Базовые показатели финансового менеджмента

В современной практике выделяют четыре основных показателя используемых в финансовом менеджменте в качестве базовых:

1. Добавленная (добавочная) стоимость (ДС).

Если из стоимости произведенной туристской продукции, а не только реализованной за конкретный период времени, включая пополнение запасов готовой продукции и незавершенное производство (последнее характерно исключительно для предприятий ресторанного рынка), вычесть стоимость потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и т.д.) и услуг других организаций, то получиться стоимость, которую действительно добавили к стоимости сырья, энергии и услуг.

Величина добавленной стоимости или более в упрощенном варианте наценка различная для разных предприятий туризма, кроме этого она может дифференцироваться даже в одной группе предприятий. Например, если в тех же кафе и ресторанах наценки составляют в среднем около 200-300%, то в заведениях быстрого питания (fast food) прибыль растет за счет большого наплыва посетителей, привлеченных установившимися здесь демократичными ценами.

Данный показатель свидетельствует о масштабах деятельности предприятия. Добавленная стоимость облагается налогом (НДС, который на сегодняшний день составляет 18%), поэтому для рассмотрения следующего показателя, необходимо вычесть величину этого налога и перейти к рассмотрению второго базового показателя.

2. Брутто результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ).

Необходимо из добавленной стоимости скорректированной на величину НДС вычесть все расходы по оплате труда и все связанные с этим платежи (по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и т.д.), а также все налоги и обязательные налоговые платежи, за исключением налога на прибыль. Таким образом, БРЭИ - это прибыль до вычета налога на прибыль, амортизационных отчислений и затрат по заемному капиталу (% по ЗС), если таковой имеется у предприятия (а, практически все предприятия туристской сферы в той или иной степени используют привлеченный капитал). Это промежуточный показатель в финансовом менеджменте, показывающий достаточность у туристского предприятия средств на покрытие всех этих расходов.

3. Нетто результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ).

Если из БРЭИ вычесть издержки на восстановление основных средств туристского предприятия, то получим показатель НРЭИ. Данный показатель может быть представлен, как Балансовая прибыль + Проценты за кредит, относимые на себестоимость. Поэтому НРЭИ представляет собой не что иное, как прибыль до уплаты процентов по кредиту и налога на прибыль.

Данный показатель НРЭИ, также различен для разных туристских предприятий. Например, для предприятий с большими производственными фондами (гостиницы, рестораны и т.д.) его значение может быть более низким, чем, например, у предприятий ими не отягощенных.

4. Экономическая рентабельность (ЭР).

ЭР = КМ * КТ * 100%

КМ - показывает, какой результат эксплуатации, дают каждые 100 руб. оборота. Как правило, чаще всего данный показатель дается в %.

КТ - показывает, сколько рублей снимается с каждого рубля актива. Данный коэффициент носит второе название - Оборачиваемость активов.

На КМ влияют такие факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат. В то время как на КТ влияют отраслевые условия деятельности туристского предприятия и экономическая стратегия, выбранная предприятием.

Существует 4 возможных сочетания КМ и КТ в ЭР:

1. сильная КМ и слабый КТ;

2. слабая КМ и слабый КТ;

3. слабая КМ и сильный КТ;

4. сильная КМ и сильный КТ.

Каждое предприятие должно стремиться достигнуть 4 варианта, что крайне трудно, так как и в КМ и в КТ присутствует один и тот же показатель - оборот, и для этого необходимо под возросший оборот подставлять ''не раздутые'' активы, а показатель НРЭИ начинает расти быстрее оборота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: