double arrow

Понятие цены, функции и виды цен

Цена ¾ денежное выражение стоимости товара; это экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого времени. Такое определение соответствует затратному подходу формирования цен, т. е. основой этого подхода являются производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском продукции.

В таком определении центр тяжести перенесен на понятие «стоимость». Однако стоимость, как затраты труда на производство товара, количественно не измерить. Поэтому стоимость, а значит и цену, стали находить посредством затратного принципа, согласно которому цена определяется суммарными затратами всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, т. е. издержками производства или себестоимостью.

Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены:

Ц = И + П.

При рыночном подходе формирования цен определяющими факторами ценообразования являются конъюнктура рынка, спрос и предложение. В рамках такого подхода приемлемо следующее определение: цена ¾ это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

В такой формулировке выделяются два основных акцента:

1) подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления;

2) цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар, поэтому вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится.

Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую играют цены в экономике.

Функции цен и способы их реализации различают в зависимости от того, в какой экономике они действуют: централизованно-государственного или рыночного типа. Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар.

С измерительной функцией соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. При сравнении цен появляется возможность различать более и менее дорогие товары, дорогие и дешевые.

Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Например, на предприятии есть пять станков, но другое дело, когда в учете используется цена, т. е. на предприятии есть пять станков по 300 тыс. руб. на общую сумму 1,5 млн руб.

Как измеритель цена может представлять собой один из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных функций цен следует возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены представляют собой основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. Уровень цен способствует выравниванию спроса и предложения, т. е. происходит саморегулирование товарно-денежных процессов.

В нерыночной экономике искусственность навязывания регулирующей функции цене является малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а следовательно, и регулирования экономики.

При наличии государственного воздействия на цены цена может выполнять распределительную функцию, что в полной мере используется в централизованной экономике. Повышая или понижая оптовые и розничные цены, можно тем самым перераспределять доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Недаром же советская номенклатура приобретала блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных закрытых «распределителях». Однако при этом создаются перекосы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, возникают конфликты и на экономической, и на социальной почве.

Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменения чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимают во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Как в нерыночной, так и в рыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения суммы, вырученной от продажи. Механизм этого влияния основан на желании производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги.

Разница между проявлением этой функции в рыночной и нерыночной экономике заключается в том, что в рыночной производитель стремится увеличивать и товар, и качество, и цену, а в нерыночной ¾ только цену.

В рыночной экономике цена является объективной категорией, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения, денежного обращения. Все попытки насильственно назначать так называемые «правильные», «нужные» цены приводят только к нарушению объективных экономических законов. Вследствие этого ¾ углубление дефицита, инфляция, спекуляция, социальная несправедливость, талоны. Однако и в условиях рынка не избежать регулярного воздействия государства на цены, ценовой механизм, ценовую политику.

Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен.

1. Виды цен в зависимости от сфер торговли. Цены определяет вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, т. е. масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены подразделяют на оптовые (отпускные), розничные, закупочные и тарифы (расценки).

Оптовыми (отпускными) называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли.

Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на товарных биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, т. е. в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.

Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Закупочными являются цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

Тарифы (расценки) ¾ это цены на услуги, например, оплата коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон и т. д. При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, а также качество.

2. Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования. Такие цены могут быть жестко фиксированными (назначаемыми), регулируемыми (изменяемыми), договорными (контрактными) и свободными (рыночными).

Жестко фиксированные цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. В основе такого ценообразования лежит затратный принцип.

Регулируемые цены изменяются государственными органами. В этом случае воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный характер. Чаще всего регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом, устанавливать цены выше которого запрещено. Также проводится регулирование путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности). Это означает, что отношение прибыли к себестоимости или к цене не должно превосходить заданного уровня. Например, если отношение прибыли к себестоимости П: С < 50% и С = 1000 руб., то цена Ц £ 1500 руб.

Эти ограничения обычно вводят для предприятий-монополистов.

В условиях рыночной экономики регулирование распространяется на товары и услуги, имеющие жизненное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо, энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости).

Договорными являются цены, величина которых определена соглашением перед актом купли-продажи или документально зафиксирована контрактом между продавцами и покупателями.

В договорах принято выделять специальный раздел, в котором устанавливается уровень цен: диапазон цен (в пределах от и до), верхний и нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств (не зависящих от продавца и покупателя), принятия новых законов.

Свободные цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

Рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называется либерализацией цен.

3. Другие виды цен. Эти цены классифицируют по самым разнообразным признакам.

Сопоставимые, или неизменные, цены учитывают изменение цен в отчетный период с помощью индекса цен или показателя уровня инфляции. Их применяют при экономическом анализе, планировании, статистике, для исследовательских целей.

Индекс цен ¾ это коэффициент пересчета, отражающий изменение цены планового года по сравнению с базовым годом.

Проектные цены используют в процессе проектирования новых видов изделий, товаров, услуг. С учетом их приближенного характера часто определяют предельный уровень новых цен в виде лимитных цен.

Применительно к строительству, на этапе проектирования устанавливается цена строительного объекта с учетом всех видов затрат, называемая сметной стоимостью.

Расчетные цены определяются посредством расчетов.

Прейскурантные цены ¾ это цены на товары и услуги, фиксируемые в документальной форме в виде прейскурантов, т. е. указателей цен. В условиях государственного ценообразования прейскурант, ценник был основным, иногда первичным ценовым документом. В рыночной экономике прейскурант становится справочным документом.

Прогнозные и плановые цены используются в ходе осуществления планово-управленческих работ.

В советской экономике считалось, что на предприятиях действуют плановые цены. В действительности цены не устанавливались планами, а были объектом управления государственными органами ценообразования. В то же время государственные планы экономического и социального развития составлялись на определенной ценовой базе, которая была скорее прогнозно-аналитической, чем плановой. Несомненно, что и в экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляют бизнес-проекты, бизнес-планы, планы фирм, индикативные государственные планы-прогнозы.

Биржевые, аукционные, комиссионные цены предопределяются видом рынка, на котором они образуются.

Мировые цены представляют собой цены, устанавливаемые на однотипные товары в разных странах, т. е. цены мирового рынка. Их обычно исчисляют в свободно конвертируемых валютах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: