторговых и транзитных грузов в нашей стране сосредоточены по географическим осям Запад–Восток и Север–Юг и совпадают с главными направлениями грузовых перевозок в межрегиональных сообщениях Учитывая размещение 90 % населения, промышленного и сельскохозяйственного производства в зоне тяготения транспортных коммуникаций указанных сообщений, Россия имеет большой национальный интерес в ускорении развития МТК.
Эффективное использование МТК на территории страны имеет принципиально важное, как политическое, так и экономическое значение. Однако заинтересованность зарубежного сообщества в реализации и полноценном функционировании российского проекта будет обеспечена только в случае, если сотрудничество с Россией не будет противоречить его собственным экономическим и политическим интересам. Поэтому Россия может извлечь преимущества, если станет привлекательным и емким рынком капиталов, передовых технологий, технически сложных машин и оборудования, а также предоставит свои транспортные коммуникации для перевозок грузов международной торговли на лучших, чем у конкурентов, коммерческих условиях, связанных с использованием современных технологий и достижений логистики. Лишь в этом случае страна сможет рассчитывать на поддержку не только отдельных фирм и стран, но и международных организаций, таких как Мировой банк МВФ, Европейский союз и другие.
В качестве дополнительных Евроазиатских международных транспортных маршрутов приняты:
· направление Санкт–Петербург – Пермь – Екатеринбург, обеспечивающее кратчайшую связь с Транссибом, морскими портами и пограничными переходами на Северо–западе России
· направление граница Украины (Харьков) – Самара – Уфа, являющиеся продолжением 3–го панъевропейского транспортного коридора и обеспечивающее связи Украины с Казахстаном и далее по Транссибу с КНР, Монголией и другими странами.
· Единая глубоководная система европейской части России, включая Волго–Донской канал и Волго–Балтийский водный путь, по которой осуществляется перевозки внутренним водным транспортом между Балтийскими Азово–Черноморским и Каспийским бассейнами.
· Северный морской путь имеющий большой нереализованный потенциал в обслуживании зоны российского севера и обеспечении международного транзита со станами Восточной Азии и Северной Америки.
В целях упорядочения и систематизации транспортных направлений каждому коридору присвоено индивидуальное обозначение:
· Коридор “Север–Юг” – NS
· Коридор “Транссиб” – TS
· Коридор “Северный морской путь” – SMP
· Коридор “Приморье –1” (Харбин – Гродеково – Владивосток\Находка\Восточный – порты АТР) – PRI;
· Коридор “Приморье – 2” (Хунбчум – Краскино– Посьет\Зарубино – порты АТР) – PR2;
· Панъевропейский транспортный коридор № 1 – PE1;
· Панъевропейский транспортный коридор № 9 – PE9.
В формируемой системе МТК на территории России панъевропейский транспортный коридор № 2 полностью включен в состав коридора “Транссиб”, участок панъевропейского коридора № 9 “Граница Финляндии – Санкт–Петербург – Москва” одновременно является частью коридора “Север–Юг”.
Организационно формирование МТК на территории России оформлено в виде самостоятельной Подпрограммы, входящей в состав федеральной целевой Программы “Модернизация транспортной системы России”, утвержденной Правительством РФ.