Классификация и ассортимент музыкальных инструментов

По принципу действия: адаптерные и электронные.

По источнику звука (группы): По способу извлечения звука (подгруппы):
- струнные: щипковые, смычковые, ударно-клавишные;
- язычковые; -
- духовые: лабиальные (губные), лингвальные (язычковые), амбушюрные;
- ударные: перепончатые, пластинчатые, самозвучащие;
- электромузыкальные: электронные, адаптерные.

По видам:

- шипковые – балалайка, домра, мандолина, гитара, арфа;

- смычковые – скрипка, альт, виолончель, контрабас;

- ударно-клавишные – пианино, рояль;

- язычковые - гармонь, баян, аккордеон

- лабиальные – флейта;

- лингвальные – гобой, фагот, кларнет, саксофон;

- амбушюрные – (амбушюр – способ складывания губ и языка для извлечения звука при игре на духовом инструменте) сигнальные (фанфары, горн, саксгорн рожки пехотные, охотничий рог) туба, баритон, корнет, альт, валторна, труба.

- перепончатые - литавры, барабан, бубен, бонги;

- пластинчатые - ксилофон, вибрафон, колокольчики, колокола;

- самозвучащие - тарелки, треугольник, кастаньеты, маракасы, погремушки)

- адаптерные - акустические, полуакустические, неакустические электрогитары;

- электропневматические – электроорган, пианино «Дуэт», электробаян.

Балалайка – русский щипковый инструмент, появился в начале 18 века, особенно популярна она была в крестьянской среде. В конце 19 века В.В. Андреев создал Великорусский оркестр, в который входили балалайки, → 1938 г. – Государственный оркестр.

- корпус – треугольной формы с одним резонаторным отверстием

- гриф – дно 5, 7, 9 отдельных клёпок

- головка дека – из древесной ели, кавказской пихты.

- количество струн- 3,4,6. Диапазон звучания – 2,5 октавы. Тембр – резкий. Громкость как у гитары. Применение – для сольной и оркестровой игры.

Домра – русский народный инструмент с овальным корпусом (в виде полусферы 7, 9 клёпок и дека), играли ещё скоморохи; 3-х и 4-х струнные – пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас. Диапазон звучания – до 3,5 октав. Тембр – слегка резкий.Применение – для оркестровой игры.

Мандолина – форма в виде капли, имеет 4 пары струн, наиболее приятное звучание, 23 клёпки. Бывает: овальная (наиболее распространённая - массовые, оркестровые), полуовальная и плоская.

Гитара – наиболее популярная (первые упоминания 14-15 вв. Испания), имеет форму корпуса в виде восьмерки с одним резонаторным отверстием. Количество струн - 12, 7 и 6. Диапазон звучания – 3,5 октавы. Тембр звучания – бархатистый. Громкость до 50 кв.м. Применение – для сольной и оркестровой игры. По размеру: нормальные и уменьшенные терц, кварт, квинтгитара. По качеству звучания: обыкновенного, повышенного и высшего качества.

Арфа – 46 струн, натянуты вертикально на раме с резонатором, щипковый инструмент древнего происхождения.

Сходства у смычковых инструментов: одинаковая форма, 2 резонаторных отверстия в виде буквы f и поэтому называемых эфами. Количество струн – 4 (у контрабаса - может быть 5). Диапазон звучания – 3,5 октав (у виолончели – 4 и более). Применение – как для сольной, так и для оркестровой игры. Одинаковая громкость, тембр звучания. Различия: по размерам, по высоте звука (самый высокий - у скрипки), по манере игры. Скрипка, альт и виолончель имеют квинтовый строй, контрабас - квартовый

Скрипка – самый высокий по регистру смычковый инструмент. По размеру: полномерные (4/4); маломерные уменьшенные 4 размеров (3/4, 2/4, 1/4, 1/8) для детей. По качеству звучания: сольные, учебные (I и II классов).

Альт – отличается от скрипки большим размером, более низким строем и глуховатым тембром звучания.

Виолончель – отличается от альта большим размером, имеется выдвижной шпиль для упора в пол. Полномерный, маломерный.

Контрабас – наиболее крупный смычковый инструмент, имеется шпиль, размеры 4/4, 3/4, 8/4.

Ударно – клавишные: Сходства: струнная одежда, резонансная дека, опорные конструкции, клавишный и педальный механизмы, диапазон звучания: пианино- 7 октав или 7¼; рояль – всегда 7¼. Одна клавиатура устройств. Различия:

- по форме корпуса: у пианино – форма шкафа; у рояля – крыловидная;

- по расположению струнной одежды: у пианино - вертикально; у рояля – горизонтально.

Пианино: По размерам: кабинетные – высота 1,3-1,4 м, малогабаритные – 1-1,2 м, минипианино – 0,8-0,9 м. Диапазон звучания: 5-7 ¼ октав. По характеру отделки: светлополированное и тёмнополированное.

Рояль – имеет более сильное звучание, струны расположены горизонтально.

По назначению (длине корпуса): кабинетные (1,5-1,9 м), салонные (2-2,3 м), концертные (2,4-3 м). Диапазон звучания: 7 ¼ октавы.

Гармони – для несложных музыкальных произведений, с двух сторон имеет кнопки. Могут иметь 1 или 2 регистровых переключателя, либо вообще их не иметь (служат для изменения тембра звучания). Диапазон звучания 2,5 октавы. Две группы: гармони-… - при сжимании и разжимании … издают звуки одной и той же тональности; гармони-венки – различной.

Баяны – обладают большими музыкальными возможностями, чем гармони; имеет кнопки с двух сторон, больше габариты. Диапазон звучания – 4,4-5 октав; 2, 5, 7 и больше регистровых переключателей.

Аккордеоны – с рояльной клавиатурой в правой половине корпуса; 3,5 октавы; до 11 регистров.

Маркировка язычковых: буквенно-цифровой код.

1) А, Б, Г – аккордеон, баян, гармонь;

2) - количество кнопок в правой клавиатуре;

3) - количество кнопок в левой клавиатуре;

4) - количество голосов;

5) - количество регистров в правой клавиатуре;

6) - количество регистров в левой клавиатуре.

Б 42х80 – II

Б 52х100 – III – 5-3 и др.

А 41х120 – Ш -7/2

Сигнальные: фанфары, горны (трубы пионерские), рожки пехотные, охотничий рог – удлинённая коническая труба без вентилей.

Саксгорн: труба, корнет, альт, тенор, баритон, бас. У всех саксгорнов диапазон звучания – 2,5 октав.

Флейта – один из древнейших духовых музыкальных инструментов – трубка с цилиндрическим или коническим каналом из древесины или металла. Звук извлекается вдуванием воздуха непосредственно в канал – продольная, поперечная. Тембр – нежный, певучий. Диапазон звучания – 3 октавы. Применяется как оркестровый инструмент).

Гобой – деревянный духовой инструмент высокого регистра, с коническим каналом, с небольшим расширением, диапазон звучания около 2,5 октав. 13-20 клапанов из МНЦ.

Фагот – духовой музыкальный инструмент с коническим каналом и двойной тростью, имеет малое колено, большое колено, нижнее колено, раструб, несколько гнусавый тембр, используется в симфонических оркестрах.

25-30 боковых отверстий, из которых 5-6 закрываются пальцами, а остальные – клапанами. Из кавказского клёна под красное дерево.

Кларнет – самый распространённый среди деревянных духовых инструментов – трубка с цилиндрическим каналом, клювообразным мундштуком и раструбом. До 20 и больше клапанов. По диапазону звучания и тембру похож на саксофон, но форма прямая.

Саксофон – (родина - Франция) параболическая трубка с раструбом, с клювообразным мундштуком и одинарной тростью, тембр – гнусавый, диапазон – 3,5 октав, используется в джазовых оркестрах.

Туба – из согнутых цилиндрических и конических трубок, раструба, мундштука и вентильного механизма – самый низкий по звучанию духовой инструмент.

Баритон – звучит на октаву ниже трубы.

Корнет, альт, баритон устроены одинаково и различаются размерами, формой корпуса и тембром звучания.

Валторна создана на основе охотничьего рога – длинный, узкий, изогнутый в виде кольца цилиндрический ствол, вблизи широкого раструба переходящий в конический с педальным вентильным механизмом, мундштук. Диапазон звучания – 3 октавы, тембр – мягкий, певучий, используется в симфонических оркестрах

Труба – цилиндрическая трубка, переходящая в раструб, мундштук, вентильный механизм. Из латуни, никелируют: сольная, оркестровая.

Тромбон – длинная, цилиндрическая, дважды изогнутая трубка, диаметр 15 мм, заканчивается широким раструбом, мундштуком. Раздвижной, вентильный. Диапазон звучания – 2,5 октав.

Литавры – древний, котлообразный корпус, верх которого затянут кожей; деревянные колотушки. Из меди, латуни и алюминия.

Барабаны – корпус (кадло) и арматура (натяжные винты, ракушки, обручи, глушитель, подструнник).

Бубен – деревянная обечайка (обруч), с одной стороны – перепонка из кожи, латунные пластинки в прорезях обечайки, на внутренней стороне обечайки подвешены бубенцы, колечки.

Бонги – небольших размеров, с одной стороны кожа или пластик.

Ксилофон – из 3-4 хроматически настроенных деревянных пластин, расположенных на специальных прокладках; специальные деревянные палочки.

Вибрафон (1907 г.) – на высокой подставке (с колёсиками) расположены в два ряда в порядке фортепьянной клавиатуры, хроматически настроенные металлические пластины; палочки с войлочными или резиновыми головками.

Колокольчики – 20-25 хроматически настроенных металлических пластин, размещённых в плоском ящике в два ряда ступенями, верхний ряд соответствует чёрным клавишам, нижний – белым; два металлических или деревянных молоточка.

Колокола – 12-18 хроматически настроенные трубы-цилиндры из латуни или стали, никеля или хрома, подвешенные на металлической или деревянной рамке – стойке высотой около двух метров.

Тарелки – диски из латуни или МНЦ, в центре с кожаными ремешками.

Треугольник оркестровый – стальной прут в виде незамкнутого треугольника, подвешенного на ремешке.

Кастаньеты – испанский народный инструмент - две раковины, обращённые друг к другу вогнутой стороной и связанные шнуром.

Маракасы – кубинский инструмент, из высушенной скорлупы ореха и тыквы, круглой или овальной формы с рукояткой. Внутри мелкая дробь.

Погремушки «румба» - из древесины листвяных пород, в прорезях латунные пластины.

Электромузыкальные инструменты – инструменты, в которых электрическая энергия используется для образования и усиления сигналов звуковых частот с помощью электронных и электроакустических систем.

По виду генератора: механический (адаптеризованный инструмент), электропневматический, электронный.

По типам: стационарные, переносные.

По способу управления: клавишные, бесклавишные.

По числу голосов: одноголосные, многоголосные.

По классам: высший, 1, 2, 3, 4-ый.

Адаптерные – у которых механизм колебания вибраторов (струн, голосовых язычков, резонансных дек) преобразуются в электрические при помощи звукоснимателя (адаптера) – наиболее распространённый электромагнитный звукосниматель.

Электрогитары: акустические – не отличаются от обычных и могут использоваться с адаптером и без.

Полуакустические – дека из клееной фанеры – без адаптера (они звучат слабо, 6 струн, более узкий корпус, эстрадные, металлический струнодержатель).

Неакустические – резонансные деки отсутствуют, могут звучать только с адаптером, корпус – массивный щит, покрыт лаком.

Виды: соло, ритм, бас.

Электропневматические – звуковые колебания язычков возникают при включении электропневматической установки (создании в резонаторной камере вакуума при помощи вентилятора и электродвигателя). К ним относят: органола, пианино Дуэт

Электронные звуковые колебания вызывают электронные (помповые и проводниковые) генераторы частоты.

8.2.3 Качество музыкальных инструментов

Оценку качества осуществляют органолептическим методом – соответствие производственного исполнения, игровые возможности и качество звучания требованиям нормативных документов.

Маркировка: наименование и товарный знак предприятия–изготовителя, его подчинённость, местонахождение, модель и номер инструмента, артикул. Маркировку наносят:

- в щипковых – на дно изделия против резонаторного отверстия;

- в смычковых – на дно против эфа;

- в ударно-клавишных – на внутреннюю сторону клавиатурной крышки под пюпитром;

- в язычковых – на внутреннюю плоскость сетки или в плоскость правой деки, под сеткой или на наружной поверхности верхней планки крепления рамки – товарный знак и местонахождение предприятия;

- в духовых – на внешнюю плоскость корпуса.

Производственное исполнение: внешний вид и отделка.

Игровые свойства: лёгкость звукоизвлечения, диапазон громкости звучания, отзывчивость инструмента при тихой игре, отсутствие посторонних призвуков.

Качество звучания (акустические свойства): точность и стабильность строя, громкость и длительность звучания, тембр. Оценку качества музыкального инструмента, их аттестацию проводит экспертный совет: представитель предприятия-изготовителя, артисты, преподаватели музыкальных учебных заведений, дизайнеры, товароведы по 30-балльной шкале. Все музыкальные инструменты выпускают и продают только 1-ого сорта.

Принадлежности и запасные части: струны, струнодержатели, машинки для настройки струн, подставки, колки, сурдинки (для приглушения звука), подбородники; мундштуки, трости, подушки для клапанов, мундштучные машинки для кларнетов и саксофонов; палочки, колотушки, футляры чехлы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: