Тема 9. Федеративное устройство России

Тема 8. Конституционный статус Российской Федерации

Раздел III. Государственное устройство Российской Федерации

Тема 7. Конституционный статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации не отличается от правового статуса граждан. Они пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Такое правовое положение принято называть национальным режимом. Иностранные граждане пользуются в полном объеме личными и социально-экономическими правами, но их политические права и свободы ограничены: они не обладают в полном объеме избирательными правами, не могут участвовать в референдуме, в отправлении правосудия не имеют доступа к государственной службе.

Основы правового статуса иностранных граждан содержатся в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22августа, 2 ноября 2004 г., 18 июля, 29 декабря 2006 г., 6 января, 1,4 декабря 2007 г.). В соответствии с законом иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства (апатридом) признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Некоторые авторы объединяют иностранных граждан и лиц без гражданства общим понятием «иностранцы». Однако, несмотря на то, что в основном их правовой статус схож, не следует забывать, что имеются и определенные различия. В ч. 2 ст. 2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» говорится что понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства уста­навливаются специальные правила, отличающиеся от правил, уста­новленных для иностранных граждан.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство. Лица без гражданства пользуются такими же правами и несут такие же обязанности как иностранные граждане в Российской Федерации за исключение специально предусмотренных в федеральном законе положений.

Различают следующие категории иностранных граждан законно находящихся на территории Российской Федерации: иностранные граждане временно пребывающие на территории Российской Федерации, иностранные граждане временно проживающие в Российской Федерации, и иностранные граждане постоянно проживающие в Российской Федерации. Особый статус в соответствии с международными договорами РФ имеют дипломатические представители иностранных государств. Их права и обязанности отличаются от прав и обязанностей других иностранцев в части иммунитета от юридической ответственности (на территории РФ они остаются в области юрисдикции своего государства) и в сфере налогообложения.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. В случае заключения иностранным гражданином временно пребывающим на территории Российской Федерации трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), срок его пребывания продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание в органах исполнительной власти, ведающих вопросами внутренних дел. Разрешение на временное проживание выдается по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином в шестимесячный срок со дня подачи заявления в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство. В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство, который выдается на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Иностранные граждане обладают правом на охрану здоровья, на отдых, на социальное обеспечение, на здоровую окружающую среду, на пользование достижениями культуры, на жилище и другие права, предоставляемые Конституцией Российской Федерации. Иностранцам предоставляется право на свободное перемещение по территории Российской Федерации, однако возможно установление ряда ограничений этого права.

Особо оговаривается отношение иностранных граждан к избирательному праву. Оно предусмотрено ст. 12 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в соответствии с которой,иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Это положение касается всех обязанностей за исключением обязанности нести военную службу. Иностранцы не могут быть призваны на военную службу, не могут поступать на военную службу в добровольном порядке и не могут быть приняты на работу в вооруженные Силы Российской Федерации, и другие войска, воинские формирования и органы в качестве вольнонаемного персонала. В связи с данным положением представляется не вполне понятным положение Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», предусматривающее, что граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации без обязательного проживания на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно и без предоставления вида на жительство. Кроме того, у иностранных граждан есть одна обязанность не предусмотренная для граждан Российской Федерации – это обязанность своевременно покинуть территорию Российской Федерации. В случае невыполнения данной обязанности возможна депортация либо административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации.

Иностранные граждане несут ответственность за совершенные правонарушения наравне с гражданами Российской Федерации, вместе с тем, существуют такие правонарушения и такие меры ответственности, которые могут применяться только к иностранным гражданам. Это, например, рассмотренные нами ранее нарушения иностранными гражданами сроков пребывания на территории Российской Федерации или несоблюдение установленного порядка регистрации или порядка выбора места жительства и иные правонарушения, предусмотренные в главе административные правонарушения в области государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации» кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с нормами национального законодательства и взятыми международными обязательствами Россия обеспечивает защиту прав человека для всех лиц, которые прибегают к такой защите, если они подвергаются дискриминации или преследованию, несовместимому с демократическими принципами статуса личности. Возможно предоставление иностранным гражданам политического убежища. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии со ст. 63 Конституции Российской Федерации и положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища (утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г.) с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Ст. 14 Всеобщей декларации прав человека закрепляет, что предоставление убежища является мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться никаким другим государством как недружелюбный акт.

Политическое убежище предоставляется указом Президента Российской Федерации. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

· лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

· лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

· лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

· лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

· лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;

· лицо представило заведомо ложные сведения;

· лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Важное значение имеет также ст.1 Декларации 1967 г., которая устанавливает, что оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве. Предоставляя политическое убежище, Российская Федерация предоставляет лицам, которым предоставлено политическое убежище, права и свободы и возлагает обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца. Этот документ и является документом удостоверяющим личность для лиц, получивших политическое убежище в Российской Федерации.

Особые категории лиц представляют беженцы и вынужденные переселенцы, различие в статусе которых заключаются в основаниях получения такого статуса и в принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В Российской Федерации действует Федеральный закон «О беженцах» от 28 июня 1997 г. В соответствии с данным законом лицо может быть признано беженцем после прохождения следующих стадий:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем;

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем является удостоверение лица, признанного беженцем. Сведения о членах семьи лица, признанного беженцем, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, либо в удостоверение одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет.

Лицу, признанному беженцем, не достигшему возраста восемнадцати лет и прибывшему на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, также вручается удостоверение, если данному лицу не определено иное правовое положение на территории Российской Федерации.

Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации. Оно является основанием для регистрации в установленном порядке лица, признанного беженцем, и членов его семьи в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по внутренним делам на срок признания данного лица беженцем.

Беженцы в Российской Федерации пользуются правами наравне с гражданами Российской Федерации и несут все обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации. Однако, принимая во внимание особое положение беженцев, которые оказались в чужой стране без жилья и средств к существованию, законом о беженцах устанавливаются следующие дополнительные права:

- получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях;

- получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

- получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;

- получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения;

- охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

- пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения;

- содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);

- обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц.

- обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации;

- добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи наделяются следующими обязанностями:

- соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

- своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;

- соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

- сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

- сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

- сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

- проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 1995 г. «О вынужденных переселенцах», вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации, а также иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по перечисленным обстоятельствам. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Являясь гражданином Российской Федерации вынужденный переселенец, конечно, пользуется всеми правами граждан Российской Федерации. При этом ему дополнительно предоставляются следующие права:

- самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

- при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

- на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

Вынужденный переселенец обязан:

- соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

- соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

- при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;

- проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

В остальном правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев одинаков.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации - совокупность конституционно закрепленных признаков, характеризующих Российскую Федерацию как единое суверенное государство. Конституционно-правовой статус России определен Конституцией РФ 1993 г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1991 г., Федеративным Договором от 31 марта 1992 г.

Глава I Конституции РФ закрепляет формы правления и государственного устройства, политический режим, принципы взаимоотношений субъектов гражданского общества. Согласно Конституции РФ, Российская Федерация – государство:

· суверенное;

· демократическое;

· федеративное;

· правовое;

· социальное;

· светское;

· с республиканской формой правления.

Суверенное государство. Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене. Конституция РФ, определяя Российскую Федерацию как суверенное государство (ст. 4), не раскрывает содержания понятия «суверенитет». Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 7 июня 2000 г. № 10-П[44] определил, что суверенитет, предполагающий по смыслу ст.ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус. Таким образом, суверенитет Российской Федерации означает: 1) независимость Российской Федерации в отношении с другими государствами; 2) верховенство федеральных органов государственной власти в решении всех общефедеральных вопросов.

Носителем суверенитета выступает многонациональный народ Российской Федерации. Народный суверенитет – всевластие народа, определенное волей граждан, которая проявляется во всех сферах жизни через национальный суверенитет и государственный суверенитет и реализуется в создании национально-государственного или национально-территориального образования или в создании независимого государства.

Государственный суверенитет Российской Федерации определяется совокупностью следующих суверенных прав:

· учредительное и законодательное верховенство Российской Федерации;

· свободный выбор собственного наименования;

· учреждение собственной системы высших, центральных, иных органов государственной власти;

· территориальное верховенство;

· одностороннее регулирование Российской Федерацией отношений гражданства;

· экономическое верховенство;

· полная международная правосубъектность;

· обладание собственной государственной символикой[45].

Учредительное и законодательное верховенство Российской Федерации выражается в праве Российской Федерации на установление и изменение конституционно-законодательных основ жизнедеятельности государства и обществаиреализуется в форме:

· разработки, принятия и изменения Конституции;

· осуществления законодательной деятельности в пределах своей компетенции.

Конституция РФ и федеральные законы, согласно п. 2 ст. 4 Конституции РФ, имеют верховенство на всей территории России, действуют прямо и непосредственно, не нуждаются в подтверждении в какой-либо форме субъектами Федерации. По общему правилу, федеральные акты имеют более высокую юридическую силу, чем акты субъектов Российской Федерации. В случае противоречия конституций (уставов), законов, иных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации или по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, суды и иные правоприменители обязаны применять федеральную Конституцию и федеральные законы. В случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов ведения российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Россия обладает исключительным правом на установление, изменение собственного наименования, его защиту, определение порядка его использования. Наименование «Российская Федерация (Россия)» введено Законом РСФСР от 25 декабря 1991 г.; 21 апреля 1992 г. включено в Конституцию РСФСР 1978 года. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» - равнозначны (ст. 1 Конституции РФ) и могут использоваться для наименования государства как вместе в соответствии с формулировкой ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, так и по отдельности. Порядок использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и других структур (за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений) определяется нормативными актами Российской Федерации.

На территории Российской Федерации создается единая федеральная система государственных органов – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и ведомства РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, иные федеральные суды, Генеральный прокурор РФ. Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности отнесено п. «г» ст. 71 Конституции РФ к числу исключительных полномочий Российской Федерации.

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, которая включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. (в редакции от 19 июля 1997 г. И от 24 декабря 2002 г.) называет следующие составляющие государственную территорию элементы: сушу, воды, недра и воздушное пространство, очерчиваемые Государственной границей Российской Федерации – линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью.

Территориальное верховенство Российской Федерации означает невозможность изменения территории российского государства без его согласия и отражается в следующих конституционных положениях:

· территория Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации (п «б» ст. 71 Конституции РФ);

· государственная территория является пространственным пределом распространения государственной власти Российской Федерации;

· в пределах территории Российской Федерации не допускается иной власти, которая могла бы существовать наряду с государственной властью Российской Федерации или вне ее контроля;

· Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Гражданство Российской Федерации является единым, приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.). Российская Федерация, как суверенное государство, в одностороннем порядке определяет круг лиц, признаваемых российскими гражданами, порядок приобретения и прекращения российского гражданства, правовое положение на своей территории иностранных граждан и лиц без гражданства. На территории Российской Федерации ее граждане обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6).

Экономическое верховенство означает, что в Российской Федерации существуют единое экономическое пространство, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддерживается конкуренция и свобода экономической деятельности государственных и негосударственных организаций (ч. 1 ст. 8, ст. 74 Конституции РФ), обеспечивается плюрализм форм собственности.

Единое экономическое пространство предполагает обеспечение единого правового регулирования хозяйственных и финансовых отношений на всей территории России. Этот конституционный принцип гарантируется государством через:

· установление правовых основ единого рынка: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ);

· установление единой денежной единицы, осуществление денежной эмиссии, запрет на введение иных денежных единиц в РФ (ст. 75 Конституции РФ);

· закрепление системы федеральных налогов и общих принципов налогообложения в РФ (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ);

· установление основ ценовой политики (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ);

· единство гражданского и гражданско-процессуального законодательства (п. «о» ст. 71 Конституции РФ);

· установление единства стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета (п. «р» ст. 71 Конституции РФ).

Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает снятие всех ограничений на пути перемещения товаров и финансовых средств на территории России. Этот принцип гарантируется государством через:

· введение запрета на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ);

· введение единых государственных стандартов и правового регулирования порядка создания и деятельности предприятий;

· введение единых правил лицензирования видов предпринимательской деятельности;

· введение единых стандартов сертификации товаров и услуг.

Российская Федерация как суверенное государство обладает полной международной правосубъектностью. В исключительном ведении Российской Федерации находится внешняя политика и международные отношения; международные договоры РФ; вопросы войны и мира. Российская Федерация вправе состоять в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает российскую государственную символику: Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, описание и порядок использования которых, согласно ч. 1 ст. 70 Конституции РФ, устанавливается федеральным конституционным законом.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Столица государства – город Москва. Статус столицы установлен Законом РФ от 15 апреля 1993 г.

Демократическое государство – это государство, в котором единственным источником власти выступает народ, а отдельная личность, ее права и свободы являются высшей ценностью. Органы государственной власти получают свою власть от народа, действуют от его имени и в его интересах. Составной частью принципа демократии выступает народный суверенитет, в понятие которого входит формирование органов государственной власти в соответствии с установленной процедурой учитывая мнение каждого гражданина при голосовании на основе принципа формального равенства. Признаками демократического государства выступают:

· верховенство (господство) права во всех областях жизни общества;

· приоритет прав и свобод личности;

· политическое многообразие (многопартийность);

· разделение власти.

По форме государственного устройства Россия является федеративным государством, состоящим из равноправных субъектов (ст. 65 Конституции РФ).

Федерация – форма государственного устройства, объединение государственно-территориальных образований, обладающих собственной правосубъектностью (субъектов федерации), в единое союзное государство.

Федеративное устройство призвано обеспечить хозяйственное и политическое единство страны с большой территорией и разобщенными районами. Оно успешно сочетает в себе преимущества государственного единства и централизованной власти со сбалансированной самостоятельностью членов, служащей в качестве некоей невидимой оси государства, вырабатывается как бы из двойного источника - волеизъявления всех ее граждан с одной стороны, и государств членов – с другой[46].

Особенность федеративных, в отличие от унитарных государств состоит в том, что кроме горизонтального разделения властей на законодательную исполнительную и судебную, существует и вертикальное деление между федеральным уровнем государственной власти и уровнем власти субъектов Российской Федерации.

В науке конституционного права все федерации классифицируются по различным ос­нованиям. Одной из основных классификаций является деление федераций на симметрич­ные и асимметричные.

Симметричная федерация предполагает равный (универсальный) статус для всех субъектов федерации и их равенство во взаимоотноше­ниях с федеральным центром. Симметричная федерация в идеале состоит из однопорядковых составных частей. В свою очередь асимметричная модель предполагает существование двух или не­скольких видов субъектов федерации с конституционно закрепленным различным экономико-правовым статусом и особым характером их взаимоотношений с федеральным центром[47].

Федерации классифицируют и по способу их создания на федерации построенные по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется следующими признаками:

· Юридическое и фактическое разграничение компетенций между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами;

· в территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из состава федерации;

Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Наряду с общими признаками, которые присущи любому союзному государству, они имеют ряд существенных особенностей. Эти особенности обусловлены многонациональным составом населения, которое более или менее компактно проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию. Национальная федерация независимо от ее разновидностей характеризуется следующими основными признаками:

· субъектами такой федерации являются национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурой, традициями, обычаями и религией;

· национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Она служит одним из важнейших факторов осуществления нациями права на самоопределение;

· национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций. Современные национальные федерации становятся по своей сути такими государственными объединениями, в которых все их субъекты обладают признаками государственного суверенитета;

· высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации. Депутаты, работающие в парламентах национальных федераций, представляют все нации и народности страны. На таких же принципах формируются и функционируют общефедеральные исполнительные и судебные органы. Это позволяет учитывать особенности развития каждого национального государства, обеспечивать их экономическую самостоятельность, независимость в межгосударственных отношениях. Центральная власть, таким образом, призвана обслуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях - координировать их;

· каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство, если он не желает вступать с другими нациями в федеральные государственные отношения или намерен перейти из состава одного многонационального государства в другое, сохраняя свой суверенитет.

Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая им наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры.

Федеративная природа России - государство составляют территориальные образования, имеющие самостоятельно формируемые органы власти, собственную территорию и население.

Особенности федеративного устройства России:

n национально-территориальный характер

n асимметричность (неравенство прав субъектов)

n наличие различных видов субъектов

Россия обладает чертами и территориальной и национальной федерации, так как в рамках Российской Федерации существует шесть видов субъектов, сформированных по двум основным кри­териям: территориально-демографическому и национальному. Субъекты имеют различные наименования: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Каждый субъект Российской Федерации индивидуален, имеет экономиче­ские, национальные, религиозные, демографические, климатические и другие особенности, которые необходимо принимать во внимание при организации взаимодействия с федеральным центром и другими субъ­ектами. Вместе с тем, ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации устанавливает равноправие субъектов Российской Федерации. Это означает, что в Российской Федерации не может быть каких-либо привилегированных субъектов.

Характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации определяют следующие конституционные принципы:

· государственная целостность;

· единство системы государственной власти;

· разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов;

· принцип равноправия и самоопределения народов;

· равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Принцип государственной целостности Российской Федерации, закрепленный в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, означает:

· территория Российской Федерации едина и неделима;

· власть органов Российской Федерации распространяется на всю территорию страны в рамках тех полномочий, которые отнесены к ведению Федерации;

· субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из состава Российской Федерации;

· Российская Федерация не вправе в одностороннем порядке изменить субъектный состав, определенный Конституцией, в частности исключить субъект из своего состава.

Конституция РФ закрепляет определенную структуру органов государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Так, п. «н» ст. 72 Конституции РФ относит к совместному ведению РФ и ее субъектов установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Система органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ).

Единство системы государственной власти, обеспечивается следующим образом:

· единство природы органов государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ: построение системы органов государственной власти в субъектах РФ осуществляется субъектами самостоятельно, но должно основываться на принципе разделения властей, закрепленном в ст. 10 Конституции РФ;

· соответствие видов органов государственной власти РФ и субъектов РФ обозначенным в Конституции РФ: для осуществления законодательной деятельности создается представительный орган государственной власти; исполнительную власть осуществляет соответствующий орган этой ветви власти; судебная система устанавливается федеральным конституционным законом;

· единообразный порядок образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаемый федеральным законом;

· наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации едиными основными полномочиями.

Закон предусматривает меры по обеспечению со­ответствия Конституции Российской Федерации и феде­ральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, и предусматривает ответственность органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации.

Как отмечает В.Е. Чиркин, единство системы государственной власти в условиях Федерации, где существует государственная власть Федерации и государственная власть ее субъектов, предполагает иерархию властей. Государственная власть Федерации представляет народ всего сообщества, государственная власть субъекта – это власть части народа на ее территории. Первая суверенна, вторая – нет. Федеральная государственная власть ограничена только теми полномочиями, которые федеральная конституция закрепляет за субъектами, государственная власть субъектов ограниченная и подчинена государственной власти. Отсюда проистекает принцип верховенства федерального права и возможность федерального принуждения в отношении субъектов[48].

Важное значение имеет ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации, которая содержит положение о том, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Таким образом, принцип единства государственной власти требует, чтобы система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации устанавливалась в соответствии с положениями, принятыми Федерацией. Такая позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 января 1996 г[49].

Федеративное устройство Российской Федерации основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Конституция РФ определяет предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), а также содержит положение, согласно которому вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, помимо Конституции РФ, осуществляется Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между соответствующими органами государственной власти по вопросам разграничения полномочий по предметам совместного ведения (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ).

Разделение компетенции между Российской Федерации и ее субъектами - один из важнейших принципов российского федерализма. Ст. ст. 71, 72, 73, 76 Основного Закона содержат основы разделения законодательной компетенции Федерации и ее субъектов. Важнейшие вопросы отнесены к сфере исключительного ведения Федерации. Отнесение этих вопросов к ведению Федерации означает, что только органы государственной власти Федерации могут осуществлять по этим вопросам детальное правое регулирование, принимая федеральные конституционные и федеральные законы. Субъекты Федерации действуют в рамках четко предписанных им федеральными органами полномочий и могут принимать лишь детализирующие законы. Предметы ведения Российской Федерации закреплены в ст. 71 Конституции Российской Федерации, включающей в себя 18 пунктов. Эти положения можно классифицировать на семь групп: вопросы государственного строительства, ре­гулирования экономики и социальных отношений, внешних сноше­ний, обороны и охраны границы, создания правоохранительных ор­ганов и правовой системы, метеорологии и статистической отчетнос­ти, государственных наград и почетных званий Российской Федерации, Существуют и другие классификации[50].

Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов предполагает решение вопросов отнесенных к данной сфере совместно Федерацией и субъектами. По данным вопросам принимаются федеральные законы, а также в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Конституционный механизм реализации совместного ведения не предполагает разделение предмета, совместного ведения, а устанавливает разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами при реализации того или иного предмета совместного ведения. Совместное ведение выступает так же, как и совместная деятельность в сфере реализации полномочий и взаимная ответственность за их надлежащую реализацию. Таким образом, при решении вопросов, относящихся к совместному ведению и Федерация и ее субъекты обладают определенными полномочиями[51].

Вне пределов федерального и совместного ведения, субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование посредством принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Сфера ведения субъекта Российской Федерации является исключительной.

Существуют различные формы влияния Федерации на осуществление компетенции субъектов: Федерация вправе осуществлять прямое регулирование части общественных отношений в сфере предметов совместного ведения; вправе принимать в этих сферах рамочные законы (в совокупности обе группы актов предопределяют главные линии последующего нормативного регулирования в субъектах РФ по предметам совместного ведения); оказывать помощь субъектам, в том числе в осуществлении полномочий, которые по принципу разграничения отнесены к их ведению; Федерация призвана координировать усилия субъектов, обеспечивать согласованные свои и их действия[52].

Принцип равноправия народов реализуется в следующих конституционных положениях:

· Конституция РФ всем гражданам, независимо от национальной принадлежности, гарантирует равные личные, политические, социально-экономические права и свободы;

· гарантируются права различных национальных меньшинств, этнических групп, коренных малочисленных народов;

· закрепляется право свободно определять свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком.

Право народов на самоопределение традиционно понимается как право на отделение и образование самостоятельного государства. Это право каждой нации свободным волеизъявлением ее большинства, без вмешательства извне определять характер и форму своего государства, его конституцию, свои отношения с другими государствами[53]. Конституция Российской Федерации предусматривает право народов на самоопределение в рамках Российской Федерации. Это положение запрещает односторонний выход субъектов из состава Федерации. Все народы сохраняют за собой право изменить форму своей политической организации, его законодательство, но только в рамках Российской Федерации и в рамках, предусмотренных федеральной Конституцией и законами Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации могут избрать любую территориально-государственную форму своего существования в составе Российской Федерации. Но они не могут изменить положения, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Все народы Российской Федерации имеют право на самоопределение, при этом реализация этого права возможна лишь в рамках Российской Федерации либо в иной форме, но с согласия Российской Федерации.

Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты Российской Федерации, независимо от вида (республика, автономная область, автономный округ, край, область, город федерального значения) обладают равными правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Равноправие субъектов проявляется в следующем:

· равенство субъектов РФ между собой (п. 1 ст. 5). Каждый субъект обладает конституционно-правовым статусом, включающим одинаковые элементы;

· равенство субъектов во взаимоотношениях с федеративными органами государственной власти (п. 4 ст. 5). Все субъекты Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти обладают одинаковыми правами, ни один субъект не может иметь преимуществ по сравнению с другими субъектами;

· равенство полномочий субъектов в плане предметов совместного ведения с федеративными органами (п. 2 ст. 72). Конституция РФ закрепляет одинаковые для всех субъектов принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации.

Все субъекты Федерации в равной мере пользуются гарантиями, предоставляемыми им со стороны федерального центра в соответствии с Конституцией РФ. В юридической литературе к числу таких гарантий относят: обеспечение обороны, безопасности, защиты внешних границ субъектов; невозможность изменения их территории без их согласия; закрепление за субъектами таких прав, как право утверждать поправки в федеральную конституции., право законодательной инициативы в федеральном парламенте, право обращения в Конституционный Суд РФ[54].

Правовое государство – это форма организации и деятельности публично-политической власти, обеспечивающей свободы гражданского общества и автономию граждан.

Содержание принципа и характеристики Российского государства как правового означает ограничение деятельности государства правовыми нормами и предполагает: а) нормативное закрепление компетенции органов государственной власти, (б) преобладание права над произволом, (в) равенство в правах – формальное равенство, (г) судебный (независимый) механизм применения правовых норм, (д) ограничение власти правами отдельной личности. Свобода усмотрения у государственных органов остается, хотя и она должна регулироваться правом в виде установления целей и принципов деятельности. В «формальном» смысле принцип правового государства предполагает также (е) следование иерархии правовых норм.

Согласно Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство. Положение о социальном государстве впервые получило закрепление на конституционном уровне в Конституции РФ 1993 года, согласно ч. 1 ст. 7 которой, «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». При этом часть 2 указанной статьи устанавливает, что «…в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В данной норме подразумевается достижение основных целей социального государства методами, входящими в комплекс мер (гарантий) социальной защиты.

Закрепление принципа социальной государственности в качестве основы конституционного строя Российской Федерации означает признание ценности социального государства в качестве ориентира развития российского общества. Главными задачами такого государства является:

- государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

- охрана труда и здоровья людей;

- назначение пенсий и пособий нетрудоспособным;

- установление гарантированного минимального размера заработной платы.

Социальное государство обязано: создать условия для обеспечения граждан работой; обеспечить гражданам прожиточный минимум; охранять наемный труд; поддерживать развитие образования, здравоохранения, культуры; проводить социально-ориентированную экономическую политику; проявлять заботу о семье, охранять материнство и детство.

Каждый человек вправе рассчитывать на достойный жизненный уровень и достижение этой цели одна из главнейших стратегических задач нашего государства.

Российская Федерация признается светским государством (ч. 1. ст. 14 Конституции РФ). Этим положением определяется отношение государства к религии. Основой этих отношений является свобода совести, поскольку никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной. Религиозные объединения отделены от государства, что не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений как граждан участвовать в управлении делами государства. Государство ведет политику нейтралитета по отношению ко всем религиозным группам, которые обязаны действовать в рамках закона. Религиозные объединении не участвуют в формировании органов государственной власти; не вправе участвовать в формировании избирательных органов; обязаны соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство; не финансируются гражданами.

Исходя из положений ст. 1 Конституции, по форме правления Россия – республика. Республиканская форма правления предполагает: (а) формальную конституционную законность в деятельности всех государственных органов, (б) определение компетенции органов законом, (в) формирование высших органов власти в результате выборов.

Относительно определения России как парламентской или президентской республики(1) в литературе единого мнения нет. В парламентской республике (1)правительство несет политическую ответственность перед парламентом, назначается и отправляется им в отставку, (2) глава государства может избираться парламентом, (3) со стороны правительства существует контроль за решениями главы государства, который связан с неответственностью последнего (контрассигнация), (4) глава государства не имеет права вето в отношении законов, принимаемых парламентом, (5) глава государства представляет страну, но определяет внутреннюю и внешнюю политику правительство, (6) для решения кризисов отношений парламента и правительства глава государства может распустить парламент. Некоторые из перечисленных признаков (1) и (6) обнаруживаются и в России, что позволяет говорить о формальном закреплении смешанной формы правления.

Статья первая Конституции Российской Федерации закрепляет федеративную форму государственного устройства в Российской Федерации. Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из множества государственных образований, обладающих определенной степенью политической самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство призвано обеспечить хозяйственное и политическое единство страны с большой территорией и разобщенными районами. Оно успешно сочетает в себе преимущества государственного единства и централизованной власти со сбалансированной самостоятельностью членов, служащей в качестве некоей невидимой оси государства, вырабатывается как бы из двойного источника - волеизъявления всех ее граждан с одной стороны, и государств членов – с другой[55].

Федеративная форма государственно-территориального устройства обусловливает многие принципиальные особенности существования России. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов, имеющих различные наименования: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Каждый субъект Российской Федерации индивидуален, имеет экономиче­ские, национальные, религиозные, демографические, климатические и другие особенности, которые необходимо принимать во внимание при организации взаимодействия с федеральным центром и другими субъ­ектами. Вместе с тем, ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации устанавливает равноправие субъектов Российской Федерации. Это означает, что в Российской Федерации не может быть каких-либо привилегированных субъектов. Равноправие субъектов проявляется: в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации[56].

Вместе с тем, несмотря на закрепление в Конституции Российской Федерации равноправия субъектов, субъекты Российской Федерации не могут обладать полностью одинаковыми полномочиями. Прежде всего, субъекты Российской Федерации различаются по принципам формирования. Часть из них образовано по национальному, а часть по территориальному принципу. К национально-государственному типу можно от­нести республики в составе Российской Федерации и автономные единицы - автономная область и автономный округ (национально-государственные образования), а к территориально-государственному типу - края, области, го­рода федерального значения. Все субъекты равноправны с федеральным центром, они имеют одинаковый правовой статус вне зависимости от их государственно-правовой природы, они обладают одинаковым объемом прав и обязанностей, одинаковыми предметами совместного ведения но в то же время некоторые из них имеют или могут иметь дополнительные права и обязанности, а также могут отличаться большим разнообразием по многим объективным причинам[57]. Имеются объективные различия, которые влияют на взаимоотношения с федеральным центром.

В основе российской модели федерализма лежат следующие принципы:

· государственная целостность,

· единство системы государственной власти,

· разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

· равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Особенность федеративных, в отличие от унитарных государств состоит в том, что кроме горизонтального разделения властей на законодательную исполнительную и судебную, существует и вертикальное деление между федеральным уровнем государственной власти и уровнем власти субъектов Российской Федерации. Поэтому, как отмечает К.С. Гаджиев, самой сложной и запутанной из всех проблем, связанных с федерализмом является проблема суверенитета[58]. Обладают ли суверенитетом субъекты в составе Федерации? По этому вопросу существует две позиции. Сторонники одной точки зрения считают, что субъекты Федерации не могут обладать суверенитетом, поскольку не может быть государства в государстве. Сторонники второй точки зрения считают, что каждый субъект Федерации сохраняет политико-правовое качество суверенной государственности, хотя его суверенитет и ограничивается в рамках переданных федеративным органам компетенции. Конституция Российской Федерации закрепляет, что федеративное устройство Российской Федерации основано на «государственной целостности», которая включает в себя единство территории, государственного суверенитета, экономического и правового пространства.

Говоря о территориальной целостности федеративного государства, подразумевают единство его границ и целостность общества, живущего на его террито­рии. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции образуется из территорий субъектов Федерации, внутренних вод, территориального моря, воздушного пространства над ними, но это не просто сумма территорий, а «определенная федеральная целостность»[59]. Сам факт конституционного определения территории государства — сущест­венная гарантия его целостности, ибо для изменения территории необходимо изменение самой Конституции.

Очень важной гарантией территориальной целостности Российской Федерации является отсутствие в Конституции предписания, предусматрива­ющего право на сецессию, т.е. на одностор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: