Педагогические технологии в текущем управлении правоохранительным органом

Текущее управление и его педагогические аспекты. Любая система существует не только в пространстве, но и во времени, не только как функционирующая структура, но и как процесс. Ее функционирование в каждый данный момент протекает в постоян­ной череде разнообразных событии, возникающих текущих про­блем и нуждается в адаптации к ним. Даже механическая система требует смазывания деталей, подкручивания гаек, устранения уве­личивающихся зазоров, поддержания режима работ и др. Соци­альная система, где решающую роль играют люди, нуждается в еще большем обеспечении непрерывного успешного функциониро­вания. «Даже наилучшим образом организованное учреждение без ежедневной «смазки шестеренок» не будет в состоянии нормально функционировать в течение длительного времени»[127].

Текущее функционирование правоохранительного органа на­ходится в прямой зависимости от уровня организационного поряд­ка (педагогически обусловленного факторами, рассмотренными в предыдущем параграфе), созданного длительными и целеустрем­ленными усилиями руководителя и всего личного состава. Однако возможности, создаваемые организацией управления в данном правоохранительном органе, подразделении, части, превращаются в действительность зачастую не однозначно. Поэтому и управле­ние должно существовать не только в виде организации, но и в виде процесса. Это особенно характерно для правоохранительных органов, у которых и внешняя среда круглосуточно наполнена Динамизмом значимых и далеко не стандартных событий социаль­ной жизни, происходящих правонарушений, текущих задач и проблем, профессиональных действий и непрерывного боя с преступностью. Контроль и забота о том, чтобы в течение суток, при каждом ситуативном реагировании созданный организационный порядок не нарушался, чтобы организация функционировала без сбоев в строгом соответствии со спецификой возникшей реальности а каждый специалист действовал в данном конкретном случае ответственно, безукоризненно правильно и с полной самоотдачей - главная задача текущего управления.

Тут есть и обратная связь: организованность и компетентность при постоянном решении текущих, повседневных педагогических задач, сказываются постепенно и на улучшении устойчивого организационного порядка. То же относится и к педагогическим аспектам управления. Педагогическая функция должна реализовываться и при текущем управлении, во всех актах и звеньях его. Каждый из них обязательно содержат признаки, зависящие отособенностей и уровня образованности, обученности, воспитан­ности и развитости субъектов и объектов управления. В то же время каждый управленческий акт, а особенно все вместе, во всех своих особенностях и результатах педагогически влияет на руководителей, сотрудников, граждан и значительную часть социаль­но-педагогических факторов, определяющих состояние правопорядка. Более того, текущее управление строится по оптимальным критериям, если в суете повседневных дел руководители разного ранга не забывают о том, чтобы в ходе их возрастал профессио­нализм личного состава во всех его педагогических составляющих (профессиональной образованности, обученности, воспитанности и развитости). Поэтому текущее управление строится правильно и приносит высокие результаты, когда включает в себя текущую реализацию управленческо-педагогич е ской функции, в виде повсе­дневно осуществляемого и оптимизируемого субъектом управления управленческо-педагогического процесса, включающего:

- постановку текущих педагогических целей и задач совер­шенствования профессиональной образованности, обученности, воспитанности, развитости личного состава непосредственно в ходе повседневного решения юридических, оперативно-служебных, служебно-боевых, управленческих задач им и руководителями, со­вершенствования при этом отдельных социально-педагогических факторов;

- текущую педагогически целесообразную организацию и достижения и решения;

- постоянный выбор и применение педагогических методов и средств по ходу повседневной управленческой деятельности;

- применение текущих управленческо-педагогических технологий, п редназначенных для извлечения педагогического эффекта из каждого акта текущего управления (управленческих решений и их выполнения, проведения совещаний, оказания помощи исполнителям, оценке их действий и достигаемых результатов пр.);

- контроль за текущим функционированием всей систем педагогического обеспечения профессиональной деятельности личного состава и внесение корректив в нее путем определяемых
ситуацией обучающих, воспитательных и развивающих мер и приемов, обращением по конкретным вопросам к помощи специалистов-педагогов и др.;

- педагогический контроль руководителя за собственным поведением в повседневном управлении, в каждом управленческом акте, звене, оценка его с позиций характера влияния на воспитанность, обученность и развитость подчиненных, их дисциплину, отношение к службе и др., и его целесообразная педагогическая оптимизация.

Можно сказать, что необходима педагогизация текущего управления во всех его проявлениях.

Педагогические технологии в текущем управленческом цик­ле. Одним из характерных особенностей текущей управленческой деятельности руководителя, начальника, командира внутренних войск или органа управления действиями является их цикличный характер: отслеживание обстановки, обнаружение ее изменений, оценка их с точки зрения значимости и необходимости управлен­ческого реагирования; изучение изменений обстановки, на которые необходимо реагировать, подготовка и принятие текущих (ситуа­тивных) управленческих решений; организация выполнения при­нятых текущих управленческих решений (подбор исполнителей, подготовка их к выполнению текущих заданий и задач, обеспече­ние текущих действий исполнителей, контроль за их действиями); оценка текущих результатов. Повседневная жизнь наполнена множеством таких действий.

Первое звено управленческого цикла - отслеживание об­становки, выявление и принятие для решения возникающих по ходу событий проблем. Управление органически связано с ин­формацией об объектах управления и управленчески-значимых условиях. Точность информации о них, ее динамичность, отве­чающая динамичности реальности, точность оценок, трезвость и компетентность выводов о происходящем — залог успешного управления. Потоки информации, как сигналы по нервным путям организма, как кровь но кровеносным сосудам, циркулирует в «теле» организации, связывая ее части в единое целое, обеспечи­вая своевременность и адекватность реагирования на изменившую­ся обстановку. Управлять может только тот, кто владеет пол­ной и достоверной информацией, обеспечивая непрерывное функционирование и его текущую, ситуативную гибкость. В схватках побеждает тот, кто владеет более богатой, точной и своевременной информацией об обстановке, возможностях, наме­рениях, приготовлениях и действиях противоборствующих сторон. Руководители и работники управленческого аппарата поэтому обязаны постоянно отслеживать, контролировать, изучать и оценивать события, чтобы своевременно принимать решения, отвечающие характеру изменений и необходимости предупреждать наступление нежелательных.

Есть два педагогических аспекта этого (начального) звена текущего управления. Первый выражается в том, что изменения обстановки и возникающие ситуации, требующие текущих решений могут быть связаны с социально-педагогическими явлениями, которые выступают частью, условием, причиной или следствием проблемы. Так, может обнаружиться слабая правовая подготовленность граждан, низкий уровень воспитательной работы в ка­ком-то образовательном учреждении, недостатки в профессио­нальных знаниях, навыках или умениях сотрудников, отсутствие индивидуально-педагогического подхода в работе руководителя службы, отставание системы служебной подготовки в руководимом органе от новых тенденций в развитии преступности на обслуживаемой территории и т.п. Конечно, эти изменения бывают не только негативными, но и положительными, но их всегда нужно вовремя подметить и оценить. Во всяком случае почти всегда не­обходим педагогический мониторинг ситуаций, сбор и оценка пе­дагогической информации, которая становится потом основанием для учета педагогических аспектов в принятии решений или даже особых профессионально-педагогических решений.

Второй педагогический аспект — само отслеживание обста­новки, контроль за ее изменениями, обнаружение и оценка воз­никших управленчески важных изменений. Он зависит от профес­сиональной и обшей образованности субъектов управления, их умения следить и оценивать социальные, оперативные, криминаль­ные, управленческие, педагогические и иные особенности обста­новки, руководить сбором и обработкой необходимой для этого информации, от уровня интеллектуального развития, развитости управленческого и юридического мышления, управленческо-педагогической подготовленности и пр. Сказывается даже воспи­танность тех, кто осуществляет слежение, сбор информации и оценку событий. Так, если хорошо воспитанный руководитель, сотрудник следит за имеющими значение для дела изменениями, то плохо воспитанный - преимущественно за тем, что представ­ляет угрозу для его узколичных планов, намерений, расчетов и мало обращает внимания, даже не замечает, другое. Отсутствие или слабость профессионально-педагогической подготовленности и ориентированности на обнаружение социально-педагогических факторов в обстановке приводят к тому, что педагогические явле­ния, их изменения и причины не обнаруживаются, не получают должной оценки, а значит, затем и не получают отражения в других звеньях управленческого цикла. Воспитанность и компетент­ность руководителя проявляется и в том, что он видит проблему, понимает ее важность и необходимость решения, но отказывается, по не имеющим отношения к делу соображениям, от ее решения.

Управленческая культура заключается в том, чтобы принима­ть к личному решению управленческие проблемы только своего уровня, которые правомочно и обязательно решить только на нем. Это чаще всего организационные проблемы, в том числе связанные с условиями службы, деятельности и жизни подчиненных, (имеющие для них социально педагогическое значение), с систе­мой педагогического обеспечения и др. Вмешательство в решение проблем, относящихся к компетенции нижестоящих руководителей и рядовых сотрудников, имеет отрицательное воспитательное и развивающее влияние на них, отучая от самостоятельности, чувст­ва ответственности, инициативности и др. Бывает и так, что под­чиненные стараются под разными предлогами переложить груз ответственности за решение, которое правомочны принимать сами, за руководителя. Любителей подсовывать свои проблемы для ре­шения начальнику надо ставить на место в воспитательных целях и для поддержания правильной организации управления. В про­тивном случае руководитель окажется перегруженным сверх меры и у него не останется времени для дел на своем уровне, которые за него никто не правомочен выполнять. Общее правило управле­ния, ценное и педагогически: решение любой проблемы опускать на максимально низкий уровень управленческой пирамиды, имею­щей права для ее решения. Учитывать, конечно, и подготовлен­ность людей этого уровня, а при оценке ее как недостаточной, не отбирать решение у них, а использовать ситуацию для того, чтобы повысить подготовленность.

Второе звено управленческого цикла - изучение пробле­мы. Чтобы правильно решить, надо разобраться: в чем суть про­блемы, каковы ее причины и условия возникновения, в чем и как она связана с деятельностью правоохранительного органа. Это изучение в педагогическом плане включает в себя только что рас­смотренные два аспекта, но с некоторыми особенностями.

Чтобы намеренно и правильно оценить проблему, решение ко­торой руководителем[128] поставлено на повестку дня, следует опи­раться на знания, полученные в образовательном учреждении - рекомендации науки управления, юридической педагогики, юри­дической психологии и др., а также уроки практического опыта. Проблема — всегда пересечение многих причин и условий. Среди них обычно бывают и педагогические, связанные с социально-педагогическими факторами, результатами образования, воспитания и др. Упустить их или пренебречь ими — значит, что-то не понять, а потом и не решить. Если есть трудности в этом, надо обратиться к педагогической учебной литературе, выбрав из нее нужное. Можно проконсультироваться и с педагогически образованными сотрудниками, специалистами-педагогами, если они есть в правоохранительном органе, или работающими в образовательных учреждениях, в городе, поселке. Часто для изучения проблемы, сбора, систематизации и осмысления информации (не только педагогической) привлекаются и подчиненные. Это полезно и для изучения проблемы и в педагогическом отношении: лучше изучить их самим, усовершенствовать их подготовку или оказать воспита­тельное влияние.

Третье звено - проработка вариантов решения и выбор лучшего из них. Так же как в криминалистике, ошибочно строить решение только на одной управленческой версии, подвернувшейся первой и априорно принимаемой как единственно возможной и лучшей. Рекомендуется выдвигать несколько вариантов решения оценивать плюсы и минусы каждого, сравнивать их по этим оцен­кам и отбирать лучший. Опять-таки к такой работе полезно при­влекать других лиц — своих заместителей, помощников, консуль­тантов, находящихся в резерве на выдвижение, проводить совеща­ние с обсуждением возможных вариантов, использовать метод «мозгового штурма». В разных вариантах полезно предусмотреть неодинаковые педагогические меры. В системе вариантов имеют значение и собственно педагогические управленческие решения. Такая организация работы позволяет найти наиболее правильное решение и опять-таки дать свой педагогический эффект.

Четвертое звено — принятие решения. Суть его в де­тализации, конкретизации и усовершенствовании отобранного ва­рианта решения, признанного лучшим. При этом: уточняется цель и задачи решения, план действий, сроки, этапы, меры по устране­нию «минусов» — слабых мести варианта (редко бывают решения абсолютно положительные), расчет сил и средств, обеспечение, подбор исполнителей и др. Принятие решения — прерогатива ру­ководителя, но при проработке его опять-таки нелишне привле­кать подчиненных, причем нередко тех, кто будет потом его вы­полнять. Здесь также уместно воспользоваться возможностями обучения подчиненных, передачи им своего опыта, воспитательными воздействиями. Прежде чем сказать свое последнее слово, руководителю нелишне предложить высказаться подчиненным и внести предложения. Заслуживают обсуждения:

- различные трудности, препятствия, возможные неожиданности и случайности;

- прогнозирование результатов, нежелательных и побочных последствий, непосредственных и отдаленных, среди которых нередко присутствуют педагогические - особенно воспитательные. Очень важно не допускать решений с отрицательными педагогическими последствиями, а выбирать те варианты, которые приносят, наряду со служебными, наиболее сильные, широкие и безусловно положительные педагогические результаты;

- сроки, этапы, действия, методы, необходимые средства обеспечения;

- педагогические меры (дополнительного быстрого дообуче­ния тех, кто будет участвовать в исполнении решений, привлече­ние сотрудников с педагогической целью, проведение воспитатель­ной работы до начала действий и др.).

Во всем масштабе рассмотренная работа, конечно, проводится при подготовке не каждого текущего решения, а наиболее важных.

Пятое звено - организация выполнения решений. Каждый руководитель должен твердо усвоить, что его обязанность не в том, чтобы, приняв решение, взвалить его выполнение на подчи­ненных и ожидать доклада об исполнении. В большинстве случаев тут только и начинается его настоящая работа.

Первое действие руководителя — подбор исполнителей. Хо­рошо, конечно, выбирать таких сотрудников, которые бы безус­ловно выполнили задание, т.к. обладают высокой профессиональ­ной обученностью, воспитанностью и развитыми профессиональ­ными способностями. Но такой подход не безоговорочно хорош. Лучшие сотрудники при этом оказываются предельно перегружен­ными, а ленивые живут в довольстве и беспечности, подготовка их не улучшается, в воспитательном плане они даже портятся, в кол­лективе возникают недовольство и конфликты. Неплохо действо­вать так: лучших приберегать для выполнения наиболее сложных задач; добросовестным, но имеющим слабости в подготовке, да­вать средние по сложности задания, брать их работу под кон­троль, а в ходе действий учить и воспитывать; а ленивых, не очень добросовестных, какое-то время предельно загружать мел­кими, малоответственными поручениями — тоже с педагогической задумкой. Бывают и такие ловкачи, которые берутся за любое поручение, особенно если оно связано с возможностями отсутствия на рабочем месте, намеренно перегружают себя, зная заранее, что многое не будет выполнено. Расчет прост: создать у руководителя впечатление о своей активности и незаменимости, а при обнару­жении фактов неисполнительности всегда иметь оправдание: «вы же сами перегрузили меня сверх меры».

Часто приходится решать вопросы о подборе сотрудников в условиях неполной укомплектованности или частой сменяемости персонала, когда выбрать трудно. В таких случаях педагогические нагрузки на руководителя возрастают и учащаются.

При комплектовании группы сотрудников, которым поручается выполнение решения, желательно сочетать опыт и молодость, подбирать хорошо сработавшихся друг с другом людей, не находящихся в конфликтных отношениях.

Ошибки в распределении заданий в правоохранительном органе, службе, отделе, отделении порой приводят к нежелательным педагогическим последствиям. Например, если на сотрудника возложить обязанности, которые онне в состоянии выполнить (перегруженность, отсутствие должной подготовки, не реальность сроков, нехватка сил, средств или нужных условий), то перед ним возникает выбор: 1) отказаться от выполнения заданий или долж­ности, 2) прибегнутьк незаконным способам и решить задачи, 3) заняться очковтирательством (действовать малоуспешно, но в док­ладах и отчетах представить все благополучно). Люди есть люди' первый вариант избирается редко и ситуация оказывается пагуб­ной для воспитании и соблюдения законности.

Выбрав специалиста, должностное лицо или структурное под­разделение, которым будет поручено проведение решения в жизнь, педагогически целесообразно не только объявить им зада­ние, но и проверить подготовленность, сопроводить наставле­ниями и советами, разъяснением важности задания и необходимо­сти ответственного отношения к нему, предупреждением о воз­можных трудностях, советами о рациональном способе действий, знакомством с уроками выполнения аналогичных заданий. Если руководитель сочтет необходимым, можно подчеркнуть роль на­блюдательности и бдительности, напомнить о строгом соблюдении законности, вежливом и культурном общении с гражданами. При разговоре с группами подчеркивается обязательность проявлений дружбы и взаимопомощи, соблюдения традиций и др. Хорошо, когда правильные слова дополняются эмоциональным, волнитель­ным, доброжелательным поведением руководителя, а при ожидае­мых больших трудностях выражением доверия, уверенности в ус­пех, использованием шуток и др. Когда надо, проводятся допол­нительные занятия и тренинги. Разумно в итоге убедиться, что сотрудники все поняли правильно, готовы к профессиональным и добросовестным действиям.

Следующий элемент организации исполнения решений - руководство выполнением заданий. Методы контроля, оценки и регулирования, помимо делового, имеют и педагогическое значение. Регулирование выражается в отдаче дополнительных распоряже­ний, коррекции ранее отданных, в советах и помощи сотрудникам по ходу действий, личном показе руководителем, что и как делать, внушениях, выражении поддержки и уверенности и др.

Шестое, последнее, звено управленческого цикла — под ведение итогов. В нем содержится немалый педагогический по­тенциал.Разбор действий сотрудников и их оценка педагогически эффективны, когда: справедливы и компетентны; основаны на точных данных и знании всех деталей действий и достигнутых результатов; включают рассмотрение положительных сторон и упущений; сопровождаются советами и указаниями на будущее; сочетаются в необходимых случаях с дополнительными мероприятиями (занятиями, заданиями на самостоятельную отработку каких-то вопросов с последующей проверкой результатов).

Можно заключить, что трудно найти такой элемент в текущем управлении правоохранительным органом, который бы не имел связи с педагогическими аспектами, в которых бы не могла быть соединена нацеленность на достижение непосредственного профес­сионального результата с возможностями и необходимостью педа­гогической целесообразности. Реализация педагогической функции в процессе текущего управления предстает как построение непре­рывного управленческо-педагогического процесса со своими теку­щими целями, задачами, организацией, методикой, технологиями, обеспечивающими полноценное решение управленческих и про­фессиональных задач.

Анализ опыта управления в правоохранительных органах по­казывает, что существует недооценка педагогических возможно­стей текущего управления. Они велики, но главное в том, что их использование - компонент системы педагогической работы. Это управление, постоянно функционирующее, непосредственно и де­монстративно предстает как его реальность. Поэтому расхождение в его восприятии сотрудниками с тем, что они знают о необходи­мости уважения человека, вежливости, культуре, заботе и пр., разрывает целостность и согласованность педагогических воздей­ствий на них и может свести их эффективность к нулю. Поэтому педагогизция текущего управления, позволяющая преодолеть эти слабости, представляет собой актуальный резерв улучшения рабо­ты правоохранительного органа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: