Сущность и методическая система обучения юристов

Комплексность педагогической сущности образовательного процесса. Сущность обучения — в формировании у обучающихся знаний, навыков и умений. Одна часть их образует профессио­нальное мастерство, другая — становится компонентом образован­ности обучаемого — общей и профессиональной. Вместе с тем обучение по своему содержанию, организации, методике, участию в нем преподавателя и обучающихся студентов по необходимости и возможностям должно быть воспитывающими и развивающим. Когда эта комплексность понимается и принимаются целенаправ­ленные и компетентные усилия при построении такого обучения в целом и на каждом занятии преподавателем и студентом, общий эффект достигаемых педагогических результатов резко повы­шается.

Конечно, в разных формах педагогического процесса, дея­тельности, действий образовательная-обучающая-воспитываюшая-развивающая комплексность представлена не в равных пропорциях. При целенаправленном обучении приоритет отдается ему. Но это не значит, что об остальном можно забыть. В любом обучений, на любом занятии должны быть использованы все возможности для одновременной реализации и образовательной, воспитываю­щей и развивающей функций и связанных с ними результатов. Никогда, ни одна из них не должна быть сведена до нуля. Педагогическая грамотность руководителей-организаторов обучений преподавателей, проводящих занятия, в том и выражается, что они понимают и умеют комплексно строить обучение. Для образовательного учреждения, являющегося, по существу, педагогическим, это обязательно и выступает важнейшим условием в подготовке высококвалифицированных юристов и преданных своему делу личностей.

Сущность профессионального обучения юристов. Деятель­ность по укреплению законности и правопорядка предъявляет вы­сокие требования к той части профессионализма юриста, которая именуется профессиональным мастерством. Профессиональное мастерство, как специфический компонент подготовленности спе­циалиста-личности к профессиональной деятельности, - это вы­сокая степень его профессиональной обученности, позволяющая компетентно решать профессиональные задачи. Формирование профессионального мастерства - одна из важнейших задач обра­зовательного процесса, сущности обучения, как важнейшей со­ставляющей его.

Юрист — это специалист в области юриспруденции, юридиче­ской работы и главного в ней - ведения юридических дел, т.е. жизненных случаев, выступающих в качестве обособленных, само­стоятельных предметов юридического рассмотрения (преступле­ний, гражданских споров, конфликтов и других случаев, которые требуют оценки, рассмотрения и решения в соответствии с норма­ми права). Его мастерство, как специалиста, как человека профес­сионально искушенного в юридических делах, складывается из: специально-юридической обученности, профессионально-психологической и профессионально-педагогической подготовленности (см. рис. 7).

Рис. 7. Структура профессионального мастерства юриста

Комплексное содержание юридического образования и обучения определяется учебным планом, профессионализированным комплексом учебных дисциплин, их программами, реальным со­держанием занятий, ориентированных и на образование и на формирование профессионального мастерства студентов, слушате­лей, курсантов юридических образовательных учреждений. Госу­дарственный образовательный стандарт высшего профессиональ­ного образования по специальности юриспруденция (по программе дипломированного специалиста) устанавливает обязательный ми­нимум содержания образовательной программы, включающей:

- общие гуманитарные и социально-экономические дисцип­лины: философию, иностранный язык, логику, культурологию, историю, социологию, политологию, психологию и педагогику профессиональной деятельности, экономическую теорию, физиче­скую культуру, дисциплины и курсы по выбору студента, уста­навливаемые вузом (факультетом);

- общие математические и естественно-научные дисциплины:
информатика и математика, концепции современного естествозна­ния, дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом);

- общепрофессиональные дисциплины: теория государства и права, история политических и правовых учений, история отечест­венного государства и права, история государства и права зару­бежных стран, конституционное (государственное) право России, капиталистическое конституционное (государственное) право за­рубежных стран, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, трудовое право, уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, международное право, эко­логическое право, земельное право, римское право, международ­ное частное право, финансовое право, дисциплины и курсы по
выбору студентов, устанавливаемые вузом (факультетом);

- специальные дисциплины: муниципальное право, россий­ское предпринимательское право, коммерческое право, семейное право, криминология, уголовно-исполнительное право, правоох­ранительные органы, прокурорский надзор, дисциплины и курсы по выбор студента, устанавливаемые вузом (факультетом);

- дисциплины специализации;

- дополнительные виды подготовки (военная подготовка, действия населения при чрезвычайных ситуациях);

- факультативные дисциплины;

- практика;

- дипломная работа;

- государственная итоговая квалификационная аттестация.

Профессионально-психологическая и профессионально-педаго­гическая подготовленности юриста, как компоненты его профес­сионального мастерства, обусловлены тем, что его работа предполагает развитое умение разбираться в людях и причинах их поступков, искусством общения, работы с людьми, воздействий на них (см. лекции 6 и 8). Мастерство юриста не сводимо к безукоризненному выполнению юридически значимых действий по ведениююридических дел, ибо оно не сводится к лишь процедурно 'ильному совершению юридических действий (осмотру места нисшествия, вызову свидетеля, предъявлению обвинения и пр.), составлению юридических документов, оформлению доказательств, проведению экспертиз и др. Из них невозможно изъять человека, игнорировать зависимость успешности их ведения от понимания и учета его психологии, индивидуальности, активно­сти без учета педагогических аспектов работы с ним. Без этого они похожи на сухое дерево без листьев, лишенное жизни и пре­вратившееся в вещество. Подлинный профессионализм не сущест­вует без должной профессионально-педагогической и профессио­нально-психологической подготовленности, что предполагается и Государственным образовательным стандартом, включающим учеб­ную дисциплину «Педагогика и психология профессиональной деятельности». В практике юридического образования она зачас­тую распадается на ряд специализированных («Превентивная пе­дагогика», «Пенитенциарная педагогика», «Педагогика управле­ния в правоохранительных органах», «Педагогика профессио­нального юридического образования», «Основы воспитательной работы с личным составом», «Педагогическая культура и техника труда преподавателя юридического образовательного учрежде­ния», «Общая и юридическая психология», «Оперативная психо­логия», «Судебная психология», «Профессионально-психологиче­ская подготовка к действиям в экстремальных условиях» и др.). Необходимость и возможности формирования компонентов про­фессионально-педагогической и профессионально-психологической подготовленности сотрудника правоохранительных органов име­ются и у других учебных дисциплин.

Все основные компоненты профессионального мастерства представлены в совокупностях знаний, навыков и умений, отли­чающихся по содержанию, предназначению и другим характери­стикам.

Профессиональные знания -это профессионально-важная информация, ставшая достоянием сознания (в том числе - памяти) юриста. Они представлены в терминах, понятиях, категориях и их системах (теориях, научных учениях, содержании Учебных дисциплин, профессиональных концепций, сведений, до­кументов, рекомендаций, инструкций и пр.). Фундаментом всех знаний юриста выступает знание закона. «...В основании обвинения и защиты лежит юридическая оценка события. - писал из­вестный русский юрист П.С. Пороховщиков (П. Сергеич). – Кто не сумел доказать факта или убедить судей, тот, может быть, дос­тоин жалости, но не заслужил осуждения; тот, кто не сумел найти нужный закон, тот не исполнил долга, тот виновен. Незнание за­кона — преступление» [105].

Опираясь на знания, профессионал разбирается в жизни, правовой сфере, обстановке, планирует решение стоящих перед ним задач, продумывает пути выполнения служебных функций, изучает возникающие проблемы, намечает цели и задачи их решения, го­товит решения, выбирает способы действий, контролирует и оце­нивает свое поведение. Чем глубже и обстоятельнее он понимает все это, тем выше его профессионализм, тем успешнее его дея­тельность. В ситуациях конфронтации, борьбы с преступником специалист побеждает, если он больше знает, глубже понимает все аспекты и тонкости их.

Знания играют регулирующую роль в поведении человека, влияют на отношения к окружающей действительности и событи­ям, что также придает им важную роль.

Тенденции изменений в сфере правопорядка, расширение и усложнение задач, стоящих перед работниками правоохранитель­ных органов, повышенные требования к эффективности их дея­тельности при строгом соблюдении законности и уважения прав граждан повышают роль профессиональных знаний. Изменилась не только роль знаний, но и требования к их многогранности, об­стоятельности, содержанию, глубине. Нужны знания фундамен­тальные, научные, комплексные, актуальные и практически зна­чимые. Поэтому формирование знаний выступает исходной зада­чей в обучении специалиста и формировании его мастерства.

Юрист человек, профессионально овладевший юридическими знаниями. Профессионально - значит на строго научной основе, всесторонне, глубоко, осознанно, с убежденностью, проч­но. Профессионалу нужно овладение фундаментальными и спе­циализированными, прикладными знаниями. Фундаментальные знания - общие, системные, обстоятельные, глубокие знания в области права, его основных закономерностей, механизмов, поло­жений и в смежных областях. Они - основа профессионального образования, обеспечивающие видение широких и дальних гори­зонтов своей профессиональной деятельности, способность исхо­дить всегда не из узко профессиональных, а государственных ин­тересов, осуществлять всесторонне взвешенный, осмысленный, комплексный подход в решении задач. Специализированные зна­ния имеют прикладное значение. Это знания, относящиеся к пра­воохранительной деятельности, обеспечивающие осмысленное вы­полнение профессиональных действий и решение задач. Совре­менные требования, содержащиеся в новых законах обобразовании в России, обязывают гармонично сочетать формиро­вание фундаментальных и специализированных знаний у студен­тов, не допускать снижения первых ниже уровня, предусмотрен­ного государственными образовательными стандартами, не сводить обучение к профессиональному натаскиванию, но не допускать и противоположной крайности — голой абстрактности обучения, его оторванности от жизни.

Профессиональные навыки. Как бы ни были важны зна­ния, но профессионал - это, прежде всего, человек, умеющий профессионально действовать, получать практические результаты. Психологическими компонентами мастерства, обеспечивающими это выступают профессиональные навыки и умения. Профессио­нальным навыком называется автоматизированный способ выпол­нения действия, обеспечивающий эффективность последнего. Свойства навыков: скорость, точность, экономичность (выполне­ние при минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внимания на тех­нике действий), стереотипность (одинаковость выполнения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надеж­ность (противодействие разрушающим факторам - перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность.

Навыки - автоматизированные компоненты деятельности. Они освобождают сознание юриста от «черновой работы», т.е. от припоминания разных сведений, приемов, рекомендаций, того, что и как делать, от контроля над движениями рук и ног, от размыш­ления над соблюдением простейших правил. Они позволяют автоматизированно выполнять, действия, отработанные до навыка, и одновременно концентрировать внимание на чем-то другом, не ме­нее важном: наблюдении за обстановкой, собеседником, их оценке, размышлении о способах преодоления трудностей, путях достиже­ния более высокого результата и пр. Наличие навыков обеспечи­вает успешные действия в трудной обстановке, когда нет времени для размышлений и надо выдержать ее испытания, экономить си­лы и сохранять высокую работоспособность.

Физиологическую основу навыков составляют упрочившиеся системы условно-рефлекторных нервных связей (функциональные системы, динамические стереотипы). Последние формируются в результате многократного повторения одних и тех же действий. При этом повторяются и ощущения, восприятия, процессы памяти, внимания, представлений, воображения, мышления, а не только мышечные, физиологические процессы. Постепенно упрощаются, облегчаются, сокращаются переходы от одного элемента действия к другому, процессы программирования, осмысливания, контроля, оценки, регулирования действий, В результате складывается и психологическая структура навыка в виде многократно и хорошо, во всех деталях и вариантах, продуманной «мысленной картины» действия, состоящей из системы образов, представлений и речемыслительных, логических связей. В основе навыка, стало быть, физиологическая и психологическая системности, связанные между собой. То, что мы наблюдаем в виде быстрых, точных, и а то же время непринужденно выполняемых движений и действий опытного специалиста - есть лишь внешнее выражение сложив­шейся «внутренней схемы навыка», которая выполняет програм­мирующую, оценочную и регулирующую роль по отношению раз­вертывающемуся вовне действию и составляет его внутреннее со­держание.

По своим психофизиологическим особенностям навыки быва­ют сенсорные (обеспечивающие наблюдение, осмотр, проверку документов, выявление особенностей собеседника, рассматривание мелких деталей, их идентификацию и т.п.), умственные (работы с документами, их оформления и заполнения, чтения карты, бы­строй оценки обстановки, принятия решений, быстрых расчетов, самоконтроля, соблюдения норм и положений, планирования и др.), двигательные (жестикуляция регулировщика дорожным движением, уверенное выполнение приемов задержания преступ­ника или самозащиты, манипуляция органами управления транс­портным средством, обращение с оборудованием следственного чемодана, движение рук при обыске человека, быстрое выхваты­вание пистолета из кобуры и т. п.) и комплексные (навыки обще­ния, реагирования на опасную ситуацию, стрельбы из пистолета, работы на компьютере и др.). Навыки классифицируются и по другим признакам, Например, по содержательно-функциональным особенностям различаются: навыки работы с документами, навыки работы со средствами связи, криминалистические навыки, навыки постановки вопроса перед специалистами и экспертами, навыки анализа обстановки и результатов действий и пр.

Навыки бывают простые и сложные. Отдельные автоматизи­рованные движения - пример простых навыков. Сложные навы­ки включают в себя простые в качестве элементов. Так, даже на­вык стрельбы из пистолета в простейших условиях включает на­вык правильного держания пистолета, навык прицеливания, навык нажатия на спусковой крючок. Высокое профессиональное мастерство всегда характерно владением преимущественно слож­ными навыками.

Профессиональное умение — освоенный специалистом комплексный способ успешного выполнения профессиональных действий в нестандартных, необычных, сложных ситуациях. В нем объединены группы знаний и навыков со специальной обученностью юриста использовать их при действиях в таких ситуа­циях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно[106]. В отличие от навыка в умении отчетливо и активно представлено мышление. Если навыки обеспе­чивают уверенные и эффективные действия в стандартных, почти одинаковых, повторяющихся ситуациях, то умение - в нестан­дартных, заметно отличающихся друг от друга. Оно обнаружива­ется в правильном изучении и понимании своеобразия данной си­туации, принятии адекватного решение, видоизменении порядка и способа действий так, чтобы они отвечали реалиям обстановки, использовании уместных в данном случае навыков, тщательном самоконтроле и постоянной оценке правильности хода действий, внесении в него по необходимости корректив - для наилучшего достижения цели. В умении всегда присутствует элемент творчест­ва. Свойства умений: адекватность специфике ситуации, осмыс­ленность, гибкость, отвечающая обстановке, скорость выполнения, надежность, успешность.

Различают простые и сложные умения. Если используемые знания нет нужды преобразовывать и из них прямо вытекает, что и как делать, то, поступая соответствующим образом, юрист про­являет простое умение. Нередко такие умения выступают началь­ным этапом формирования какого-то навыка и самостоятельного значения для мастерства не имеют. Другое дело — сложные уме­ния, которые включает в себя знания в навыки, но сами в навык не превращаются. К примеру, такие профессиональные действия, как осмотр места происшествия, допрос, задержание вооруженного преступника, личный сыск, разведывательный опрос, патрулиро­вание, раскрытие преступления по горячим следам, освобождение заложников, обучение подчиненного, профилактическая беседа и многие другие, сколько бы раз они не выполнялись одним и тем же сотрудником правоохранительных органов, никогда не будут выполняться бездумно, машинально, автоматически. Каждый раз надо напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоя­тельность.

Сложные профессиональные умения - венец специальной обученности и профессионального мастерства специалиста. Не случайно на Руси высококвалифицированных специалистов назы­вали умельцами. Формирование профессиональных умений у юристов — важнейшая задача обучения их.

Обучая студентов юридических образовательных учреждений, совершенствуя мастерство практикой, занимаясь самообразованием и самообучением, всегда следует определять точный перечень знаний, навыков и умений, которые должны быть приобретены и усовершенствованы за время учебы, и при изучении каждой учеб­ной дисциплины, в данный период работы над собой и формиро­вать их, учитывая их свойства и особенности.

Профессионально-психологическая и профессионально-педагогическая подготовленность юриста, кроме знаний, навыков и умений имеет и своеобразные компоненты (см. 8.3 и 7.6).

Методическая система обучения. Методическая система образовательного учреждения, факультета, кафедры, цикла, занятия призвана дать точный и надежный ответ на вопрос «как учить?» Она рассчитана на то, чтобы привести в движение возможности обучающихся и обеспечить усвоение ими знаний, навыков и умений

Методы обучения (от греч. «методос» — путь к чему-то) - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности препо­давателя и обучающихся, направленные на достижение целей обучения с одновременным достижением образовательного, вос­питательного и развивающего эффекта. Их система включает:

- словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия
инструктаж;

- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, показ;

- методы учебных действий: упражнение, лабораторная ра­бота, поисковая работа, контрольная работа, обучающее наблюде­ние, вербализация (озвучивание мысленного плана действий, са­мооценки выполненных действий, признаков наблюдаемых объек­тов и явлений и др.), разбор действий, коррекция действий, заучивание алгоритма действий (инструкции), идеомоторные дей­ствия (мысленное проигрывание предстоящих действий), обучение в практической деятельности (во время практик и стажировок);

- методы учебного моделирования реальных действий: сло­весно-образного моделирования (словесного описания обстановки с мысленным представлением ее обучаемыми), фактического мо­делирования, имитации (создание условий применением специаль­ных средств и приемов), психологического моделирования (вызова у обучаемых особенностей мыслительных, эмоциональ­ных, волевых процессов, характерных для реальных условий), моделирование противоборства и игровых ситуаций, метод моде­лирования нагрузок (физических, моральных, психологических).

Эффект методов достигается применением методических приемов (методы нередко определяют как совокупность методиче­ских приемов). Так, при применении словесных методов исполь­зуются приемы устного изложения, жестикуляции, обоснования, привлечения и удержания внимания, возбуждение интереса, об­разности, постановки вопросов, ответов на вопросы, обмена мне­ниями, обсуждения, обобщения и выводов и др.

Для наглядных методов характерны методические приемы показа схем, фотографий, фильмов, прослушивания аудиозаписей, работы на учебной доске, графического изображения понятого и увиденного обучаемыми, акцентирования внимания на деталях наблюдаемого, сравнительного показа, показа в динамике, раз­дельного показа (по элементам, операциям, приемам), повторного показа и др.

Методы учебных действий предполагают использование мето­дических приемов постановки и разъяснения заданий, объяснений выполнения действий, рассказа обучаемого о порядке предстоящих действий, приостановки действий, исправления ошибок снятия нормативов, самоанализа действий, группового разбора действий, многократного повторения действий, увеличения темпа выполнения действий, варьирования способов выполнения дей­ствий, повышения надежности действий и т.п.

Значимы и характерны методические приемы учебного моде­лирования реальных условий: создания внешней картины обста­новки, моделирования умственных трудностей, моделирования волевых трудностей, моделирования эмоциональных трудностей, выбора места, времени и погодных условий, усложнения наблюде­ния (одевание полупрозрачной повязки на глаза), имитации «вы­хода из строя» связи, напарника, командира; имитации отдельных факторов, комплексирования сложных условий, наращивания трудных условий, варьирования условиями и многие другие.

В методическую систему входят и методические приемы вос­питания и развития студентов в процессе обучения. К основным из них относятся:

- воспитывающие: доказательства, словесного убеждения, внушения, эмоционального воздействия, требования, оценок, одобрения, осуждения, мотивирования, убеждения на примере и личном опыте, побуждения к самооценке и самоанализу, сравне­ния, коллективной работы, соревновательных отношений, органи­зации оказания товарищеской помощи отстающим, побуждения к взаимной поддержке и выручке; проявления руководителем спра­ведливости, доброжелательности, демократизма, личной пример­ности в увлеченности занятием; дифференцированного и индиви­дуального подхода, заданий на самоподготовку с последующей проверкой их, индивидуальной помощи; имитации ситуаций неудачи первой попытки решения задачи, поддержки тех, кто испы­тывает трудности, авансирование доверия и многие другие;

- развивающие: активизации развиваемых качеств (мышле­ния, внимания, памяти и др.), представления самостоятельности, побуждения к творческому поиску решения учебной задачи, соз­дания повышенных трудностей, постановки перед проблемой, мо­делирования риска и опасности, побуждения и требования к про­явлению определенных качеств (активности, настойчивости, бди­тельности и др.); обучения приемам самоуправления и само­регулирования (например, при наблюдении, при оценке обстанов­ки, при подготовке и принятии решения); диспуты и обсуждения в группе, всестороннее обоснование своего мнения обучаемыми; со­вместный поиск правильного вывода, решения, оценки; приучение к определенным условиям факторов и т.п.

Неотъемлемая часть методической системы - средства обучения. К ним относятся: речь, наглядные пособия и предметы, используемые преподавателем, его действия и действия обучаемых, макеты и модели, технические средства обучения и учебные печатные, видео- и аудио материалы, документальные материалы и тех­ника, оружие, учебные модели профессиональной обстановки реальная обстановка, трудности и противодействие «противника».

Методика конкретного вида занятий, решение той или иной педагогической задачи, вида подготовки всегда складывается из отбора и определенной компоновки различных методов, методиче­ских приемов, средств и организационных мер.

Успех в подготовке достигается не отдельными методами и приемами, а именно их комплексом, методикой. Педагогические технология — методический комплекс, представляющий собой связанные в цепочку элементы педагогического процесса: педаго­гическая задача, отвечающее ей содержание, адекватные средст­ва, методы и приемы, ориентированные на определенный педаго­гический результат, отвечающий задаче (см. рис. 5). Например, формирование определенного вида навыков, развитие какой-то профессиональной способности, установление психолого-педагоги­ческого контракта и т.п.) осуществляется системой форм, методов, содержания, средств, обеспечения - педагогические технологии. Они характерны научно-экспериментальной обоснованностью, це­ленаправленностью, проработанностью деталей и их взаимосвязей, полным учетом психолого-педагогических механизмов и обуславливаний. Это целостности педагогической работы более крупного масштаба и расчета, чем отдельные методы или их совокупности. Они обеспечивают достижение преподавателем и студентом более высоких педагогических результатов. Особую значимость имеет использование современных интенсивных педагогических техноло­гий (см. параграф 4.6).

Методическая система включает в себя и методическую ра­боту, к составным компонентами которой относится методическая подготовка преподавателей и других категорий постоянного соста­ва, методическое обеспечение и творческий поиск путей совершен­ствования методик. В своих истоках она заключается в методиче­ском осмыслении положений Федеральных законов об образова­нии, директив, рекомендаций и указаний руководящих органов, положений педагогической науки и ее новых достижений приме­нительно к деятельности своего образовательного учреждения, его структур, должностных лиц и преподавателей. В развернутом ви­де текущая методическая работа по осуществлению обучения на­правлена на детальную проработку:

- программ, тематических планов, логических схем;

- частных методик изучения отдельных дисциплин и реше­ния отдельных задач обучения, методических рекомендаций преподавателям по использованию технических средств обучения;

- методических пособий, рекомендаций, заданий студентам дидактических материалов по разделам, темам, лабораторным работам, написанию рефератов и дипломов, самостоятельной работе,

- анализов промежуточных и итоговых результатов обучения, успехов и недостатков в деятельности выпускников, отзывов из практических органов.

Частью правильно поставленной методической работы служит имен опытом и выполнение научно-методических разработок, заключающиеся в:

- творческом изыскании путей совершенствования методик и
педагогических технологий в интересах повышения качества обу­чения, выполнения исследований, подготовке научных отчетов, рефератов, педагогических диссертаций;

- во взаимных посещениях занятий преподавателей, проведе­нии открытых занятий, обобщении успешного методического опы­та работы, выявлении наиболее эффективных способов его, рас­пространении информации о нем;

- обмене методическим опытом между образовательными уч­реждениями и использование всего положительного у себя;

- использовании зарубежного опыта юридического образова­ния, его творческом обсуждении и адаптации к своим условиям;

- проведении экспериментов по определению эффективности
новых методических разработок, современных интенсивных тех­нологий с учетом специфики своей работы,

- проведении научно-методических конференций, организа­ции постоянно действующего семинара (типа «Трибуна преподава­телям»).

Повышение методического мастерства преподавателей и дру­гих работников образовательного учреждения, организация и со­вершенствование всей методической работы осуществляется его ученым советом, методическими советами, учебным отделом, фа­культетами и кафедрами, предметно-методическими комиссиями, секциями, преподавателями-методистами, учебными кабинетами, психологическими лабораториями, школами педагогического мас­терства, самими преподавателями путем активного участия в мето­дической работе и постоянного ознакомления с публикациями по вопросам, относящимся к ней.

Основы педагогических технологий формирования профес­сиональных знаний, навыков и умений. Всякий профессионал начинается со знаний и характеризуется основательными, глубо­кими знаниями, обеспечивающими правильное понимание общества, правовой реальности, обстановки, людей, своих решений и действий. Соответствующим образом отбираются темы занятий и строится их методика, которая эффективна, если в первую очередь отвечает принципу природосообразности - в полной мере учитывает психолого-педагогические закономерности формирования знаний, навыков и умений.

Технология формирования профессиональных знаний характерна рядом методических особенностей.

Методика эффективна, если она обеспечивает должную глубину, прочность усвоения знаний студентами, их включенность в уже имеющийся комплекс знаний. По степени усвоения различают:

- «знание-узнавание» (информация, которую обучаемый плохо помнит, но когда ему о ней напоминают он говорит: «Да, это мне говорили»),

- «знание-репродукция» (механически усвоенное знание, ко­торое обучаемый помнит и может воспроизвести);

- «знание-понимание»;

- «знание-убеждение» (не только понимание, но и вера в его
истинность, ценность, стремление поступать только в соответствии с ним);

- «знание-применение» (понимание, где и как его приме­нить);

- «знание-творчество» (самостоятельное обогащение глубины и обстоятельности знания, самостоятельно сделанные новые умо­заключения, собственные выводы о месте и способах применения знаний, о которых обучающемуся не говорили, но он догадался сам; свободное использование знаний для самостоятельного реше­ния каких-то новых для обучаемого проблем и пр.).

Первые два вида знаний — явный брак в обучении студентов, последние три — то, что нужно, и методика призвана быть ориен­тирована на их формирование. Для системы высшего образования необходимо доводить усвоение знаний студентов до уровня твор­ческих и проверять их наличие при контроле и оценке.

Эффективная методика характерна ясностью изложения, доказательностью, убедительностью, эмоциональностью. Древ­няя педагогическая мудрость гласит: «голова обучаемого - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Надо заинтересовать, увлечь студентов, вызвать у них желание узнать, разобраться, дойти до истины, тогда и знания будут ус­воены качественно.

Студенты ценят ясность и образность языка, понятность из­ложения, точное и глубокое объяснение преподавателем основопо­лагающих профессиональных понятий и категорий. Вообще, а при усвоении юридических дисциплин в особенности, важно усвоение понятий. Если последние не будут пониматься студентами, то и сложные объяснения преподавателя с их употреблением не будут усвоены. Важно помутить и то, что учебный материал усваивается не только потому, что обучающиеся интересуются им, но он инте­ресен и потому, что понятен. Непонятное не может долго привлекать интерес.

Всё, что можно, надо показывать в натуре или с помощью средств наглядности.

Специфическое требование к методике - неразрывная и по­стоянная связь знаний с практикой. Любые теоретические рассуждения обязаны завершаться ответами на вопросы: «А что это значит для практики? Что из этого следует для неё? Как на основе выполненных рассуждений улучшить практику?». Плоха крайность: «Говорить только о том, что и как делать, остальное — ненужное «мудрствование». Так возникает натаскивание на дейст­вие воспитывающее бездумную исполнительность.

Связь с практикой выражается в сочетании методов объясне­ния и упражнения и на одном занятии и в 2-3 следующих друг за другом. Неверно думать, что сначала можно сформировать полно­ценные знания, а потом учить их применять. Применение знаний это одновременно проверка правильности их усвоения, их уточнение, совершенствование, углубление, закрепление. Только то знание прочно и не нуждается в зубрёжке, которое применя­лось. Повторениене мать, а мачеха учения, мать профессио­нального обученияприменение.

Усвоить знание — значить усвоить и отношения, взаимо­связь знаний, создать умственный комплекс знаний, в котором обучаемый разобрался. «Только система, конечно, разумная, вы­ходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями, - писал К.Д. Ушинский. - Голова, на­полненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на лав­ку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пустое[107]. Путь к этому - структуризация учебного материала, которая начинается ещё при подготовке занятия. В ходе занятия это дости­гается:

- объявлением основных вопросов темы, которые будут изу­чаться;

- чётким выделением переходов от одного вопроса к другому
в ходе изложения («первый вопрос», «переходим ко второму во­просу...»);

- алгоритмизацией (где это возможно) отдельных объясне­ний и рекомендаций («есть три критерия оценки: первый.., вто­рой...», «совершенствование решений задачи возможно пятью спо­собами: первый..., второй... и т.д.»);

- завершением всего изложения и отдельных частей вывода­
ми, оценками, рекомендациями.

Усвоение знаний - работа не только и столько памяти, но и мышления. Нельзя усвоить не думая, не делая это напряжённо, с появлением определённых качеств ума. Надо соединять форми­рование знаний у обучаемых с активизацией и развитием у них профессионального мышления. Методически это достигается:

- ориентацией преподавателя на всемерную активизацию и
развитие профессионального мышления обучающихся, соответствующим ей изложением, постановкой вопросов и задач студентам;

- рассуждающим, объясняющим, доказывающим, аргументи­рующим, проблемным стилем изложения с ориентацией на опыт
интересы, запросы, предвидение предстоящих трудностей, которые будут испытывать студенты по окончании обучения, а не ин­формативным стилем (преподнесением готовых сведений и выво­дов, которые обучаемые должны запомнить);

- поиском в ходе изложения ответов на сложные и актуаль­ные проблемы жизни и деятельности юристов;

- глубиной, новизной, нестандартностью, самостоятельно­стью;

- творческим, поисковым характером объяснений, их логич­ностью, реалистичностью;

- изложением материала живым, разговорным языком, а не
чтением («конспект должен быть в голове, а не борода в конспекте»), с воодушевлением, подъемом, выраженным интересом и ув­лечённостью;

- обучением приемам и способам профессиональных анали­зов, оценок, рассуждений и пр.;

- ознакомлением с научными методами юридических иссле­дований и обучением их применению (в том числе включением студентов в исследовательскую работу кафедры);

- обучением студентов методологии, принципам решения проблем;

- постоянной и значительной вариативностью ситуаций, предлагаемых для оценок, принятия решений и действий;

- прицельным развитием отдельных свойств профессиональ­ного мышления - логичности, доказательности, самостоятельно­сти, глубины, аналитико-синтетического характера, самокритично­сти, скорости, находчивости и др. соответствующим (активи­зирующим проявление этих свойств) подбором заданий и условий.

Основы педагогической технологии формирования профессио­нальных навыков. Практическое обучение в условиях образова­тельного учреждения — актуальная задача, тем более что и по оценке практиков выпускники больше всего страдают от отсутст­вия навыков и умений.

Организационно-методические меры по улучшению практиче­ского обучения включают: увеличение доли практических форм занятий в образовательном процессе и в каждой учебной дисцип­лине; расширение арсенала форм практического обучения; поста­новку задач студентами на самостоятельную доработку навыков и умений, начало овладения которыми было положено на аудиторных занятиях; создание условий для самостоятельной отработки навыков и умений в лабораториях, на учебных полигонах; координацию занятий по разным учебным дисциплинам, на которых отрабатываются элементы комплексных навыков и умений; включение проверки навыков и умений студентов при оценке их подготовленности по учебной дисциплине и при выпуске; создание новых интегрированных разделов и учебных курсов. Серьезные возможности заключаются в повышении практичности всех, в том числе и называемых «теоретическими» (лекции, семинары) форм обучения. Для этого, например, содержание лекций должно вклю­чать не только теорию, но и вопросы ее применения на практике, иллюстрации из практики, практические советы и рекомендации студентам, рассмотрение не только «основ», но и острых проблем практики с теоретическим анализом путей улучшения их решения и др. Семинары посвящать не столько проверке знаний слушате­лей (как это зачастую делается), а обсуждать на них и пути ре­шения практических проблем на основе теоретических знаний, относящихся к теме, учить применению их.

Тщательно и постоянно совершенствовать методику практи­ческих форм занятий. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что значительная часть преподавателей более искушена в проведе­нии теоретических форм обучения, формировании знаний и это очевидный пробел в их методической подготовленности, отрица­тельно сказывающийся на практической подготовленности студентов.

Основы методики отдельного занятия, имеющего цель фор­мирования навыков, таковы.

Методика эффективна, если она строится с учётом особен­ностей внутренних механизмов формируемых навыков. Очевид­но, что нельзя одними и теми же способами формировать, напри­мер, навык оценки обстановки (умственный) и самообороны (двигательный). Преподаватель обязан правильно оценить осо­бенности формируемого и совершенствуемого навыка, выбрать методические приёмы и упражнения, направленные на актуализа­цию внутренних механизмов именно данного навыка (мысленных, зрительных, двигательных и др.).

Методика эффективна, если она строится на основе струк­туры (алгоритма) навыка. Эта структура - набор операций и приёмов, выполняемых в определённом порядке (жёстко последо­вательные и гибкие алгоритмы), которыми должны овладеть обу­чаемые.

В ряде профессиональных действий число операций достигает 40-50, например, при осмотре места происшествия, допросе. Задача овладения всем комплексом не проста. В мировой практике есть три системы практического обучения, учитывающие струк­турность навыка: предметная - обучаемый с самого начала выполняет все действие целиком, независимо от структурной слож­ности его; операциональная - каждая операция отрабатывается до автоматизма, а потом учат выполнить действие в целом; предметно-операциональная (комплексная) - предварительно отрабатываются только отдельные, сложно поддающиеся овладению операции (если они есть), а потом обучаемый упражняется в выпол­ним действия целиком.

Опыт подтвердил эффективность первой и третьей систем, которые уместны в зависимости от сложности структуры действия а наличия в ней трудно осваиваемых элементов. Так, при овладении умением проводить допрос обучающиеся должны освоить около 40 операций, входящих в его алгоритм. Одна из операций звучит так: использовать начальную стадию допроса для изучении личности допрашиваемого. Вряд ли можно научиться этому, если сразу учить обучающегося делать все целиком. Надо отрабатывать по­добные операции отдельно, специально. В практике обучения, од­нако, зачастую проявляется одностороннее увлечение только пер­вой системой.

Методика эффективна, если она отвечает задачам поэтапно­го формирования навыка. Формирование навыка проходит как минимум в три этапа: аналитико-синтетический (овладение обу­чающимися структурой и всеми операциями действия), автоматиз­ма (доведение навыка до норм по скорости, лёгкости, качеству выполнения) и надёжности («закалка» навыка помехами, услож­нениями, переменчивостью условий в определённом диапазоне и др.). Соответственно следует подбирать и упражнения: сначала - «на правильность», потом - «на правильность и скорость», нако­нец — «на надёжность, при сохранении правильности и скорости».

Методика эффективна, если она ориентирована на осмыслен­ное овладение действием. Верно сказано: как в самой природе голова и руки принадлежат одному и тому же телу, так и в любой работе соединяется умственный и физический труд. Поэтому и метод упражнения - многократное, сознательное повторение действий с целью их усовершенствования (а не бездумное повто­рение, дрессировка, муштра). Обучаемым при овладении навыка­ми, особенно на первом этапе, следует чётко и ясно знать ответы на четыре вопроса: что? как? почему? в какой последовательности делать? Весь алгоритм обрабатываемого действия, если он описан в инструкции, хорошо заучить наизусть после 2-3 практи­ческих упражнений.

Методика эффективна, если она опирается на комплекс и со­четание методов и методических приёмов. К ним относятся: объ­яснение, показ, упражнение, организация оценивающего наблюдения группы за действиями выполняющего упражнения, разбор (всей группой и руководителем), заучивание алгоритмов. Показ действия преподавателю полезно делать дважды: первый - образцовый в реальном темпе, второй неоперациональный, медленный с объяснениями что, как, почему и в каком порядке делать.

Методика эффективна, если действие отрабатывается в условиях, приближающихся к тем, в которых навык его выполнения должен проявиться в наилучшем виде. В педагогических экс­периментах по огневой подготовке, проведенных M.П. Коробейниковым, моделировался только один фактор реальных условий - фактор времени. Первая серия стрельб (10 одиночных выстре­лов) проводилась без ограничения времени, вторая — с ограниче­нием в 30 секунд, третья — в 10 секунд. В каждой серии достига­лась определенная меткость. С переходом к следующей серии, проводившейся в условиях большей сложности, в первой же стрельбе результат резко падал. При продолжении же упражне­ний в условиях новой сложности результат вновь медленно, но неуклонно рос. Эксперимент имеет универсальную поучитель­ность: если отработка любого навыка останавливается на условиях более простых, чем реальные (по всем факторам, а не только по времени), то когда надо проявить кавык в наилучшем виде, в дей­ствительности будет наблюдаться срыв. Упрекать сотрудника бес­полезно: он сам ничего не понимает, а виновата плохая методика, упрощенчество при его подготовке.

---------- 1------------ 1------------ 1------------ 1----- ^

25 50 75 100

Успешность речевого отчета, %

Рис. 8. Зависимость успешности действий (характерных большим коли­чеством операций) от возможности обучающегося специалиста рассказать, что, в какой последовательности, как и почему делать

Методика эффективна, если упражнения, темп и усложнение условий индивидуализируются. Индивидуальный характер успешности упражнений зависит от индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе таких, которые изменить просто нельзя (например, тип темперамента). Поэтому преподавателю следует считаться с таким фактом и оказывать индивидуальную помощь студентам.

Особенности педагогической технологии формирования профессиональных умений. Эта технология имеет много общего с вы­шеописанной. Основные отличия таковы:

- этапа автоматизации умения нет. Аналитический этап до­полняется отработкой некоторых операций и приёмов, входящих в структуру умения, выполнение которых доводится до автоматизма (навыка). Так, умение осуществлять осмотр места происшествия предполагает наличие навыков пользования следственным чемода­ном, и их надо отрабатывать отдельно до отработки умения;

- особое внимание уделяется осмысленности, обоснованности всех действий обучаемых и уяснению ими алгоритма умения, ко­торый более сложен и гибок, чем у навыков. В 9 из 10 случаях (рис. 8), когда обучающийся до начала действий о чём-то не мо­жет рассказать или забывает рассказать, при действиях он совер­шает те же ошибки или пропуски;

- важнейшее значение придаётся этапу надёжности умения. Это наиболее специфичный и важный для формирования умения этап, когда надо постоянно менять и разнообразить условия, по­степенно усложняя их, приближая к реальным — самым слож­ным. Прилагаются всемерные усилия для разнообразия условий и обстановки, в том числе до самых сложных и необычных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: