Методология установления цены на новую продукцию повышенного качества имеет последовательность, приведенную ниже.
1. Выбор изделия, которое в дальнейшем будет служить базой для сопоставления новой продукции по технико-экономическим характеристикам.
2. Расчет верхней границы цены на новое изделие (лимитной цены).
Верхняя граница цены ¾ это условно максимальная цена нового изделия, при которой производство и потребление одинаково выгодны как производителю, так и потребителю.
Верхнюю границу рассчитывают по следующей формуле:
где Цб ¾ цена базового изделия, руб.;
Q н, Q б ¾ годовые объемы продукции, производимой на новой и базовой технике соответственно, шт./год;
На.б, На.н ¾ норма амортизационных отчислений базовой и новой техники соответственно;
Е н ¾ нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности, Е н = 0,2-0,33;
Иб, Ин ¾ эксплуатационные издержки на производство годового объема продукции при использовании единицы базового и нового (на тот же объем продукции) оборудования, руб.;
|
|
DК ¾ изменение единовременных капитальных вложений при использовании нового оборудования вместо старого, руб.
Показатель долговечности, т. е. учет изменения срока службы нового изделия по сравнению с базовым изделием,
D Т = (На.б + Е н): (На.н + Е н),
На.б = 1: Т б, На.н = 1: Т н,
где Т б, Т н ¾ сроки службы базового и нового изделия соответственно с учетом морального износа, год.
3. Расчет нижней границы цены. Нижняя граница цены ¾ это такой ее уровень, при котором товаропроизводителю возмещаются текущие издержки производства и прибыль, рассчитанная исходя из норматива рентабельности:
Цн = Сн + Рн ´ Cн,
где Сн ¾ себестоимость единицы новой продукции, принимаемая за базу при расчете, руб./шт.;
Рн ¾ норматив рентабельности.
4. Расчет затрат на подготовку и освоение новой продукции (Зп.н).
5. Определение экономической эффективности новой модели оборудования путем сопоставления верхнего и нижнего предела цены, скорректированного на затраты на подготовку и освоение новой продукции:
Э = Цв - (Цн + Зп.н).
Этот экономический эффект можно определить для производителя и потребителя.
Для производителя годовой экономический эффект по новой модели оборудования
Эпр = [(Сб + Е н ´ Кб) - (Сн + Е н ´ Кн)] ´ Q,
где Сб, Сн ¾ себестоимость производства на единицу продукции старого (базового) и нового качества соответственно, руб./шт.;
Кб, Кн ¾ дополнительные капитальные вложения производителя на единицу оборудования базовой и новой модели соответственно (т. е. на выпуск самого оборудования), руб./шт.);
|
|
Q ¾ количество нового оборудования, шт.
Для потребителя годовой экономический эффект
где ¾себестоимость эксплуатационных работ на единицу оборудования (эксплуатационные расходы, амортизация, ремонт и т. д.) базовой и новой техники соответственно, руб./шт.;
¾капитальные вложения на единицу продукции по базовому и новому варианту соответственно (т. е. капитальные вложения для покупки оборудования, отнесенные к единице выпускаемой продукции), руб./шт.
Для обеспечения эффективности производства товаропроизводитель должен заботиться о повышении конкурентоспособности своей продукции и перспективной номенклатуре товара, объем реализации которой зависит от соответствия этой продукции требованиям рынка.
Покупатель, приобретая технический проект на создание новой продукции, хочет знать:
¨ технико-экономические параметры нового товара;
¨ себестоимость его производства;
¨ ориентировочную цену;
¨ эксплуатационные расходы;
¨ длительность жизни товара на рынке;
¨ масштабы распространения и т. п.
Критерием заинтересованности товаропроизводителя и покупателя выступает прибыль, которую ожидают получить заинтересованные стороны.
Этап купли-продажи может быть представлен двумя вариантами:
1) фиксированной суммой денежных средств;
2) определенным процентом от прибыли, полученным продавцом, которая создается покупателем в процессе освоения и производства новой продукции.
Величина оплаты, т. е. процентная ставка отчислений (роялти), в значительной мере зависит от себестоимости новой продукции.