Механизмы ценообразования

Механизм ценообразования представляет собой связь между ценой и ценообразующими факторами; способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.

Механизмы ценообразования могут быть затратными и рыночными.

Суть затратного механизма состоит в том, что величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих собой затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

Различают следующие издержки:

¨ средние, определяемые в расчете на единицу товара из всего количества производимых товаров;

¨ предельные, представляющие собой прирост общих издержек, обусловленный увеличением производства и продажи товара на одну единицу. Обычно предельные издержки ниже средних;

¨ устанавливаемые на основе калькуляции, т. е. бухгалтерского расчета затрат (расходов) по их отдельным элементам (суммарные издержки производства принято называть себестоимостью).

По смыслу затратный механизм ценообразования наиболее соответствует централизованно управляемой экономике и назначенным ценам, но также является частью рыночного механизма, так как формирует цену с позиции производителя и продавца товаров.

Формула ценообразования имеет следующий вид:

Ц = И + П,

где Ц ¾ цена единицы товара, руб.;

И ¾ издержки единицы товара, руб.;

П ¾ прибыль, получаемая производителями за счет производства и продажи единицы товара, руб.

Прибыль рассматривается как дополнительная (сверх издержек) плата, которую вынужден или обязан вносить покупатель товара, чтобы иметь возможность приобрести единицу товара. Это своеобразный налог на покупателя, но не со стороны государства, а со стороны производителя и продавца.

Возможность получать прибыль призвана стимулировать производителя и позволить ему вкладывать средства в развитие производства и торговли.

Относительная величина прибыли, рассчитанная как отношение прибыли к себестоимости или к цене, представляет собой рентабельность:

Р = П: С или Р = П: Ц.

В случае когда рентабельность рассматривается как нормативная величина, она именуется нормой прибыли.

Одной из слабых сторон затратного механизма является то, что надежных методов разделения собственно затрат (издержек) и прибыли не существует. При желании и умении практически всегда можно утверждать и даже доказывать, что какую-то часть, если не всю прибыль, следует относить к издержкам. Для этого достаточно считать канал расходования прибыли неотъемлемой частью издержек (себестоимости). Существующие инструкции, определяющие необходимость отнесения тех или иных видов затрат к издержкам производства, способны лишь частично обеспечить разделение себестоимости и прибыли. Именно поэтому существуют так называемые «бесприбыльные» корпорации, умело относящие любые свои расходы на издержки производства и обращения.

Прибыль обычно устанавливают с учетом принятой нормы прибыли (рентабельности):

П = Р ´ С,

где Р ¾ рентабельность;

С ¾ себестоимость, руб.

Исходя из этого рассчитывают следующие показатели.

Оптовая цена предприятия

Цопт.пр = С + П + НДС,

где С ¾ себестоимость в масштабе одного предприятия единицы продукции, руб.

НДС ¾ налог на добавленную стоимость, руб.

Оптовая цена сбытовых организаций

Цопт.сб.орг = С + П ± DЦ + НДС + Псб + ТЗсб,

где С ¾ себестоимость в масштабе отрасли или хозяйства в целом, руб.;

DЦ ¾ надбавки к цене или скидки с цены, исчисленной по затратному механизму, руб.;

НДС ¾ налог на добавленную стоимость, в размере 20% выручки за вычетом материальных затрат, руб.;

Псб, ТЗсб ¾ прибыль и текущие затраты сбытовых организаций соответственно, руб.

Надбавки к цене или скидки с цены вводятся в зависимости от вида товаров и услуг.

Ценовая надбавка включает в себя акцизный сбор и другие виды налогов и сборов в пользу государственного бюджета. Ее вводят на предметы роскоши, предметы, удовлетворяющие вредные потребности, ¾ алкогольные напитки, табачные изделия, драгоценности.

Денежные дотации применяют, если затратная цена на товары первой необходимости становится социально недоступной, т. е. государственные органы обеспечивают скидки с цены. В этом случае товар продается потребителю по цене ниже затратной, но производители при этом не несут потери, так как недостающую часть цены товара оплачивает бюджет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: