К проводниковым изделиям относятся провода и шнуры, которые являются разновидностями кабельных изделий, предназначенных для передачи на расстояние по проводникам электрической энергии, сигналов связи или служащих для изготовления обмоток электрических машин, аппаратов и приборов.
Провод – это кабельное изделие, содержащее одну изолированную жилу и более, чаще всего, имеющее неметаллическую оболочку, оплетку или обмотку.
Оплетка – это покров из переплетенных прядей проволоки и (или) нитей волокнистого материала. Прядь – элемент обмотки или оплетки, состоящий из нескольких проволок или нитей, прилегающих одна к другой и расположенных параллельно в одной плоскости.
Обмотка – покров из наложенных по винтовой спирали лент, нитей или проволоки.
Шнур – это два и более провода с особо гибкими изолированными жилами, которые имеют сечение не более 1,5 мм2.
Для бытовых целей используют преимущественно изолированные провода, состоящие из токопроводящих жил и изоляции.
В качестве изоляции проводов и шнуров используют изоляционную резину, хлопчатобумажную, шелковую пряжу, нитки, нити из лавсана, капрона, стекловолокна, электроизоляционные лаки, различные пластикаты (полихлорвинил) и т.п. Изоляция проводов может быть однослойной и многослойной, т.е. состоять из одного или (чаще) из нескольких изолирующих материалов. Конструкция и материал изоляции определяются назначением провода или шнура.
|
|
Буквы марок обозначают начальные буквы слов, характеризующих: наименование изделия (П – провод, Ш – шнур); материал токопроводящей жилы (если токопроводящая жила изготовлена из меди, то указание на материал жилы в марке отсутствует), если она изготовлена из алюминия (Л – алюминий); вид изоляции (Р – резина, Н – наирит (резина, изготовленная из хлоропренового каучука; она отличается стойкостью к действию света и масел), В – полихлорвинил); особенность конструкции, назначение (Г – гибкий, Д – двухжильный, П – плоский, Ш – шланговая оболочка, А – арматурный и т.д.). Особенностью установления марок проводов и шнуров является то, что в буквенную часть марки не всегда входят одни и те же показатели.