В-3: Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства

1. Административная ответственность за нарушение лесного законодательства.

Перечень составов административных правонарушений преимущественно закреплен в гл.8 КоАП.

- ст.7.10 КоАП – самовольное занятие лесных участков.

ППВС от 18.10.2012 г. «О применении судами законодательства об ответственности в области охраны ОС». П.22 ППВС указывает, что рубка лесных насаждений арендаторами, осуществляемая с нарушением требований освоения лесов рассматривается как нарушение правил их использования (ст.8.23 КоАП). Другие примеры данного состава: уничтожение при выборочных несплошных рубках лесного подроста, использование способов и методов, приводящих к уничтожению полезной древесины.

Ст.8.26 КоАП – самовольное использование лесов. Данный состав вытекает из ст.7.10 КоАП. Примеры: организация охотничьего хозяйства, заготовка древесных ресурсов.

Ст.8.27 КоАП – нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства. Ст.61 ЛК обязывает арендатора восстановить арендуемую площадь за счет собственных средств в соответствии с установленными правилами (см. Приказ МПР 2007 г.). ст.63 ЛК указывает, что осуществление лесоразведения – обязанность пользователей. Если лесные территории не переданы в арендное пользование, то применяется ФЗ «О гос.закупках» - за счет средств федеральной казны, которые в порядке субсидирования переданы региональному правительству, которое и реализует предписание. В случае невозможности арендатора осуществить обязанность он может исполнить ее на конкурсной основе (но обычно арендаторы не использует конкурсную процедуру, т.к. это долго). На практике арендаторы просто заключают с местными договор подряда и они выполняют всю необходимую работу по лесовосстановлению, лесоразведению.

Основание привлечения к АО являются материалы акта освидетельствования. Типичными нарушениями при освидетельствовании являются: завизирная порубка (визира – это граница в лесу, т.е. это порубка за границей ЛУ) – ст.8.28 КоАП

Взятки сейчас дают лесничему, а он просто меняет номер лесосеки, чтобы дали лесосеку, на которой находятся ценные породы древесины.

Ст.8.28 КоАП - незаконная порубка и повреждение лесных насаждений. П.22 ППВС дает разъяснение о разграничении деяний, подпадающих под ст.260 УК с административным правонарушением по критерию величины ущерба в 5000 руб. Критерий – сохранилась ли жизнеспособность поврежденных деревьев, кустарников, лиан.

Функции контроля согласно ст.96 ЛК осуществляет государственный лесной надзор, лесная охрана.

Ст.8.32 КоАП – нарушение правил пожарной безопасности. Критерии разграничения при пожарах, совершенных по неосторожности со ст.261 УК выражаются в следующем: неполное сгорание древесных насаждений на сумму меньше 5000 руб. Подпадает под УО, если неосторожное обращение с огнем привело к полному сгоранию лесных насаждений, либо к их усыханию от высокой температуры, либо наступление деградации до степени прекращения роста. Охрана лесов от пожара осуществляется в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности», ст.6 которого устанавливает, что надзор осуществляет федеральное агентство лесного хозяйства. К локализации пожаров может привлекаться население в соответствии с ФЗ «О защите населения от ЧС природного и техногенного характера». При составлении административного протокола ссылаются на Постановление Правительства РФ 2007 г. «О правилах пожарной безопасности в лесах». Указанные правила предусматривают следующие меры охраны: противопожарное устройство в виде противопожарных просек (разрывов), опахивание (вдоль дорог, вокруг населенных пунктов), строительство взлетных полос для самолетов, вертолетов, мониторинг пожарной безопасности. Меры по противопожарной охране осуществляют также Росприроднадзор, ОИВ субъекта, ОМСУ, МЧС, вооруженные силы и арендаторы.

Ст.8.31 КоАП – нарушение правил санитарной безопасности в лесах. Предусматривается выявление вредных организмов посредством лесопатологического мониторинга. ФЗ «О карантине растений» предусматривает защиту лесов от возбудителей. Приказ Лесхоза 1998 г. утвердил Положение «О защите лесов от вредителей и болезней». Обеспечение санитарной безопасности возлагается на арендатора согласно ст.55 ЛК. Порядок организации лесопатологического мониторинга установлен в Приказе МПР 2007 г. Предусматривается локализация и ликвидация зон поражения ЛУ. Невыполнение требований по санитарной безопасности также является основанием для досрочного расторжения договора с арендатором и привлечения его к АО.

2. Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства.

Ст.260 УК – незаконная порубка или повреждение до степени прекращения роста. По ч.1 – с причинением значительного ущерба (более 5000 руб). По ч.2 – если деяние было совершено с использованием служебного положения, группой лиц или с причинением крупного ущерба (более 50 000 руб.). ППВС разъяснил п. «а» и «в» ч.2, указав, что при таком деянии размер ущерба не учитывается (т.е. при группе лиц значительный ущерб уже не нужен). Ч.3 – деяние совершено организованной группой или в особо крупном размере (более 100 000 руб.).

Ст.261 УК – уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Критерии разграничения с АО – см.ППВС.

3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение лесного законодательства.

Ст.15 ГК – лицо, право которого нарушено может требовать полного возмещения вреда. Этот принцип развивается в ст.1064 ГК (общая презумпция). Указанные гражданские положения конкретизируются в ст.77 ФЗ «Об охране ОС», в которой указано, что вред, причиненный экологическим правонарушением, возмещается в полном объеме. Ст.78 ФЗ устанавливает порядок компенсации, а ст.79 ФЗ – компенсацию здоровью граждан и их имуществу. Ст.80 ФЗ - возможность приостановления или прекращения экологически вредной деятельности.

Причиненный вред возмещается добровольно или по решению суда. Иск позволяет произвести возмещение в течение 20-летнего срока.

Особенность законодательства – использование такс и методик по возмещению вреда, причиненного ОС. В частности, по вреду лесам действует Постановление Правительства РФ от 08.08.07 г. «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» - оно предусматривает таксы по возмещению ущерба, причиненного лесным насаждениям, и содержит методику расчета причиненного вреда. В частности, за самовольную порубку предусматривается 50-кратная компенсация их таксовой стоимости. Если самовольная порубка произведены в декабре/январе, то умножаем на коэффициент 2 (т.е. 100-кратная стоимость). В 10-кратной стоимости возмещаются повреждения, не повлекшие прекращения роста. Если вырубка произошла в лесах, заготовка которых не допускается то применяются следующие умножающие коэффициенты: 2 – в защитных лесах, 5 – в лесах на ОООиТ, 10 – если эти лесные ресурсы занесены в Красную Книгу. По нелесным насаждениям компенсируются затраты на покупку сеянцев, саженцев. За захламление лесов компенсируется 5-кратный размер затрат на уборку. В случае самовольного использования лесов – компенсация в размере 5-кратной арендной платы; за заготовку живицы – 5-кратная арендная плата; за повреждение муравейника – стоимость самых ценных древесных пород, умноженная на коэффициент в зависимости от диаметра муравейника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: