Коэффициентный анализ деятельности туристского предприятия

Отчетность туристской фирмы представляет собой совокупность докумен­тов, отражающих важнейшие стороны финансово-хозяйственной дея­тельности. Эти документы необходимы для оценки достигнутого, прогноза и выработки обоснованного управленческого решения. В отчетности показываются: активы и пассивы; расходы и доходы; прибыли и убытки, полученные компанией в течение года (квартала).

Собственники, менеджеры и другие заинтересованные лица обычно желают знать больше о финансовом состоянии фирмы. Для получения этого более глубокого знания им необходимо изучить ме­тоды анализа показателей. К важнейшим методам анализа относится метод финансовых коэффициентов, базу расчета которых составляют показатели финансовой отчетности. Однако расчет финансовых ко­эффициентов, отражающих соотношение двух и более финансово-экономических показателей (как правило, в денежном выражении) - это, как говорится, «половина дела». Вторая половина дела заключа­ется в необходимости соответствующего комментария. Комментарии одного и того же показателя (коэффициента) могут быть различными. Разница пояснений обусловлена целями анализа, взглядом изучаю­щего на ситуации и, конечно, его профессионализмом.

Так, для описания доли заемного капитала различных денежных единиц в активах при условиях инвестиций в 100 000 и банковском кредите в 20 000 могут быть использованы различные коэффициен­ты. Например:

· отношение активов к заемным средствам 5:1;

· отношение заемных средств к активам 1:5;

· активы превышают заемные средства в пять раз;

· кредиты составляют 1/5 активов;

· кредиты составляют 20% активов.

Единой процедуры сравнения данных о состоянии компании среди финансистов не существует, однако определено, что некоторые результаты представляются в виде коэффициентов, другие же - в ви­де процентных соотношений. Но в обоих случаях используется тер­мин «показатель финансово-хозяйственной деятельности».

Для определения степени эффективности деятельности предпри­ятия необходима информация о том, как используются активы пред­приятия для получения прибыли. Анализ коэффициентов является по­лезным инструментом менеджмента для изучения тенденций изменения финансовых характеристик фирмы. Здесь важна именно тенденция, так как необходимо иметь представление о финансовом состоянии пред­приятия в течение некоторого периода времени. Это позволяет произ­водить сравнительный анализ с другими соответствующими периода­ми, а также с деятельностью других фирм в данной отрасли.

Существует множество показателей, с помощью которых можно оценить сильные и слабые стороны любого бизнеса. Все они, однако, могут быть объединены в пять ключевых групп. Если целью анализа является комплексная оценка деятельности фирмы, то необходимо изучить и оценить в первую очередь следующие факторы:

· ликвидность;

· рентабельность;

· использование активов;

· структуру капитала;

· деньги, выплачиваемые инвесторам.

Первым шагом является выделение соответствующих показате­лей из бухгалтерской отчетности и дальнейшее использование их для расчета коэффициентов. Когда это сделано, показатели должны быть описаны и проанализированы.

Далее в этом разделе будут представлены методы расчета важ­нейших показателей и коэффициентов, а также произведен анализ их значений.

Пример.

Джефф Роджерс и Хандра Пател встретились, когда оба учились на бизнес-курсах в сфере досуга и туризма. Хандра стремился к от­крытию собственного бизнеса после окончания курсов и попросил Джеффа быть менеджером магазина спортивного оборудования, ко­торый он собирался открывать со своими двумя братьями. Магазин организован в форме акционерного общества.

После двух лет работы магазина Sport Wise Хандра попросил Джеффа подготовить отчет о финансовом состоянии компании. От­чет о прибылях и убытках, а также баланс предприятия представлены в Табл. 6. Далее будут представлены расчеты коэффициентов, про­веденные Джеффом.

Таблица 6

Sport Wise: Отчет о прибылях и убытках по состоянию на первое января года 1 и года 2

Показатели Год1 Год 2  
Продажи 400 0000 000 500 000  
минус себестоимость реализованной 125 000 170 000  
продукции  
  275 000 330 000  
минус заработная плата 50 000 74 000  
Учетная ставка местных налогов в себестоимости налогов в се-      
Выплаты процентов за кредит      
Накладные расходы 30 000 58 000  
       
Прибыль до налогообложения 140 000 130000  
Баланс на первое января Год 1 Год 2  
ОС: стоимость минус амортизация      
Помещения магазина 500 000 500 000  
Установка и комплектация оборудования 260 000 287 500  
Механизмы 30 000 30 000  
Текущие активы      
Запасы 140 000 275 000  
Дебиторская задолженность 180 000 200 000  
Денежные средства в банке и кассе 310 000 225 000  
Минус текущие пассивы      
Кредиторы 15 000 40 000  
Налоги 80 000 70 000  
Задолженность банку 615 000 660 000  
Чистые активы 710 000 747 500  
Финансируются за счет      
Акционерный капитал 450 000 450 000  
Резервы - 37 500  
Закладные 260 000 260 000  
Итого:      
Используемый капитал 710 000 747 500  
Уточнения (расшифровка) по счетам Год 1 Год 2  
 
(1) Запасы на начало периода      
Закупки 85 000 305 000  
  265 000 445 000  
Минус запасы на конец периода 140 000 275 000  
Себестоимость продукции 125 000 170 000  
(2) Прибыль до налогообложения 140 000 130 000  
Минус налоги 80 000 70000  
  60 000 60 000  
Минус дивиденды 15 000 22 500  
Нераспределенная прибыль 45 000 37 500  

Решение.

Джефф перед расчетом аналитических показателей считает не­обходимым, во-первых, пояснить расчеты, во-вторых, расположить пояснения к расчетам в определенном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: