Методы финансового прогнозирования и их применение в туристском бизнесе

В процессе предпринимательской деятельности у туристских предприятий возникает потребность в прогнозных оценках финансовых поступлений и их использования.

Прогноз - это умение оценить будущий спрос, определяя, что будут предпочитать покупатели.

Большинство рынков не имеет устойчивого развития спроса, и в этих условиях хороший прогноз становится ключевым фактором успеха компании. Плохой прогноз может привести к избытку обслуживающего персонала и материальных ресурсов или к их недостатку. Чем более неустойчив спрос, тем больше компания нуждается в точных прогнозах и качественной процедуре прогнозирования.

Оперативная осведомленность о происшедших отклонениях от плана – существенный элемент эффективной системы управления, что очень важно для успешной работы предприятия сферы туризма в постоянно меняющемся мире.

Для прогнозирования (обычно краткосрочного) анализируют динамику изменения показателей за ряд прошедших периодов и переносят тенденции на ближайшую перспективу.

Этот метод - анализ динамики или построение трендов, который имеет свои особенности в сфере туризма состоит в разложении первоначальных объемов реализации на четыре составляющие: тенденцию, цикл, сезон и случайные факторы, а затем в их объединении, чтобы произвести коммерческий прогноз сбыта.

Тренд – это основная тенденция движения (роста или снижения) объемов продаж, происходящего в результате основных изменений в численности населения, формировании капитала и технологии и других глобальных факторов.

Для нахождения тренда строится график динамики изменения объемов реализации во времени в виде прямой, ломаной или кривой линии.

Цикл – это период среднесрочной волны движения объемов продаж, являющейся результатом изменений в общей экономической и конкурентной активности.

Сезон – это характеристика последовательного типа еженедельных, ежемесячных или ежеквартальных изменений объемов реализации в пределах одного года.

В гостиничном бизнесе о сезонных изменениях обычно судят на основе года, нескольких лет, но также важны и еженедельные и даже почасовые изменения объемов продаж. Сезонный компонент может быть связан с погодными факторами, праздниками и торговыми обычаями.

Случайные факторы включают различные непредвиденные (или форс-мажорные) обстоятельства: причуды клиентов, забастовки, стихийные бедствия и др. Эти компоненты являются непредсказуемыми и не должны включаться в список привлекаемых факторов, чтобы получить объективную картину обычного движения продаж. Большинство этих случаев не может быть предсказано, но некоторые, такие как снежные бури и забастовки, все-таки поддаются краткосрочному прогнозированию. Менеджеры гостиниц Вашингтона знают, что если в городе ожидается снежная буря, спрос на номера увеличится – приезжие не смогут покинуть город и останутся в гостинице. Служащие различных учреждений также не смогут возвратиться домой, и будут вынуждены остановиться в гостинице.

Пример.

Рассмотрим пример применения на практике финансового прогноза, учитывающего фактор сезонности. The Boulders, курорт в Аризоне, имеющий расценки свыше $500 за комнату в сезон, все же закрывается в июле и августе (самые жаркие месяцы) из-за низкого спроса на комнаты, предлагаемые даже по половинной цене.

Отпускные периоды (май, июнь, сентябрь) положительно влияют на спрос, обеспечивая высокую заполняемость.

Количество деловых путешественников имеет иную закономерность - снижается с середины декабря и до середины января, в течение летнего периода и в уик-энды.

Пример.

Предположим, что гостиница с 250 номерами заполнялась на 76%, то есть в течение года продавалось 69350 сутко-номеров по средней цене $80. В течение последних семи лет число продаж – количество номеров в сутки и средняя цена номера – увеличилось на 5% каждый. Чтобы не отставать от роста объема спроса, гостиница провела два повышения цен. Эта информация предполагает, что в следующем году гостиница продаст 72818 сутко-номеров (69350 * 1,05) по средней цене $84 (1,05 * $80). Менеджер сначала должен определить, имеет ли гостиница достаточную вместимость, чтобы удовлетворить увеличивающийся спрос. Если гостиница уже продала деловым путешественникам все места со вторника по четверг в течение февраля – мая и сентября – октября, нереально ожидать 5%-ного увеличения, так как вместимость отеля ограничена. Единственная возможность – увеличить заполняемость в периоды пониженного спроса.

Предположим далее, что в следующем году ожидается спад. В результате количество продаж одного сутко-номера, как ожидается, понизится на 10% и средняя цена уменьшится на 15%, поскольку конкуренты, скорее всего, сократят свои цены в целях привлечения клиентов. Если менеджер при осуществлении прогноза не учел фактора спада и запланировал заполняемость, основываясь исключительно на прошлой информации, то средняя цена номера будет очень завышена. С учетом спада прогноз должен показать более низкую заполняемость отеля и по более низкой цене номера.

Если прогноз показывает уменьшение продаж, то важно понять причины такого уменьшения. Когда руководство гостиницы посылает план-прогноз, показывающий снижение продаж, в головную контору компании, он будет отклонен, если не будет обеспечен достаточным обоснованием. Общее руководство фирмы потребует увеличить цифры прогноза. В этом случае гостиница будет не в состоянии выполнить пересмотренный прогноз. Менеджеры должны прогнозировать точно и представлять информацию, обосновывающую свои прогнозы.

К другому методу прогноза относится метод скользящего среднего значения.

Скользящее среднее значение – это среднее число из ряда предыдущих периодов, которое может быть использовано для прогнозирования продаж в течение следующего периода. Ограничение скользящих средних значений означает, что среднее значение прошлого периода имеет тот же вес, что и в текущем периоде.

Если наблюдаемые явления (спрос) имеет резкие скачки, но с небольшой амплитудой, то используют метод экспоненциального сглаживания. Экспоненциальное сглаживание – простая, но полезная математическая техника, которая позволяет оценить последние периоды во взвешенном виде.

В ряде случаев необходимо анализировать (и прогнозировать) не одного, отдельно взятого показателя, а совокупность показателей. В качестве примера рассмотрим метод пропорциональной зависимости показателей от объема реализации.

Пример.

Сущность метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации, будет проиллюстрирована на примере отеля «Шератон Невский Палас» (в настоящий момент «Коринтия Невский Палас»), чей финансовый отчет приведен в графе 1 Табл. 19. Содержание других ее граф будет далее пояснено постепенно по мере изложения материала.

Для обеспечения в 2000 году объема реализации, равного 184616,9 тысяч рублей, гостиница задействовала свои основные средства на полную мощность; дополнительных неиспользованных производственных мощностей у нее не было. Кроме того, величина ее балансовых остатков запасов и денежных средств соответствует объему реализации 184616,9 тысяч рублей.

Если в 2000 году объем реализации «Невского Паласа» вырастет до 221540,28 тысяч рублей, как будут выглядеть ее прогнозный баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств и какой объем внешнего финансирования потребуется этой компании в 2001г.?

Таблица 19

Прогнозный отчет о прибылях и убытках, тыс. руб.

Показатель На конец текущего года (2000) Прогнозируемые значения на 2001 год
Выручка от реализации 184616,9 221540,28
Себестоимость реализованной продукции 132394,5 158873,4
Коммерческие и административные расходы 4911,9 5894,28
Прибыль до вычета процентов и налогов 59431,8 71318,16
Проценты к уплате    
Прибыль до вычета налогов 59431,8 71318,16
Налоги 10237,4 12284,88
Чистая прибыль 49194,4 59033,28
Дивиденды    
Баланс    
Денежные средства   11548,8
Дебиторская задолженность 15866,1 19039,32
Запасы 7742,3 9290,76
Всего оборотных средств 33725,8 40470,96
Основные средства (остаточная стоимость) 318600,2 382320,24
Всего активов 3402380,0  
Кредиторская задолженность 156210,0  
Векселя к оплате    
Задолженность по зарплате и налогам 8589,3 10307,16
Всего краткосрочных пассивов 156393,4 187672,08
Задолженность перед поставщиками и подрядчиками 77715,0  
Обыкновенные акции    
Нераспределенная прибыль 49194,4 59033,28

Первый шаг метода прогнозирования на основе процентного изменения объема реализации состоит в выделении среди статей отчета о прибылях и убытках и баланса таких, которые изменяются в той же пропорции, что и объем реализации. Предполагается, что увеличение объема реализации прямо влияет на все его показатели. Иными словами, предполагается, что себестоимость реализованной продукции, а также коммерческие и административные расходы прямо пропорциональны объему реализации. Далее ожидается, что федеральные и муниципальные налоги будут взиматься с гостиницы по прежней процентной ставке.

Возвращаясь к балансу гостиницы, заметим, что поскольку она полностью задействовала производственные мощности, то в случае планирования роста объема реализации как основные, так и оборотные средства потребуют увеличения. Таким образом, все статьи актива баланса следует увеличить, если фирме предстоит выйти на новый, более высокий уровень реализации. Больше денежных средств понадобится для заключения сделок, дебиторская задолженность возрастет, потребуется размещение дополнительных запасов на складах и придется ввести в строй новые мощности.

Если гостинице предстоит увеличение активов, то ее пассивы и/или собственный капитал тоже должны вырасти – ведь баланс должен быть сбалансирован, а средства на прирост активов придется каким-то образом найти. Если объем реализации удвоится, то вдвое вырастет и кредиторская задолженность. Аналогично повышение интенсивности производства и оказания услуг потребует привлечения дополнительных работников, поэтому вырастет причитающаяся им заработная плата и, исходя из предположения о сохранении уровня рентабельности, произойдет соответствующий прирост прибыли, являющейся базой налогообложения. Показатель чистой прибыли также следует увеличить, но не в прямой пропорции к увеличению объема реализации. Стоимость векселей к оплате не будет изменяться вместе с объемом реализации – более высокий объем реализации автоматически не влечет за собой прироста значений этого показателя.

Чтобы получить обоснованный прогноз по методу пропорциональной зависимости показателей от объема реализации, нужно каждую пропорционально меняющуюся статью актива и пассива увеличить в той же пропорции, в которой растет реализация. График, изображенный на Рис. 10 зависимости, является линейным и проходит через начало координат.

 
 


Запасы

 
 


Объем реализации

Рис. 10. Пропорциональная зависимость

Возможны три типа подобных ситуаций:

1. Экономия от расширения масштабов производства. Гостиницам, например, необходимо поддерживать на постоянном уровне запасы, даже если объем продаж совсем низок. Следовательно, по мере расширения объемов реализации запасы имеют тенденцию расти не такими быстрыми темпами, как реализация, поэтому величина отношения запасов к объему реализации снижается. Эта ситуация показана на Рис. 11.

Запасы

 
 


Объем реализации

Рис. 11. Экономия от расширения масштабов производства

2. Если фирма для определения уровня запасов использует модель оптимальной партии заказа, то запасы будут расти как корень квадратный из объема реализации. Такой тип ситуации проиллюстрирован на Рис. 12.

Запасы

       
   
 
 


Объем реализации

Рис. 12. Модель оптимальной партии заказа

3. Ступенчатый рост активов. Во многих отраслях в силу ряда технологических соображений компании, если она собирается поддерживать свою конкурентоспособность, приходится увеличивать основные средства не постепенно, а крупными дискретными порциями, например, когда при гостинице выстраиваются новые корпуса. Такой тип ситуации проиллюстрирован на Рис. 13.

 
 

Рис. 13. Дискретное увеличение активов

В процессе финансового прогнозирования для разработки прогнозного баланса используют также метод финансовой "пробки". Метод финансовой "пробки " включает:

· прогнозирование направлений и динамики роста активов - имущественного потенциала, запасов и затрат и т. д.;

· планирование роста источников покрытия активов (источников финансирования) - прибыли, кредитов, изменения дивидендной политики;

· оценку последствий использования различных источников финансирования;

· обеспечение сводимости прогнозного баланса.

Следует отметить, что кроме приведенных и детально рассмотренных нами методов прогнозирования, на сегодняшний день существует целое множество иных различных подходов (методов) прогнозирования, при этом каждый из них обладает своими существенными достоинствами и недостатками. На практике в туризме, все методы прогнозирования могут дополнять друг друга, а соответственно могут использоваться совместно.

Финансовые прогнозы можно построить с помощью ручного калькулятора, но современное развитие научно-технического прогресса сейчас таково, что даже самые крошечные туристские фирмы имеют хотя бы один персональный компьютер и могут использовать какую-нибудь компьютеризированную модель финансового планирования. Такие модели можно запрограммировать так, чтобы они показывали результаты при разных объемах реализации, различных зависимостях между объемом туристской реализации и производственными ресурсами и даже при всевозможных прогнозах о ценах на реализуемую туристскую продукцию (туруслуги) и затратах исходных факторов производства (труда, материалов и т. д.).

Наиболее значимым методом прогнозирования в сфере туризма можно назвать метод сценариев – это одно из средств для организации про­гнозирования развития туристского предприятия и использования его потенциалов с точки зрения преодоления проявления возможных негативных тенденций (рисков) в финансовом аспекте деятельности предприятия, объединяющий, как качественный, так и количественный подходы.

Сценарий определяется авторами, как модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии, необходимо определять основные факторы, которые должны быть приняты во внимание с указанием, каким образом, они могут повлиять на предполагаемые события.

Необходимо составлять несколько альтернативных вариан­тов сценариев. Сценарий, таким образом, - это характеристика будущего в изыскательском прогнозе, а не определение одного воз­можного или желательного состояния будущего. Наиболее вероятный вариант сценария необходимо рассматривать в качестве базового, на основе которого и должны приниматься соответствующие решения. Другие варианты сценария, таким образом, должны рассматриваться в качестве альтерна­тивных и планироваться в том случае, если реальность в большей мере начинает приближаться к их содержанию, а не к базовому вариан­ту сценария. Сценарии должны представлять собой описание событий и оцен­ки показателей и характеристик во времени.

Важность использования данного метода на предприятиях туризма, следует рассматривать в том, что:

§ он является эффективным средством преодоления тра­диционного мышления;

§ это анализ быстро меняюще­гося настоящего и будущего, его подготовка заставляет заниматься деталями и процессами, которые могут быть упущены при изоли­рованном использовании частных методов прогнозирования. По­этому сценарий отличается от простого прогноза;

§ он является инструментом, который используется для определения видов прогно­зов, которые должны быть разработаны, чтобы описать будущее с достаточной полнотой, с учетом всех главных факторов.

Использование сценарного прогнозирования в сфере туризма в условиях рынка способно обеспечить:

§ лучшее понимание ситуации, его эволюции;

§ оценку потенциальных угроз;

§ выявление благоприятных возможностей;

§ выявление возможных и целесообразных направлений туристской деятель­ности;

§ повышение уровня адаптации к изменениям внешней среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: