Потребительский выбор. Основные факторы и свойства его определяющие

Тема №6. «Потребительский выбор»

План:

Кардиналистская концепция полезности и потребительского поведения

Ординалистская концепция потребительского поведения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения

Эффект дохода и эффект замещения

Кривые Энгеля. Виды нефункционального поведения потребителей

Потребительский выбор. Основные факторы и свойства его определяющие

Кардиналистическая (количественная) теория потребительского поведения опирается непосредственно на понятие полезности и исходит из того, что полезность измерима.

Полезность представляет собой свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие потребителю.

В экономической теории различают общую (совокупную) и предельную полезность.

Общая полезность (TU) есть совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время.

С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется. Если благо, удовлетворяющее потребность в еде (т.е. пищу), разделить на три части, первую часть условно обозначить 10 ед., то при добавлении второй части полезность увеличится до 18, на не до 20 ед., так как интенсивность удовлетворения потребности уменьшается (ведь 10 ед. уже потреблены и чувство голода уже не такое острое). После третьей части полезность увеличится уже до 24 ед. и т.д. Добавление последующих частей в конечном итоге приведет к достижению определенного пика, после которого общая полезность начнет убывать.

График общей полезности показывает, что если сначала общая полезность блага растет, то после точки max она убывает.

Изменение общей полезности отражается в показателе предельной полезности.

Предельная полезность MU — это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени

Яблоки общая полезность (TU) предельная полезность (MU)
первое яблоко    
второе яблоко    
третье яблоко    
четвертое яблоко    

Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность.

Закон убывающей предельной полезности – чем больше потребление блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от потребления этого блага. (1-1й закон Госсена)

Если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения их цены.

Приобретая одни товары, потребители жертвуют потреблением других. Поэтому выбор потребителя в условиях рыночной экономики всегда связна не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных товаров.

Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов.

Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который полно удовлетворяет имеющиеся потребности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: