double arrow

Кривые Энгеля. Виды нефункционального поведения потребителей

Линия «доход–потребление» может быть использована для построения кривой Энгеля.

Кривой Энгеля называется зависимость объема спроса на благо от дохода потребителя в графическом виде

Рис. Кривая Энгеля

На рис. денежный доход нанесен на вертикальной оси, а объем приобретенного за определенный период блага X - на горизонтальной оси.

Так, на рис. изображается, что когда потребитель, чьи кривые безразличия начерчены, имеет еженедельный доход в размере I1$, равновесное количество приобретаемого блага X составляет QX1 единиц в неделю. Это обозначено точкой А. Точка В соответствует точке Е2 на рис. 9.1, для которой доход равен I2 $ в неделю и потребляемый объем X равен QX2. Точки С и D на кривой Энгеля соотносятся на кривой "доход-потребление" с точками Е3 и Е4 на рис. соответственно. Кривая Энгеля образуется посредством соединения всех точек, соответствующих различному доходу и связанному с ним равновесному количеству покупок благ X.

Кривая Энгеля для нормального товара имеет положительный наклон, поскольку увеличение дохода всегда вызывает увеличение потребляемого объема такого блага.

Кривая Энгеля для блага, которое потребляется безотносительно к уровню дохода покупателя, имеет форму вертикальной прямой.

Так, ваши расходы на хлеб не зависят от ваших доходов. Если вы покупаете 5 буханок хлеба в неделю, то и при увеличении дохода все равно будете покупать 5 буханок хлеба в неделю. Итак, кривая Энгеля демонстрирует, что независимо от размера дохода вы приобретаете в неделю один и тот же объем хлеба, т. е. изменения в доходе не приводят к изменениям в объеме приобретаемого блага.

На следующем рисунке показывается, что наклон кривой Энгеля уменьшается по мере увеличения доходов, при этом восприимчивость количества покупок блага X на изменение дохода возрастает, т. е. объем покупок увеличивается с увеличением доходов. Блага, которые приобретаются с увеличением доходов, часто рассматриваются как предметы роскоши. С уменьшением доходов объем покупки этих благ, наоборот, уменьшится.

Американский экономист X. Лейбенстайн разделил потребительское поведение на две большие группы: функциональное и нефункциональное.

Функциональным поведением потребителя является спрос на блага, который определяется исключительно потребительскими свойствами, которые присущими экономическому благу (товару или услуге). Функциональный спрос зависит от максимизации функции полезности потребителя, он убывает или возрастает в зависимости от качеств этого блага с точки зрения потребителя, качеств, которые повышают полезность потребителя.

Нефункциональным поведением потребителя является спрос, который вызван факторами, не связанными с присущими экономическому благу качествами. То есть спрос на данное благо возрастает или падает вне зависимости от того, каково на самом деле его качество и насколько его потребление максимизирует функцию полезности потребителя. Здесь «включаются» психологические законы поведения людей, поэтому понятие рациональности отступает на второй план.

Поэтому X. Лейбенстайн выделяет три типичных взаимных влияния:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: