Морально-психологическая подготовка

Необходимость в сущность морально-психологической подготовки. Служба и профессиональная деятельность предъявляют разносторонние требования к подготовленности сотрудников правоохранительных органов и одно из них - морально-псuxoлогическая подготовленность. Мораль, как известно, область жизни общества и поведения людей, обладающая характеристика­ми добра и зла, справедливости и несправедливости и связанной с ними системой норм человеческого поведения (моральных норм) Морально подготовлен тот, кто всегда и везде следует этим нор­мам, защищает добро и справедливость, борется со злом и неспра­ведливостью всегда и везде.

Правоохранительная деятельность пронизана моралью:

а) мораль и право находятся в неразрывной связи, окапывают
влияние друг на друга. Право всегда имеет моральные начала
Правовые нормы - это важнейшие моральные нормы, утвердив­шиеся в истории и жизни народа и одобряемые им, а поэтому воз­веденные в ранг закона, ставшие обязательными, охраняемыми законом и защищаемые государством. Правовые нормы, в свою очередь, имеют силу, если они моральны, если они утверждают добро и справедливость, защищают господствующую мораль и отвечают моральным ожиданиям народа;

б) решение правоохранительных задач - это, прежде всего,
защита справедливости, утверждение добра, борьба со злом и не­
справедливостью. Профилактируя правонарушения, раскрывая и
расследуя их, охраняя общественный порядок и решая другие
правоохранительные задачи, персонал правоохранительных орга­нов не только укрепляет законность, но одновременно действует морально, защищает и укрепляет мораль, веру людей в справед­ливость и защищенность, в неизбежность наказания зла и неспра­ведливости;

в) защищая справедливость и мораль, любой сотрудник обя­зан сам, в своих действиях, поведении и личной жизни быть мо­рально примерным. Это не только дает ему моральное право тре­бовать должного поведения от других, но повышает успешность решения моральные проблем при отправлении своих служебных обязанностей;

г) правоохранительная деятельность связана с высокими морально-психологическими нагрузками, выдерживать которые обя­зан каждый сотрудник;

д) мораль - не только требование, не только неотрывная
сторона, результат профессиональных действий, но всегда и характеристика сознания сотрудника, его психологии, его личных
качеств и подготовленности. Несоответствие подготовленности морально-психологическим требованиям, которые объективно предъявляет к нему профессиональная деятельность, ведет к срывам, ошибкам, неэффективности решения задач, нарушениям законности, подрыву авторитета правоохранительных органов, престижа профессии их сотрудника, снижению активности участия населе­ния в укреплении правопорядка, утрате гражданами веры в справедливость и другим неприятным последствиям.

Морально-психологическая подготовленность — необходимый компонент (вид, грань, характеристика) профессиональной подготовленности сотрудника правоохранительного органа, отвечающий моральным требованием правоохранительной деятельно­сти и обеспечивающий ее осуществление в строгом соответствии с высокими моральными нормами. Этот вид подготовленности проявляется в поведении, действиях и службе сотрудника как:

- стремление его постоянно, в любых условиях следовать требованиям гражданского патриотического, профессионального, человеческого долга;

- непоколебимая нацеленность в жизни и деятельности на
утверждение должного, добра и справедливости, борьбу со злом и
несправедливостью, во имя человека, во благо России;

- знание моральных норм, убежденность в их ценности и не­обходимости подчинения им своего личного поведения в повсе­дневной жизни и профессиональной деятельности на службе;

- глубокое понимание ценности человека, его достоинства,
прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной цен­ности;

- понимание связи своей профессиональной деятельности и
практически каждого ее элемента с вопросами морали, убежден­ность в необходимости соблюдении ее в каждом действии, в стремлении достигать не только правовых, но и высоких мораль­ных результатов;

- умение и стремление всегда разбираться в моральных тон­
костях профессионального поведения и действий, учитывать их
при решении стоящих задач;

- обладание привычкой всегда быть на высоте моральных
требований и выполнять их не ради контроля, не из страха перед
наказанием, а по внутренней моральной потребности;

- обладание высокой морально-психологической устойчивостью при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм;

- умение сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в любой ситуации.

Очевидно, что морально-психологическая подготовленность не надуманное требование к профессиональной подготовленности, а один из высших показателей профессионализма юриста, показатель его цивилизованности, отрицаемый в условиях тоталитарных режимов и беззакония и абсолютно необходимый при построении правового, демократического, справедливого общества. Она нужна представителям абсолютно всех юридических специальностей, но в качестве примера проиллюстрируем значение для адвокатов оценками выдающихся русских юристов. «Можно и должно уважать защиту как великое учреждение, - писал в начале века профессор Л. Владимиров, — но не следует ее превращать в орудие против истины. Неужели...защита есть законом установленные и нау­кой одобренные приемы для наилучшего введения судей в заблу­ждение? Нам кажется, что защита имеет целью выяснить все то, что может быть приведено в пользу подсудимого согласно со здравым смыслом, правом и особенностями данного случая... За­шита, конечно, есть самооборона на суде. Но судебное состязание не есть бой, не есть война; средства здесь дозволяемые, должны основываться на совести, справедливости и законе. Хитрость едва ли может быть допускаема как законное средство судебного состя­зания. Если военные хитрости терпятся, то судебные вовсе не же­лательны»[140]. Совпадает с этим и мнение А.Ф, Кони: «Нельзя без тревоги видеть, как в отдельных случаях защита преступника пре­вращается в оправдание преступления, причем искусно извращая нравственную перспективу дела, заставляет потерпевшего и ви­новного меняться местами — или как широко оплаченная оратор­ская помощь отдавалась в пользование притеснителю слабых, раз­вратителю невинных, расхитителю чужих трудовых сбережений или бессовестному обкрадыванию народа»[141]. «Что значит защит­ник? - спрашивает П. Сергеич, и отвечает. - Простое слово с определенным значением. Судебная действительность, однако, расширила его смысл. Одни вместо защитники говорят — потат­чики, другие укрыватели»[142]. Статья 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР содержит четкое указание по этому вопросу: «Защитник обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, оправды­вающих подозреваемого или обвиняемого, смягчающих их ответст­венность, оказывать им необходимую юридическую помощь».

Чтобы готовить юриста в соответствии с моральными требова­ниями его деятельности, педагогически важно понять, что должно быть у него сформировано, что стоит за обобщающим понятием «морально-психологическая подготовленность»? Исследованиями установлено, что последняя имеет системную структуру взаимо­связанных элементов:

- морально-психологических знаний, взглядов, убеждений образующих моральное сознание юриста и позволяющих правильно разбираться в морально-психологических аспектах правоохранительной деятельности вообще и конкретных случаях осуществ­ления своей юрисдикции;

- морально-психологических мотивов — внутренних сил, побуждающих к постоянному и точному следованию требованиям моральных норм не по форме, а по существу в любых профессио­нальных и жизненных условиях;

- морально-психологических имений и навыков основы правильных практических действий по психологически тонкому и умелому проявлению моральности в каждом профессиональном действии, в каждой ситуации;

- морально-психологических качеств (определяющих отно­шение к труду, к другим людям и к самому себе, в частности - ответственности, добросовестности, дисциплинированности, чело­вечности, справедливости, доброжелательности, порядочности, вежливости, отзывчивости, требовательности к себе, скромности, самообладании, морально-психологической устойчивости и др.) - гарантии постоянного, неуклонного и умелого выполнения всех моральных требований в любой обстановке.

Таким образом, морально-психологическая подготовленность - не просто знание сотрудником правоохранительных органов моральных норм. Это важная характеристика воспитанности и обученности личности, его сознания, психологии, профессиональ­ной культуры и образованности. Это мораль, глубоко проникшая в его внутренний мир, «живущая» в нем и ставшая частью его психологии (именно поэтому ее и именуют морально-психологи­ческой). Морально-психологическая подготовленность — мощная, современная система внутренних сил и норм поведения, система ценностей, сохранению которой и следованию которой неуклонно подчиняет свое поведение должным образом подготовленный со­трудник. Это важнейшая часть нового общечеловеческого мировоззрения - гуманного, демократичного, отвечающего требовани­ям правового и цивилизованного общества, альтернативы которо­му в будущем нет. Это опорная база неуклонной законности и справедливости в действиях юриста и решении всех профессио­нальных вопросов.

Формирование морально-психологической подготовленности и всех ее компонентов составляет сущность морально-психологиче­ской подготовки персонала правоохранительных органов, как особой педагогической системы работы с ним.

Цели, задачи, содержание и виды морально-психологиче­ской подготовки сотрудников. Педагогический подход к организации и проведению морально-психологической подготовки практически выражается в построении ее как педагогической системы и педагогического процесса, предполагающих четкое определение реализацию соответствующих целей, задач, программ, направлений, условий, организации, форм, методики, обеспечения, способов контроля и оценки. Юридическая педагогика рассматривает ее как новый вид профессиональной подготовки, специфичный для правоохранительных органов и отвечающий требованиям современности, проблемам и задачам, стоящим перед российским обществом и правоохранительными органами.

Целью морально-психологической подготовки (МПП) высту­пает подготовка персонала правоохранительных органов к высокоморальному поведению и правильному решению профессионально-моральных вопросов в любых условиях, формирование высокого уровня морально-психологической подготовленности каждого сотрудника, как важнейшего компонента его профессио­нальной подготовленности и как особого профессиональном свой­ства его личности.

К основным задачам МПП относятся:

- подготовка сотрудников к решению задач правоохрани­тельной деятельности в условиях стремления российского общест­ва к построению современного, цивилизованного, гуманного, де­мократического, правового общества;

- формирование и развитие морально-психологических основ добросовестной службы, верности профессиональному долгу, Присяге, Закону;

- развитие морального сознания, морально-психологических
качеств, навыков, умений и привычек морально зрелого решения
вопросов, связанных с выполнением профессиональных обязанно­стей, обеспечивающих профилактику злоупотреблений служебным положением, нарушений законности, коррупции;

- формирование высоконравственного и культурного отно­шения к гражданам, обучение этике общения и поведения при ре­шении профессиональных задач; профилактика неуважения к гражданам, нарушения их прав, проявлений недозволенности, не­правомерного применения силовых методов;

- формирование морально-психологических качеств и при­вычек высоконравственного и культурного поведения в быту, в личной жизни, в проявлениях высокой требовательности к себе, неустанной работы над собой;

- сплочение коллективов правоохранительных органов на основе моральных традиций, морально честных и этичных отно­шений друг к другу, дружбы, товарищества, взаимопомощи, вза­имной доброжелательной требовательности, чувств долга, ответст­венности, чести;

- повышение морально-психологической устойчивости, умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам, уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям служебного долга и подрыву чести, служебному предательству.

Содержание МПП определяется целью и задачами, выражается в программах, тематических планах и содержании занятии, общем виде в него входят также разделы:

- человек, общество, мораль;

- право и мораль,

- моральные вопросы профессионального долга сотрудника, военнослужащего внутренних войск, должностного лица; профессиональная деонтология и этика юриста[143];

- морально-психологические аспекты решения профессио­нальных задач;

- морально-психологические аспекты общения и взаимоот­ношений сотрудника с гражданами, профессиональный этикет;

- морально-психологические «опросы поведения сотрудника вколлективе;

- морально-психологические особенности действий сотрудни­ка в экстремальных условиях;

- морально-психологические основы поведения сотрудника в
быту, основы здорового образа жизни;

- вопросы морали в работе сотрудника над собой.

Как видно из целей, задач и содержания МПП, это - комплексный вид подготовки, имеющий преимущественно воспита­тельный характер, выражающийся в специфичном профессио­нально воспитывающем обучении. МПП по преобладающим осо­бенностям выступает как часть системы воспитания, что определяет особенности ее построения и проведения.

МПП, имея общую основу для всего персонала, дифференци­руется и приспосабливается к частным задачам, образуя разные виды МПП. Так:

- по времени проведения различают предварительную (проводимую заблаговременно, длительно, основательно) и непо­средственную (проводимую непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем прицельно, избирательно, с пол­ным учетом конкретных особенностей предстоящих действий);

- по разным правоохранительным органам: МПП личного
состава органов внутренних дел, федеральной службы безопасно­сти, налоговой полиции, аппаратов органов прокуратуры и др.;

- по разным специальностям сотрудников конкретного правоохранительного органа. Например, в органах внутренних дел - личного состава криминальной милиции, специальных отрядов, инспекторов ГИБДД, участковых инспекторов и др. Необходимость такой дифференциации обусловлена наличием некоторых моральных особенностей решаемых задач, условий, трудностей, контингента граждан, сущности рассматриваемых вопросов, совершаемых ошибок и др.;

- по конкретным профессиональным задачам, насыщенным морально-психологическими аспектами: МПП к общению с населением, к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, разрешению гражданских споров и др.;

- по профессиональной опытности и уровню морально-психологической подготовленности: МПП молодых сотрудников и опытных, хорошо подготовленных в морально-психологическом отношении и допускающих моральные срывы и промахи;

- по должностному положению: всего персонала, рядовых работников, руководителей.

О МПП руководителей редко вспоминают, а между тем она необходима, своеобразна, важна и предполагает отработку допол­нительных тем и вопросов, например: значение и сущность мо­рально-психологической подготовленности сотрудников правоох­ранительного органа; цели, задачи, содержание, организация н методика морально-психологической подготовки персонала; осо­бенности формирования у сотрудников моральных убеждений, установок, ориентации, привычек, умений, навыков и качеств; взаимосвязь повседневной деятельности персонала, ее условий, решаемых задач, применяемых средств и методов с вопросами морально-психологической подготовки; морально-психологические особенности текущей управленческой деятельности руководителя; влияние различных стилей управления на морально-психологи­ческую подготовленность сотрудников, морально-психологические последствия административно-командного стиля; морально-психологическое влияние на сотрудников особенностей личности руководителя, стиля и методов его работы, поведении, принимае­мых решений, морально-психологические вопросы общения и по­строения взаимоотношений начальника с подчиненными; морально-психологические основы и проблемы руководства коллективом; морально-психологические аспекты руководства служебной деятельностью личного состава; особенности морально-психологической подготовки сотрудников к решению различных задач и действиям в экстремальных условиях и др.

Общую ответственность за организацию МПП несут руководители и их заместители по работе с персоналом.

Организация морально-психологической подготовки. Достижение целей и решение задач МПП возможно ее организацией и проведением по двум направлениям:

- МПП в ходе службы и решения правоохранительных задач;

- МПП в процессе специального курса.

Необходимость МПП в ходе службы и решения правоохранительных задач связана с тем, что человек воспитывается всей жизнью, его сознание определяется реальностями бытия. Поэтому следует организовывать службу и деятельность персонала правоохранительного органа так, чтобы она формировала нужные компоненты МПП, решала ее задачи, а не наносила этому вред. Для этого следует осуществлять:

- морально-психологическое изучение и оценку каждого человека, принимаемого на службу, я также штатных работников в
процессе повседневной деятельности и жизни;

- индивидуальный подход при контроле и руководстве мо­рально-психологическим развитием каждого сотрудника и преду­преждать его деформации;

- должное морально-психологическое воздействие на сотруд­ников в процессе управленческой деятельности руководителя;

- морально-психологическое обеспечение (контроль, сопро­вождение, напоминания, рекомендации, советы, разъяснения, ока­зание помощи и др.) выполнения профессиональных задач раз­ными специалистами;

- работу по созданию в коллективе правоохранительного ор­гана, части внутренних войск, подразделения, службы здорового морально-психологического климата, стимулов и условий труда, материально-техническому обеспечению, исключающими отрица­тельные настроения и конфликты;

- заботу и помощь при столкновении отдельных специали­стов с трудностями, проявлении колебаний, сложных выборах личных решений, конфликтах, недовольствах и т.п.;

- заботу и помощь в решении бытовых проблем, в преодоле­нии трудностей, испытываемых семьями сотрудников;

- организацию досуга, способствующего укреплению мораль­ных ценностей;

- работу по созданию благоприятных внешних условий (укрепление авторитета правоохранительных органов у населения, создание благоприятного имиджа профессии и личности сотрудника, развитие связей с общественностью и др.).

Всем руководителям и всегда следует отдавать ясный отчет о том, как то или иное событие, решение начальника, успех или неуспех, происшествие, объявление поощрения и наказания, повышения по службе и т.п., отражаются морально-психологически на коллектве и отдельных сотрудниках. Надо предвидеть морально-психологические последствия, т.е. какие морально-психологические взгляды, ценности, установки, привычки, качества при этом складываются, укрепляются или ухудшаются; не допускать устранять то, что действует отрицательно. Каждому руководителю нужно понимание того, что сильнейшее морально-психологическое воздействие на подчиненных оказывают: его личность и ее особенности; манера держаться, тон голоса, выражение лица; все элементы его повседневной деятельности; проявляемые в работе ответственность, самоотдача, добросовестность; манера поведения отношение к подчиненным; стиль общения с подчиненными, выбираемые при этом слова и выражения, проявляемая к подчиненным требовательность и забота; оценки, даваемые им сотрудниц, и их действиям; одобрения и критика, применяемые поощрения и наказания, их справедливость; характер поручений сотрудниками условия для их выполнения; меры по обучению и помощи сотрудникам, понимание их и испытываемых ими трудностей, дельные советы; забота о бытовых условиях, обеспечении всем положен­ным, уважение их прав и чувства личного достоинства и многое другое.

Специальный курс морально психологической подготовки пока встречается лишь в отдельных правоохранительных органах и эпизодически. Однако необходимость его давно назрела, ибо, как показывает опыт, использование только первого направления - МПП в ходе службы и решения правоохранительных задач - не обеспечивает полноценного достижения цели: у сотрудников оста­ются пробелы в подготовке, многие моральные аспекты деятельно­сти не освоены или освоены на уровне бытовых суждений и оце­нок, непрофессионально; обнаруживается неустойчивость в мо­рально-психологическом подходе к решению значительной части вопросов; возникают конфликты и случаи предпосылок к наруше­ниям законности, основной причиной которых однозначно высту­пают слабости морально-психологической подготовленности и др.

Курс морально-психологической подготовки необходим в ка­ждом правоохранительном органе, быть ежегодным, начинаться с основ, затем дифференцироваться по категориям, проводиться с новыми сотрудниками и отдельно - с опытными, актуализиро­ваться в связи с повседневными потребностями деятельности пра­воохранительного органа, обнаруживающимися недостатками в морально-психологической подготовке разных категорий сотрудников.

Основы методики занятий по морально-психологической подготовке. К этой методике предъявляются повышенные требования, ибо обучающимся в системе ее надо дать не просто знаки в виде достояния памяти и эхолалического повторения их при проверках, а помочь им сформировать корректные убеждения, взгляды, аксеологическое (ценностно-ориентированное) мышление, установки, привычки поведения и пр., как достояния их психологии, их реальных отношений к жизни, работе, людям, к себе, норм их поступков[144]. Это дополнительно объясняет почему подготовка именуется именно морально-психологической.

Такая подготовка не может быть успешной, если обучающиеся лишь проповеди о нравственности, только правильные и возвышенные слова о справедливости и добре. Слова будут отска­кать от сознания как горох от стены, если риторика не будет откреплена чем-то другим. Чисто словесная методика, которая, к сожалению, распространена в нравственном воспитании, тут не пригодна. Прежде всего, должно быть ясно, что формы занятий и методика их проведения по преимуществу должны быть практич­ными. Нельзя увлекаться лекциями, хотя совсем их исключать не стоит. Предпочтение отдавать семинарам, дискуссиям, практиче­ским занятиям и играм.

Основными элементами оптимальной методики занятий по морально-психологической подготовке сотрудников выступают:

- диалогичность, обмен мнениями, суждениями, доказатель­ствами, обоснованиями;

- свобода высказывания любых мнений, суждений, оценок
каждым обучающимся;

- искренность и правдивость в обсуждении всех вопросов,
недопущение лукавства, недомолвок, ухода от острых проблем и
вопросов, поиск честных и морально зрелых ответов;

- ликвидация и профилактика формализма, показухи, скуки
на занятиях;

- требование аргументированного морального обоснования личных мнений,оценок, суждений обучающимися;

- организация руководителем занятий соударения мнений обучающихся, анализа конкурирующих моральных мнений, выяв­ление сильных и слабых сторон каждого, морально обоснованный выбор лучшего;

- коллективный поиск всесторонне взвешенных и морально
аргументированных решений, оценок;

- теснейшая связь занятий с практикой, конкретными событиями, моральный анализ и оценка конкретных поступков, непосредственно имевших место в жизни данного правоохранительного органа и сотрудников, обучающихся в группе, недавно или только что происшедших;

- коллективная моральная проработка предстоящих или типичных для профессиональной деятельности данной категории обучаемых действий;

- активизация самооценки моральности своего поведения, действий, решений, своих морально-психологических качеств изменений навыков, привычек, взглядов обучающимися;

- расчет ближайших и отдаленных морально-психологических последствий разных операций, профессиональных пост» ков, действий, решений (их влияние на граждан, коллег, себя);

- коллективные упражнения в разработке новых, профессионально специализированных моральных норм, или их детализации, конкретизации для своего правоохранительного органа, подразделения, части, коллектива или даже себя лично;

- обсуждение путей укрепления морально-психологического
климата и взаимоотношений сотрудников в коллективе;

- совместный поиск ответов на причины неприживаемости в
коллективе отдельных моральных норм (если такие факты есть)
живучести недостатков в МПП отдельных членов коллектива, моральных причин недостаточного авторитета сотрудников у населе­ния, путей их повышения;

- обсуждение путей совершенствования своей морально-психологической подготовленности.

Главным методом проведения занятий выступает особый ме­тод — метод ситуативного морального выбора («моральных дилемм», моральных казусов). Суть его в том, что обучающимся сотрудникам предлагается заранее подготовленная ситуация, ха­рактерная наличием выраженного морального аспекта. Например: «Задержан подозреваемый в краже из ювелирного магазина. Дос­товерных данных, что кража совершена именно им или он причастен к ней, нет. Двум сотрудникам поручено в кратчайший срок получить такие данные. В первых разговорах с ним у обоих сло­жилось мнение, что он неискренен. Они решили, что можно вы­полнить задачу путем получения достоверной информации от за­держанного, осуществляя искусную тактику допроса. Какой кон­кретно она должна быть, они не смогли договориться и стала действовать каждый по-своему. Первый избрал «силовую» такти­ку, а второй - тактику «обещаний и обмана». Первый при допросах прибегал к разным словесным угрозам, резким высказыва­ниям, ругани, запугиваниям, угрожающим действиям (хватал загрудь, за шиворот, подбородок, волосы). Второй объявлял себя доброжелателем задержанного, сочувствующим ему; говорил, что если тот будет искренним с ним и поделится частью украденного, он поможет ему уйти от ответственности; обещал помочь ему со­вершить побег из-под стражи».

Аналогичные ситуации, содержащие моральный аспект, могу предлагаться обучающимся на занятиях в словесном виде, словесно с иллюстрацией фотографий (слайдов), демонстрацией фрагмента видео- или кинофильма, а также игровым розыгрышем при проведении занятия.

Подбирать ситуации следует в соответствии с рядом требований. Каждая должна:

- иметь непосредственное отношение к службе, правоохранительной деятельности, жизни коллектива, сотрудников (хорошо, если они вообще имели место в данном органе, части или в соседних, даже если они только что произошли или можно ожидать их возникновение в подготавливаемых действиях и операциях);

- соответствовать этапу проводимой морально-психологической подготовки и изучаемой теме;

- иметь достаточно выраженный и доступный пониманию данной категорией обучаемых моральный аспект;

- не содержать правильных оценок поступков и действий участвующих в ситуации лиц.

После ознакомления с ситуацией обучающимся предлагается ответить на ряд (2-5 и больше) вопросов, наполненных мораль­ном смыслом и все больше углубляющихся в тонкости ситуации. Например, по приведенной выше ситуаций могут быть заданы та­кие вопросы:

- Каков моральный смысл действий первого сотрудника?

- Чем в моральном плане характерны действия второго со­трудника?

- Какие моральные нормы, принципы, правила поведения
ими соблюдались, а какие нарушались?

- Предположим, сотрудники знали, что преступают мораль­ные требования, что заставило их пойти на нарушения? Всякий ли
на их месте пошел на это? Если — нет, то почему?

- Какую тактику допроса избрали бы Вы, будучи на месте сотрудников в данной ситуации?

- Что бы Вы чувствовали и о чем думали, если бы оказались
в этой ситуации на месте гражданина и действительно были бы
непричастны к краже?

Ситуация и ответы на вопросы обсуждаются коллективно и обучающиеся сотрудники совместно приходят к общим или ком­промиссным оценкам и выводам.

Ценность этого метода в том, что он превращает занятия по
морально-психологической подготовке в практические, в ходе которых активные процессы сознания переводятся в плоскость моральных
рассуждений, оценок, прикладного оперирования моральными
знаниями (которые становятся «работающими»), приложения
их к себе, приобретения личностного смысла, выработки
личной позиции. Эти упражнения, повторяющиеся регулярно, и
способствуют формированию морально-психологических установок,
привычек, умственных навыков и умений.

Разработан и подтвердил свою педагогическую эффективность и
другой метод - «Я сам» (в вариантах «поведение» и «сверка») [145]. Ценность его в том, что он охватывает не плановые занятия, но пролонгируется на практическую деятельность, что во многом объясняет его повышенную действенность. Кроме того, он позволяет формировать не только умственные моральные умения и навыки, но и привычки, установки, навыки и умения действий и поведения.

В варианте «Я сам - поведение» метод базируется на особой методической разработке, воплощенной в «Учебной книжке-памятке». Она выдается каждому обучающемуся и содержит тричасти: рекомендации по организации работы, методические рекомендации и лист самоконтроля. Сердцевина ее - методические рекомендации. Вот пример раздела одного из вариантов разработки.

«................................................................

Раздел 3. Для повышения своей морально-психологической культуры общения с гражданами;

3.1. - стремитесь строить нормальное общение, добивайтесь
психологического контакта, стройте общение ровно, спокойно, до­бивайтесь взаимоуважительных отношений; верно говорят: ничто
не стоит так дешево и не ценится так дорого как вежливость; с
такой внутренней установкой вступайте в каждое общение, с кем
бы вы не встречались;

3.2.— посмотрите в зеркало и обратите внимание на то, какое
у вас выражение лица: спокойное, доброжелательное, распола­гающее или злое, хмурое, усталое, отталкивающее? Расслабьтесь!
Почаще заглядывайте в зеркало. Встречайте собеседника с нор­мальным, человеческим выражением на лице;

3.3. - научитесь культурно начинать общение: поздоровай­тесь, встав, пожмите доброжелательно руку, пригласите сесть, са­ми сядьте нормально, не разваливаясь, не ковыряя а зубах, не чмокая и не дымя в лицо собеседнику;

3.4. - помните, что собеседник практически всегда начинает
себя вести так, как ведем себя в общении с ним мы; своим ров­ным, выдержанным, вежливым поведением показывайте ему при­мер и устанавливайте нужную атмосферу общения;

3.5.- знайте, что вы можете стать уважаемым собеседником
и даже нравиться ему, если сами будете демонстративно проявлять
уважение к нему и показывать, что у вас вызывает удовлетворение
встреча и разговор с ним; не скупитесь на добрые и вежливые
слова;

3.6.— улыбайтесь!

3.7.— держите инициативу разговора в своих руках, но и не
превращайте его «в дорогу с односторонним движением»,
молвите только вы, а собеседнику не даете и слова сказать;

3.8. — слушайте и учитесь слушать: всем видом своим выражайте внимание к словам собеседника, стимулируйте его активность в нужных местах репликами («это интересно», «неужели?», «не совсем понял, повторите и поподробнее» и др.), не придирайтесь зря к словам, а старайтесь понять, что и почему он говорит;

3.9................................... и т.д.»

Другие разделы этой «Учебной книжки-памятки»: (1) морально-психологические отношения к службе и своим обязанностям (2) морально-психологические отношения к товарищам по службе, (4) морально-психологические отношения к себе. Воз­можны и иные наборы норм поведения и отношений, например, актуальные для данного коллектива в связи с часто встречающи­мися в нем недостатками.

Методика использования подобной разработки такова: — обучающимся разъясняются цели, задачи и дается подроб­ный комментарий к методическим рекомендациям;

- указывается на необходимость ежедневно, в начале рабоче­го дня прочитывать методические рекомендации и руководство­ваться ими при выполнении всех дел, а в конце дня анализировать свое поведение;

- так поступать в течение недели (или иного установленного
срока), при необходимости консультируясь с руководителем заня­тий, начальником или с его заместителем по работе с личным со­ставом;

- через неделю обобщить результаты своей работы и оценить
их. Последнее делать с помощью листа самоконтроля, который
изготовлен по следующей схеме.

Методика <Я сам — поведение»

Лист самоконтроля

№ № Методические рекомендации Оценки результатов за срок
    4.03 11.03 18.03 25.03 …..
1.1 …………………..          
1.2 …………………..          
1.3 …………………..          
…..            
…..            
3.1 ………………….          
3.2 ………………….          
….. ……………. и т.д.          

Оценки определять по следующим критериям:

«Данную методическую рекомендацию:

- выполнял всегда — 5,

- чаще выполнял, чем не выполнял — 4,

- выполнял и не выполнял в 50 % случаев — 3,

- чаще не выполнял, чем выполнял - 2,

- не выполнял по разным причинам — 1».

При первом использовании методики оценки следует проводить не реже одного раза в неделю, а затем можно и через 15 дней. Руководитель периодически просматривает лист самокон­троля, оценивает, что и как получается у того или иного сотрудника, и обсуждает разные вопросы. По первым двум оценкам разделенным небольшим отрезком времени, трудно делать заключения, а когда их становится 3 — 5 и обнаруживаются тенденции то есть основания и для выводов.

Можно ожидать, что оценки, выставляемые сотрудником са­мому себе, не будут полностью объективными, но тут есть два мо­мента. То, что обучающиеся периодически, кперерывы практиче­ской работы, по окончании рабочего дня, просматривают такие методические рекомендации, уже приносит пользу: они волей-неволей запоминаются, всплывают непроизвольно в памяти в си­туациях реальной жизни и деятельности и как-то регулируют по­ведение, что уже хорошо. Во-вторых, следует применить меры, повышающие объективность оценок. Для этого:

- руководитель в течение недели наблюдает за обучающими­ся (всеми или избирательно) и сверяет потом выставленные ими самооценки с результатами своих наблюдений, делает замечания, если оценки расходятся, подтверждая это данными личного на­блюдения;

- при проведении плановых занятий используются методиче­ские приемы групповой оценки достигнутого отдельными обучае­мыми: разбивка их на пары с заданием осуществлять взаимный контроль правильности выставленных оценок, разбивка на группы по 3 — 4 человека с поручением обсуждать или даже выставлять групповые оценки каждому по очереди; выставлять оценки всей учебной группой некоторым из обучающихся (например, одному из лучших и худших) и сверяя их с выставленными ими самими оценками;

- прибегают к изолированной самооценке. Обычно, когда новая оценка ставится в учебной книжке рядом с выставлении ранее, невольно она выравнивается по ней и изменения, если они есть, нивелируются. Чтобы этого избежать, следует выдавать обу­чаемым чистые листы бумаги со схемой листа самоконтроля, а после их заполнения вносить в сводный лист.

Продолжительность использования метода — до двух месяцев (интерес к ней снижается и она ослабляет свою действенность). Возвратиться к ней можно после перерыва месяца в три. Можно применять метод ко всем сотрудникам, проходящим подготовку, а можно по частям (например, с 1/3 от списочной численности группы), охватывай в течение квартала, полугода или года всех.

Вариант метода «Я сам — сверка» схож с первым, но упрощен и педагогическая эффективность его несколько ниже. Основа его — перечень морально-психологических норм и правил отно­шений к труду, к другим людям и к самому себе. По существу, это сокрушенная переформулировка упоминавшихся выше мето­дических рекомендаций. Обучающимся учебной группы вручаются листы с перечнем (см. ниже) и дается задание, последовательно, не торопясь, прочитывая нормы и правила, сверять с ними свое поведение за последние 7 — 15 — 30 дней и, оценив степень совпа­дения его по графам 2 — 6, проставлять в соответствующей кре­стик. При этом у обучающихся сотрудников происходит активиза­ция морального мышления, самооценок, запоминаются моральные нормы и правила. По окончании работы с перечнем руководитель предлагает разным обучающимся сотрудникам обосновать пра­вильность своих сверочных оценок, подтвердить примерами из личного поведения за оцениваемый отрезок времени, предлагает высказаться другим, привести свои факты, подтверждающие или вносящие коррективы в оценки обсуждаемого сотрудника. При этом развертывается предметная, практически ориентированная и морально аргументируемая дискуссия.

Полезно иметь сводный журнал, где на каждого сотрудника, воина отводятся свои листы, разграфленные как лист самоконтро­ля (см. выше). Результаты очередной сверки заносятся в него и используются в индивидуальной работе.

Обеспечение морально-психологической подготовки. Этот вид подготовки нуждается во всестороннем и серьезном обеспечении.

Организационное обеспечение в оптимальном наборе предпо­лагает:

- проведение занятий в установленные сроки (например, с 1
января по 31 декабря ежегодно);

- проведение итоговых годовых экзаменов (зачетов, собеседований) с выставлением оценок каждому сотруднику;

- отражение уровня и особенностей морально-психологической подготовленности сотрудника при аттестовании;

- тщательный подбор руководителей занятий, способных проводить их на высоком методическом уровне;

- проведение ежегодных сборов руководителей занятий по
морально-психологической подготовке;

- проведение инструктивных занятии с руководителями их
по каждой очередной теме перед ее изучением;

- предоставление руководителям занятий по МПП специаль­ного времени и материалов для качественной подготовки к ним.

Методика «Я сам — сверка»

Часть I. ………………………………………………………

Часть П. ……………………………………………………..

Часть III. Морально-психологические нормы и правила пове­дения и отношений сотрудника на службе и в быту.

Степень совпадения своего поведения
Морально-психологические нормы и правила Всегда так Чаше так Так и иначе Чаще нет, чем да Никогда
           
           
           
           
3. В общении с граждана­ми:          
3.1. Добиваюсь психологи­ческого контакта +        
3.2. Слежу за выражением своего линя   + +    
3.3. Культурно и удачно начинаю общение +        
………………………… ……………….          
…………………………. ………… и т.д.          

- издание учебно-методической литературы по вопросам мо­рально-психологической подготовки (учебных пособий, системати­ческих статей а периодических ведомственных изданиях, брошюр с материалами по основным темам и видам МПП);

- ежегодная рассылка (публикация в ведомственной перио­дической печати) во все правоохранительные органы рекомендуе­мой тематики по МПП, методических материалов по темам;

- обучение в централизованном порядке и по регионам со­трудников кадровых аппаратов, принимающих участие в органи­зации и проведении МПП.

Материально-техническое обеспечение включает:

- разработку и рассылку пропагандистских плакатов по ос­новным идеям МПП;

- подготовку и издание альбомов с наглядными пособиями по МПП;

- подготовку слайдов (диафильмов) по МПП;

- подготовку специального комплекса учебно-тренировочных
видеофильмов;

- подбор фрагментов из художественных и документальных
фильмов со служебными ситуациями, содержащими моральный
аспект;

- подготовку и издание сборников с описанием различных служебных ситуаций для практических занятий по МПП;

- оборудование учебно-методического кабинета по морально-
психологической подготовке в правоохранительном органе;

- создание в каждом правоохранительном органе библиотеч­ки литературы по морально-психологической подготовке, педаго­гике, психологии.

Как и в любой подготовке, решающая роль принадлежит тем, кто ее проводит. О подготовке руководителей, начальников, ко­мандиров к проведению морально-психологической подготовки уже говорилось. Уместно подчеркнуть значение высокой подго­товленности заместителей начальников, командиров по работе с личным составом и сотрудников подчиненных им служб. В про­шлом имелось упрощенное представление об их профессионализ­ме, отнюдь не способствовавшее укреплению их авторитета и мо­рально-психологическому влиянию на личный состав. Рассужде­ния строились примерно так: «Чтобы быть следователем, опе­ративником, участковым и др., надо быть по-особому подготов­ленным и не всякому это дано, а вот работать «в кадрах» может всякий». В возникновении такого представления и рассуждений нередко бывала повинна и часть работников этих аппаратов, не обладавшая подлинным профессионализмом и работающих с чи­новничьим формализмом.

Работа кадровых аппаратов сегодня призвана, как никогда, отличаться высоким психолого-педагогическим профессионализ­мом. Если специалистам разных служб нужна такая особенность их профессионализма, то оно вдвойне, втройне нужна тем, кто призван работать с людьми, проводить их обучение, воспитание, морально-психологическую подготовку, создавать благоприятные социально-психологические и социально-педагогические условия их службы. Вообще нет вероятно более трудного дела, чем работа с людьми. Профессионализм в работе с людьми - сложнейший профессионализм, и требования к нему очень высоки, одно их них - быть профессионалами в организации и проведении морально-психологической подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: