Роль самоопределения и самоформирования студента, курсанта, слушателя в образовательном процессе. Выдающийся педагог прошлого А. Дистервег (1790—1866) писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...»[113]. Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» квалифицируют обучающихся, студентов в качестве субъектов деятельности в системе образования, а не пассивных объектов педагогических воздействии. Определенный смысл и в том, что они стали именоваться не обучаемыми, а обучающимися, что предполагает активный характер их позиции, их заинтересованность в процессе и результате овладения образовательными программами и в становлении как профессионалов.
Положения Законов правильно отражают объективные закономерности формирования человека, образованного профессионала. Народная мудрость гласит: каждый образован настолько, насколько занимался сам. Никто не может сделать человека таким, каким он не хочет быть. Человек сознательно или бессознательно выбирает свой путь в жизни, и сам ответствен за то, какова есть и будет его судьба, благополучие, достаток, в том, в какой степени студент выступает как субъект образовательного процесса, активным или пассивным, идущим в ногу с ним или живущим интересами, находящимися вне его, использует ли он выпавший в жизни шанс стать образованным человеком, личностью, профессионалов или упустит его и бездарно проведет годы в юридическом образовательном учреждении, зависит в решающей степени от самого студента. Парадоксально положение, когда все в образовательном учреждении, помогая ему, создают в его же личных интересах, а корысти ради, условия для будущего успеха в жизни и деятельности, а он сопротивляется, не хочет, упускает возможности для усвоения содержания образования.
|
|
Учебу в профессиональном образовательном учреждении правильно называют первой профессиональной пробой: каков студент в учебе, таким, скорее всего, он будет (если не произойдет чуда) и юристом. Наивно надеяться, что ленивый студент после выпуска вдруг станет добросовестным юристом, мало знающий - тонким профессионалом, бездарный — интеллектуалом, безответственный - ответственным должностным лицом. Практика подтверждает[114], что студенты, которые не научились самостоятельно работать, редко становятся высококвалифицированными специалистами. Только интенсивное учение каждого студента со всеми проявлениями положительных личностных потенций и усилий может сформировать полноценного профессионала. Поэтому нельзя откладывать проблему, задачу формирования личности на потом. Ее надо обязательно решать в образовательном процессе.
|
|
Известный российский юрист С.С. Алексеев подчеркивал особую значимость становления личности юриста у молодых людей, обучающихся в юридическом вузе[115]. С первых же дней учебы в вузе студент активно «входит в роль» настоящего юриста. Обучаясь, он уже юрист, хотя пока не подготовлен в полной мере и не имеет право занимать ответственные юридические должности (старшекурсники уже привлекаются к участию в практической работе). Сам студент уже должен чувствовать себя юристом и окружающие должны относиться к нему как к юристу, чем определяются и повышенные требования к его работе над собой.
Все это должен понимать и делать сам студент, занимаясь самоформированием, самоопределениием (кем стать и каким стать), самоутверждением (обоснованной высокой самооценкой и оценкой другими) и движением к нужному ему и обществу, правовой сфере результату, а педагогический коллектив — помогать ему в этом.
Мотивация самоформирования студента. Слово «студент» латинского происхождения и расшифровывается как «усердно работающий, жаждущий знаний». Чтобы добиться, надо хотеть. Доказано в специальных констатирующих экспериментах, что решающую роль в успеваемости играет мотивация. Чем выше социальная зрелость мотивов студента, тем выше достигаемые им в образовании результаты. Выше уже отмечались негативные изменения с мотивацией молодых людей, поступающих в юридические образовательные учреждения[116]. Поэтому одна из актуальных задач — повышение внимания ко всей системе мотивации студентов начиная с профориентационной работы среди молодежи, и продолжая изучением и оценкой мотивов поступающих на учебу, созданием эффективной системы непрерывного мотивирования добросовестной учебы. Главным здесь выступает понимание педагогическим коллективом того, что массово и устойчиво мотивирует студентов вся жизнь образовательного учреждения и ее элементы о которых шла речь выше. Одновременно надо искать и устранять причины (подвластные педагогическому коллективу) негативных проявлений отношения к учению, если они распространены в студенческом коллективе. Мотивация же отдельных студентов достигается при индивидуальном подходе к ним. Главное, чтобы каждый студент относился к профессиональному самоформированию, самоопределению и самоутверждению не как к лозунгу, а как содержательно и технологически четко понимаемой деятельности, вполне осуществимой, и зависимой от его разумного выбора.
Помощь студентам в осуществлении самоформирования. Есть хороший опыт проведения с принятыми в юридическое образовательное учреждение молодыми людьми спецкурсов под названиями «Введение в специальность», «Как стать юристом-профессионалом» и т.п. Их основные задачи: сориентировать первокурсников в предстоящей им в образовательном учреждений работе, целях и задачах ее, требованиях к ней, условиях успешности, необходимости самоформирования, содержании и методах, возможностях, предоставляемых образовательным учреждением, технике работы на аудиторных занятиях, в библиотеках, учебных кабинетах, информационном фонде, способах самооценки достигаемых результатов и др. Хорошо, когда занятия проводятся не только преподавателями, но и опытными юристами, старшекурсниками, выпускниками, не в одной аудитории, а с проведением экскурсий по образовательному учреждению, выездами в местные правоохранительные органы. Полезно вручать молодым студентам и памятку-методичку с советами по работе.
|
|
В ходе учебы самим студентам, педагогическому коллективу, преподавателям следует обращать внимание на проявление отношения каждого студента:
- к учебе как к труду: долге, совести, ответственности перед собой, родителями, коллективом, обществом; добросовестности, организованности, трудолюбию, деловитости, настойчивости, упорству, любознательности;
- к усвоению содержания образования: глубине, обстоятельности, всесторонности, ограничению заданным или инициативному расширению объема знаний по интересующим вопросам, теоретическим и прикладным вопросам; к изучаемому обществу, ценностям, феноменам и проблемам правовой реальности, моральным, гуманным, демократическим аспектам, законности и пр.;
- к другим людям: вежливости, доброжелательности, честности, порядочности, совестливости, справедливости, готовности придти на помощь, культурности, умению считаться с мнениями и интересами другого человека, уважать их и чувство собственного достоинства, считаться с интересами коллектива и др.;
- к себе: к самоформированию как к самообразованию, самообучению, самовоспитанию и саморазвитию; профессиональному самоопределению; к трудностям и неудачам, причины которых в основном в себе, веры в свои силы; требовательности к себе, самокритичности, самоконтролю, объективной самооценке, социально и профессионально зрелому самоутверждению; организации самостоятельной работы, способности отказать себе в ряде развлечений и больше времени отвести на нее и пр.
Для гармоничного самоформирования необходима разносторонняя активность студента: учебная, в помощи товарищам, участия- в жизни студенческого коллектива, в работе самодеятельных организаций, в управлении, культурном досуге, занятиях спортом, содействии местным муниципальным и правоохранительным органам, участия в профилактической и правовоспитательной работе с подростками и пр. и дистанцирование от всего малокультурного, морально неполноценного, вредящего здоровью и опасного для будущего.
|
|
Весь образовательный процесс пронизан не только проявлениями ума, внимания, памяти студента, но и этими личностными проявлениями, раскрывающими его действительную психологию, особенности личности и изменения в лей. Психологически и педагогически целесообразно постоянное «встревоживание внутренних источников саморазвития»[117], что, в конечном счете, дает положительный результат. Правильно поступают в тех учреждениях, где вовсех учебных помещениях и общежитиях вывешены «Профессиональные портреты личности юриста» (или «Квалификационные характеристики выпускника»), если вокруг них систематически ведутся разговоры со студентами на занятиях, различных общих мероприятиях, в индивидуальной работе, при подведении итогов, профессиональных конкурсов, профессиональных игр по типу КВН и т.п.
Заслуживает внимания ориентирование студентов, курсантов слушателей в последовательности, комплексности и системности работы по профессиональному личностному росту в период получения образования, а также необходимости регулярных самооценок и самоанализа достигнутых результатов. Придает импульсы работе обучающихся над собой составление руководством факультетов ежегодных аттестаций, а еще лучше общественная оценка проводимая специально создаваемыми группами обучающихся.
Психолого-педагогические технологии самоформирования личности студентом. Чтобы добиться, надо уметь. Поэтому помощь студенту в овладении технологиями самоформироваиия обязательна. Знание, понимание и владение хотя бы основами ил вместе с тем усиливает мотивацию достижения. Студентов полезно ознакомить с технологиями:
- определения перспективных линий в самоформировании планирования его;
- содержания самообразования, самообучения, самовоспитания, саморазвитии (раздельно и во взаимосвязях);
- самоуправления, самовосприятия и самооценки,
- работы на аудиторных занятиях и с книгой,
- научной организации студенческого труда.
Отметим, что суть первых двух уже изложена выше.
Технология самоуправления подробно разработана в педагогике и психологии и описана в немалом числе книг. Заключается она в применении приемов самоуправления: самоконтроля, самоанализа, самооценки, самокритики, самопринуждения, самопоощревия, самонаказания, самостимулирования.
Технология самовосприятия и самооценки (рефлексии - взгляда и оценки себя со стороны) заслуживает внимания потому, что самомнение, завышенная самооценка, отсутствие привычки к самоанализу, столь свойственные многим людям подросткового и юношеского возраста, практически убивают всякие намерения к самосовершенствованию и серьезно тормозят личностный рост. Задача состоит в том, чтобы побудить, научить и приучите студентов смотреть и оценивать себя со стороны с использованием социально и профессионально зрелых критериев. Это возможно путем:
- ознакомления студентов с внешними проявлениями поведения и успехов в учебе как объективными индикаторами личностной сформированности и ее компонентов;
- обучения с алгоритмами самооценки и самоанализа;
- практической помощи студентам в сопоставлении индивидуальных поведенческих и учебных проявлений профессиональнной сформированности их личности с позициями «Профессионального портрета»;
- применения психологических тестов самооценки и уровня притязаний. Вскрывая индивидуальную тенденцию завышения илизанижения самооценок, они побуждают студента скорректироватьсамооценку в критическую или более оптимистичную сторону;
- применения методик самооценки морально-психологической подготовленности к юридической деятельности (см. параграф 6.3);
- побуждения к внимательному отношению к доброжелательным подсказкам преподавателей, работников факультетов, принять которые в интересах студента;
- периодического (например, по годам обучения) прохождения индивидуальных психодиагностических обследований силами психологической службы образовательного учреждения и ознакомления персонально каждого студента с его результатами.
Технологии работы на аудиторных занятиях, с книгой, с персональным компьютером. Студенту рекомендуется работать внимательно, активно и инициативно, тщательно готовиться к каждому занятию, выполнять все задания преподавателя, на семинарах не ожидать вызова преподавателем, а самому включаться в обсуждение, понимая, что все это упражняет и развивает интеллект, деловые качества, укрепляет и обогащает знания и что все это идет на пользу именно ему.
Следует учить студентов создавать личные условия для успешной работы, закрепления их результатов и понимать личную пользу такой работы. Хороши в этом плане личные конспекты по учебным дисциплинам краткие, четко структурированные и постоянно обогащаемые в процессе самостоятельной работы. Для этого в ходе лекции конспект ведется на одной стороне общей тетради, либо с большими полями. При самостоятельной работе он дополняется записями на свободных местах. При этом используются приемы: конспектирования - краткого изложения прочитанного; тезирования - краткого изложения основных мыслей прочитанного; цитирования - дословных выдержек из текста; аннотирования — предельно краткой характеристики (в 1—3 абзацах) прочитанного; схематизирования изображения прочитанного в виде наглядного рисунка-схемы; составления тезауруса - перечня основных понятий с их определениями; составления— матрицы-таблицы, характеризующей взгляды разных авторов по одному и тому же вопросу и позволяющей наглядно сопоставить их[118]. Такие конспекты не только улучшают учебу, но полезны на практической работе после выпуска.
Удобны и полезны тематические папки, каждая из которых выступает накопителем определенных материалов (по дисциплине, разделу, теме, интересующей студента проблеме), включая вырезки, ксерокопии, принтерные распечатки, фотографии, карточки литературы по теме, дискеты и пр. Возможна папка - личный каталог.
Многое из упомянутого может быть внесено в компьютер, если он имеется у студента.
Технологии научной организации студенческого труда предполагают реализацию их как организаторами образовательного процесса, так и самими студентами. Суть их в обеспечении и поддержании высокой работоспособности и продуктивности труда. Они заключаются в организации рабочего места, рационализации режима труда и отдыха, организации труда, организации отдыха гигиене умственного труда.