Как правило, считается, что постоянные затраты остаются неизменными при любом объеме реализованной продукции, а переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему. Поэтому при принятии большинства решений постоянные затраты будут неуместны. Они неизбежны и должны быть оплачены, даже если предприятие не производит продукцию или не реализует ее, принимает фирма специальный заказ или отклоняет его.
Если не наблюдается недостатка ресурсов и доход превышает уместные переменные затраты, то следует принять положительное решение относительно принятия заказа.
Подход к принятию решения с точки зрения выручки может быть применен к множеству типов решений. Данный вопрос будет подробно рассмотрен далее.
Задача по определению ассортимента (номенклатуры)
предлагаемых товаров
Руководство организацией должно периодически оценивать ассортимент (номенклатуру) предлагаемой ею продукции или услуг. В приведенном ниже примере организация оценивает и принимает решение о перечне предлагаемых на рынок товаров.
Пример.
Компания World of Adventures предлагает на разных сегментах рынка три различных специализированных вида продукта (мороженое): А, В, С. Для каждого вида мороженого организовано отдельное производство. Объектами сегмента рынка (заказчиками) являются:
· А - мороженица;
· В- ресторан fast-food;
· С - ресторан самообслуживания.
Ниже приведены примерные суммы прибыли и убытков при реализации этих продуктов в течение следующего года (Табл. 23).
Таблица 23
Расчет прибыли и убытков от реализации трех
специализированных продуктов
Стоимостные показатели | А | В | С | Всего |
Выручка от реализации | 40 000 | 30 000 | 160 000 | 230 000 |
Переменные затраты | 22 400 | 23 200 | 111 400 | 157 000 |
Постоянные затраты | 13 400 | 17 400 | 43 200 | 54 000 |
Общие затраты | 211 000 | |||
Прибыль / убытки (-) | 4 200 | - 10 600 | 19 000 |
Прибыль или убытки определяются как разница между выручкой от реализации и общими затратами. Очевидно, что продукт В приносит убытки, т. е. затраты не окупаются. Отсюда следует, что, на первый взгляд, данный продукт необходимо исключить из диапазона предлагаемых услуг. Однако постоянные затраты при производстве продукта В (£17 400) всегда будут иметь место и не будут зависеть от объема производства продукта В, т. е. останутся неизменными независимо от того, все или не все продукты будут реализовываться на рынке. Это касается также постоянных затрат по каждому виду продукта и, следовательно, по всей совокупности постоянных затрат, которые составляют £54 000. Поясним это обстоятельство. Предположим, что каждый вид мороженого выпускается на отдельном производстве (цех, участок, линия с соответствующей инфраструктурой и обслуживанием). Если на каком-либо производстве временно прекращается выпуск товара и отсутствует реализация, все же затраты будут необходимы для поддержания этого производства в рабочем состоянии (оплата труда, энергии и т. д.).
Как видно из Табл. 23, если бы были проданы все три продукта, фирма получила бы прибыль £19 000. Однако, если принимается решение об исключении продукта В из диапазона предлагаемых товаров, то прибыль уменьшается.
Таблица 24
Расчет прибыли при исключении продукта В из диапазона предлагаемых на рынок продуктов
Стоимостные показатели | А | В | С | Всего |
Выручка от реализации | 40 000 | - | 160 000 | 200 000 |
Переменные затраты | 22 400 | - | 133 800 | |
Постоянные затраты | 13 400 | 17 400 | 54 000 | |
Прибыль / убытки (-) | -17 400 | 12 200 |
Выручка от реализации продукта В, которая составляла £30 000, стала равна 0 (переменные затраты соответственно стали также равны 0). Постоянные затраты остались неизменными (£17 400). Поэтому постоянные затраты можно рассматривать как убыток, который должен быть возмещен из прибылей от реализации других видов мороженого. Таким образом, общая прибыль при снятии с производства продукции В уменьшилась на £19 000 - £12 200 = £7800.
Из этого примера можно сделать простой вывод: если выручка от реализации продукта положительная и по крайней мере не меньше постоянных затрат, то данный продукт стоит включить в ассортимент предлагаемых на рынок товаров.
Постоянные затраты в этом примере были распределены между продуктами. Обычно эти постоянные затраты будут неизбежны и таким образом неуместны при принятии решения.
Закрытие нерентабельного отдела / подразделения
Любой фирме или организации для того, чтобы удержать свои позиции на рынке, необходимо периодически производить экономическую оценку своих отделов или подразделений. Несмотря на то, что принятие решения о закрытии или продолжении функционирования отдела или подразделения является существенно иным, чем принятие решения об установлении номенклатуры предлагаемых на рынок товаров, тем не менее, следует ориентироваться на те же принципы и методы оценки. Если отдел приносит прибыль, то его следует оставить открытым, и наоборот.
Пример.
Ниже приведены суммы затрат и доходов трех отделов, представленные в общепринятом денежном формате (Табл. 25).
Таблица 25
Расчет прибыли и убытков трех отделов
Стоимостные показатели | Отделы | Всего | ||
А | В | С | ||
Доход | 90 000 | 50 000 | 70 000 | 210 000 |
Затраты отдела | 34 000 | 25 000 | 56 000 | 115 000 |
Распределенные (постоянные) затраты | 30 000 | 20 000 | 30 000 | 80 000 |
Общие затраты | 64 000 | 45 000 | 86 000 | 195 000 |
Прибыль / убытки (-) | 26 000 | - 16 000 | 15 000 |
Требуется определить целесообразность закрытия (реорганизации) отдела С.
Решение.
Распределенные затраты, которые в общем составляют £80 000, не являются достаточно важными для принятия решения о закрытии отдела С, так как относятся к косвенным затратам главного офиса, объединяющего эти отделы. Иными словами, закроется отдел С или нет, расходы в £30 000 (постоянные расходы отдела С) всегда будут иметь место. Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что отдел С следовало бы закрыть, так как он приносит убытки в размере £16 000.
На данный момент общая прибыль трех отделов составляет £15 000. Однако если отдел С закрыть, то прибыль сократится (Табл. 26).
Таблица 26
Расчет прибыли при условии закрытия отдела С
Стоимостные показатели | А | В | Всего |
Доход | 90 000 | 50 000 | 140 000 |
Затраты отдела | 34 000 | 25 000 | 59 000 |
Прибыль отдела | 56 000 | 25 000 | 81 000 |
Распределенные затраты (общая сумма постоянных затрат, распределяемых по отделам) | 80 000 | ||
Прибыль |
Для фирмы прибыль в целом снизилась на £14 000 из-за закрытия отдела С, который фактически приносит прибыль £14 000 (£70 000 - £56 000). Таким образом, отдел С следует оставить открытым. Однако это не исключает необходимость разработки мероприятий по ликвидации убыточности отдела С.
К сожалению, на практике большинство организаций в сфере российского туристского бизнеса и гостиничного хозяйства все еще продолжают игнорировать принципы уместных затрат и выгод при планировании будущих решений, что не способствует повышению эффективности работы фирм.
Решение о производстве продукта или приобретении его у другой организации выражает проблему организации, заключающуюся в выборе между производством продукта или выполнением определенных услуг, используя свои собственные ресурсы, и оплатой подобных услуг другой сторонней организации.
Пример.
В данный момент организация стоит перед выбором: спроектировать и развить свою собственную новую компьютерную систему или нанять стороннюю организацию, специализирующуюся на программном обеспечении.
Предварительное решение.
Если организация выберет первый вариант, то это даст большую возможность контроля над процессом создания новой компьютерной системы. Однако, как часто оказывается на практике, внешний подрядчик обычно имеет большее количество высококвалифицированных и компетентных специалистов в вопросах, касающихся выполнения работы с соответствующими профессиональными навыками. Подобно большинству типов решений, рассмотренных выше, решение о производстве продукта или приобретении его у другой организации не должно быть принято только на основе анализа затрат. Другие факторы, которые обычно упоминаются как «качественные», могут существенным образом повлиять на выбор управленческого решения.
На нижеследующем примере можно проанализировать процесс принятия решения о собственном производстве или покупке продукции. В данной ситуации предполагается, что организация работает не на полную мощность и таким образом имеет достаточно ресурсов для того, чтобы произвести продукт без ущерба производству других товаров.
Пример.
В настоящий момент Burns Hotels решает проблему: продолжать ли гостинице самой управлять собственной химчисткой или заключить контракт на производство работ. Текущие затраты химчистки, принадлежащей гостинице, приводятся в Табл. 27.
Таблица 27
Текущие затраты химчистки, принадлежащей гостинице (за год)
Элементы затрат | £ |
Трудовые затраты Управленческие затраты Затраты на материалы Косвенные (постоянные) затраты Общие затраты | 86 000 33 000 31 000 43 000 193 000 |
Среди предложений сторонних организаций, которые пожелали заключить контракт с данной гостиницей, наиболее дешевым является предложение компании Smarten. Они оценили данный контракт в £163 400 в год.
Решение.
Первоначально кажется, что для Burns Hotels более выгодно заключить контракт на производство чистки со сторонней организацией, так как общие затраты гостиницы по оказанию услуг за счет собственных средств больше на £29 600 (£193 000 - £163 400), чем по контракту с фирмой Smarten. Однако при принятии такого решения финансовый менеджер гостиницы должен более подробно исследовать затраты. Из всей суммы затрат необходимо включить в расчет только уместные затраты. Косвенные затраты включают в себя расходы на содержание помещения, оборудования, охрану и другие управленческие и административные расходы, которые являются неизбежными, т. е. это затраты, которые были бы понесены независимо от того, по контракту или нет выполнена работа. Поэтому косвенные издержки являются неуместными при принятии решения.
Игнорируя косвенные затраты, рассчитываем затраты на производство чистки за счет средств отеля: они составят £150 000 (£193 000 - £43 000). Очевидно, что гостиница выиграет в материальном выражении £13 400 (£163 400 - £15 000) при существовании собственной химчистки. Поэтому целесообразно отклонить предложение фирмы Smarten.
При принятии такого рода решений может быть и другой уместный подход. Часто при заключении контракта с внешним подрядчиком, который представляет собой покупку, появляется свободная производственная мощность (свободная площадь или номера в гостинице). Это могут быть, например, складские помещения для материалов и оборудования, которые не используются в данный момент. Появившаяся свободная площадь может быть (как один из вариантов) сдана в аренду какой-нибудь организации, что, в свою очередь, принесет дополнительный доход. В этом случае дополнительный доход будет служить положительным фактором при заключении контракта на производство чистки. Если же чистка выполняется за счет средств гостиницы, то отель не получает дополнительного дохода. Такой вариант соответствует альтернативным затратам, т. е. цене упущенных возможностей.
Как уже было сказано, при принятии финансовых решений необходимо принимать во внимание и качественные факторы.
Качественные факторы
В приведенных выше анализах принятия решений основной акцент делался на финансовые критерии. Однако часто качественные факторы оказывают большее влияние на принятие такого рода решений.
Качественные факторы могут быть описаны другим способом, но не в терминах стоимости и дохода. Природа качественных факторов неизбежно изменяется со временем, так как меняются обстоятельства, при которых эти факторы рассматриваются.
Рассмотрим несколько таких качественных факторов, которые оказывают влияние на принимаемые решения.
Заказчики
Решения относительно включения или исключения услуг и изделий из предлагаемого ассортимента должны основываться не только на финансовых оценках, но и учитывать требования заказчика (клиента) к качеству (удобству) продукции или услуги. При этом под качеством подразумевается не только собственно качество товара, но и условия его продажи, обслуживания клиентов. Кроме того, важную роль играет сохранение устойчивых связей с клиентурой и по другим направлениям коммерческой деятельности. Например, исключение из ассортимента одной услуги, которая с финансовой точки зрения нецелесообразна, может ухудшить сбыт других товаров и услуг. Иными словами, услуги и товары, продаваемые фирмами заказчикам, часто бывают взаимозависимыми, и эта взаимозависимость должна быть принята во внимание в процессе принятия решений.
Пример.
Гостиница предоставляет своим клиентам, среди множества услуг, хорошо оборудованное помещение (конференц-зал) для проведения деловых встреч, семинаров, конференций. Однако содержание этого помещения приносит убыток в размере £50 000 в год. Переоборудование этого помещения в игровой зал обеспечит получение прибыли в размере £20 000 в год. Ежегодная прибыль гостиницы от сдачи номерного фонда составляет £400 000. 50% прибыли получают от сдачи номеров приезжающим на деловые встречи. Следует определить целесообразность переоборудования помещения.
Решение.
Если переоборудовать помещение, то, во-первых, будет ликвидирован убыток в размере £50 000, во-вторых, дополнительная прибыль составит £20 000. В целом выигрыш гостиницы составит £50 000 + £20 000 = £70 000 в год. Однако £200 000 прибыли гостиницы приносят клиенты, приезжающие на деловые встречи (£40 0000 х 0,5 = £200 000). В условиях сильной конкуренции можно лишиться этой прибыли. При переоборудовании помещения в игровой зал потери гостиницы составят не менее £200 000 - £70 000 = £130 000. Почему не менее? Есть основания полагать, что наиболее дорогая часть номерного фонда, предназначенного для бизнесменов, будет в течение года практически не занята, однако сохранятся постоянные затраты на содержание этой части номерного фонда. Заметим, что постоянные расходы в гостиницах могут составлять 60 - 80% и более от общих расходов на эксплуатацию.
Служащие
Любые решения, касающиеся перемещения служащих и изменений в производственном процессе, требуют участия служащих. В сплоченном коллективе как основном факторе эффективности работы не должно быть людей обиженных, недовольных, озлобленных непродуманными управленческими решениями. Непродуманные решения, связанные с изменениями в работе, могут привести к плохим отношениям в трудовом коллективе, что, в свою очередь, может повлечь за собой неэффективность производства, различные финансовые потери. Позитивная инициатива должна поощряться. Исполнение обязанностей только по инструкции в ряде случаев может привести к обратному экономическому эффекту, т. е. к убыткам.
Пример.
Из практики гостиницы Astor. Часто проживавший в отеле крупный бизнесмен однажды забыл, где оставил часть своих документов и посетовал на это обстоятельство портье. Портье, оставив на службе своего помощника, немедленно, за счет собственных средств, поехал по организациям, где побывал бизнесмен и, найдя документы, привез их в гостиницу. Расходы портье составили £100. Обрадованный бизнесмен хотел вручить портье £500, но служащий категорически отказался, заявив, что гостиница «отвечает за благополучие своих клиентов». За этот поступок руководство гостиницей наградило портье £1000. Почему так поступило руководство отелем?
Решение.
С внешней стороны можно оценить этот поступок как рекламу Astor и не ошибиться. Однако имеются и более глубокие мотивы. Во-первых, этот бизнесмен приносит ежегодно прибыль гостинице примерно £5000. Ни один из клиентов не обеспечивает такую прибыль отелю. Данный случай - экстраординарный и не типичный, вряд ли он повторится с этим преуспевающим бизнесменом. Во-вторых, отель все равно остался в прибыли: £5000 - £1000 = £4000. В-третьих, можно быть уверенными, что и в дальнейшем этот бизнесмен будет останавливаться в Astor. В-четвертых, он расскажет об этом случае своим знакомым, друзьям, партнерам, которые тоже не бедные люди; они могут остановиться в Astor хотя бы из любопытства. В-пятых, инициатива портье поощрена и стала известна всему коллективу гостиницы, что, естественно, послужило стимулирующим примером.
Конкуренты
В условиях рынка решения, принимаемые одной фирмой в целях усиления своей конкурентоспособности, могут натолкнуться на аналогичные решения со стороны конкурентов.
Например, решение снизить цены с целью восстановления уровня спроса не принесет успех, если все конкуренты примут такое же решение.
Другой пример: фирма решает продолжать продавать нерентабельное изделие или предлагать услугу, потому что иначе она оставила бы данный рынок конкурентам. Этот рынок может, в конечном счете, оказывать воздействие на другие (более рентабельные) изделия или услуги, предлагаемые фирмой.
Поставщики
Фирма не может полностью полагаться только на одного поставщика, который по сути дела монополизирует поставки товаров или услуг для данной фирмы. Практика показывает, что его исполнительская дисциплина часто снижается, а его интересы могут в определенный момент вступить в противоречие с интересами фирмы. Поэтому для обеспечения финансовой устойчивости необходима диверсификация поставщиков, производства, номенклатуры выпускаемых товаров и услуг, иной раз даже за счет некоторого снижения рентабельности производства.