Проблемой музыкальной одаренности занимался Б. М. Теплов (1947, 1961). Под ней он
понимал качественно-своеобразное сочетание общих и специальных способностей (а музы-
кальность как компонент музыкальной одаренности) – как совокупность музыкальных спо-
собностей, включающую ладовое, музыкально-ритмическое чувство и способности к слухо-
вому представлению. В качестве общих способностей, входящих в структуру музыкальной
одаренности, Б. М. Теплов рассматривал силу, богатство и инициативность воображения,
разнообразие зрительных образов и их тесную связь со слуховым воображением, концен-
трированность внимания, волевые особенности личности, ее большое интеллектуальное и
эмоциональное содержание.
Музыкальность как синтетическое выражение музыкальной одаренности определял и
Б. Г. Ананьев (1962). Кроме этого, он отмечал роль образного мышления и эстетического
отношения к действительности.
В зарубежной музыкальной психологии понятия «музыкальная
способность», «музыкальная одаренность», «музыкальность» и
|
|
«музыкальная склонность» чаще всего используются как синонимы
(Holstrom L. – G., 1968; Davies J., 1978; Shuter-Dyson R., 1982).
Сложности разграничения этих терминов связаны с множественностью
критериев, используемых разными авторами для этой цели. К. Сишор и М.
Шоан под музыкальной одаренностью понимают врожденные психические
особенности, позволяющие стать хорошим музыкантом (Seashore C.,
1938; Shoen M., 1940). Р. Ландин считает, что одаренность означает
биологическимй потенциал, а под музыкальной способностью понимает
приобретенный навык (Lundin R., 1953). Р. Вудвортс и Д. Маркус
используют термин «одаренность» в значении потенциальной способности,
а в «способности» подчеркивают ее актуальный характер (цит. по: Holstrom
L. – G.).
…Высокая универсальность и многогранность музыкальной
одаренности отмечается в ряде исследований (Фейс О., 1908; Мессел Дж.,
Глен М., 1931; Дранков В. Л., 1983). В них показана связь музыкальной
одаренности со способностью к учению, языкам, литературе, живописи и
актерскому искусству. В своем исследовании творчества Ф. И. Шаляпина В.
Л. Дранков (1973) выявил взаимодействие общих и специальных моментов
музыкальной одаренности на разных этапах творческого процесса.
Курбатова И. А., 1993, с. 6–7.
Роль интеллекта в музыкальной одаренности была показана в исследовании Шутер-
Дисон (Shuter-Dyson, 1982): имбецильные дети могут отличаться феноменальной музыкаль-
ной памятью, звуковысотным слухом, но их музыкальность носит чисто репродуктивный
характер, они не в состоянии понять эмоциональный контекст музыки, и их музицирование
лишено элементов творчества и эстетической значимости.
|
|
60 Объем данной книги не позволяет дать подробное описание относящихся к данному вопросу публикаций. Читателей,
интересующихся психологией музыкального творчества и музыкальной одаренностью, отсылаю к работам В. Г. Ражникова
(1973), О. М. Нежинского (1979), Б. Л. Березовского (1982), С. И. Науменко (1982), А. Пиличиускаса (1984); И. Е. Егерсамия
(1985), Г. М. Ержемского (1988), Р. Ф. Сулейманова (2003), Д. К. Кирнарской (2004), Ю. А. Цагарелли (2008), посвященным
дирижерам, певцам и других музыкантам.
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
По Д. К. Кирнарской (2004), психологическим основанием музыкальной одаренно-
сти является полноценная музыкальность как совокупность аналитического и интонаци-
онного слуха. Аналитический слух является необходимым, но недостаточным основанием
музыкальной одаренности. Ядром музыкальности является интонационный слух, который
формирует и расшифровывает эмоционально-содержательную составляющую музыкаль-
ного произведения. Синтез аналитического и интонационного слуха представляет собой
исполнительский уровень одаренности. Необходимой составляющей высшей музыкальной
одаренности (таланта по Кирнарской) автор считает наличие архитектонического слуха,
который выступает в качестве оператора целостного музыкального текста и «эстетическим
контролером» качества музыкального высказывания. Музыкальность в совокупности с архи-
тектоническим слухом представляет собой креативный уровень одаренности.
Главное, считают студенты (музыкального вуза. – Е. И.), – это
индивидуальность исполнительской интерпретации произведения, что
созвучно профессиональным наказам К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера,
требованиям С. Е. Фейнберга и Г. Г. Нейгауза, обращенным к растущим
музыкантам, – «слышать целое», «быть творцом, а не рабом произведения».
Однако выполнить этот наказ могут только те студенты, которые способны
непосредственно перед исполнением внутренне услышать произведение в
целом, которые слышат его как бы «мгновенно», слышат его «идеальное
звучание, а затем в концерте руководствуются им или руководят этим
представлением в процессе звукового «осуществления» произведения. Судя
по собеседованиям, таких студентов оказалось примерно четвертая часть из
общего числа.
А как же остальные? Говоря о своих ощущениях (внутреннем
слышании музыки) в процессе исполнения, об оценке правильности
игры в ходе этого процесса, студенты приводят свидетельства того,
что регуляция их деятельности происходит на основе слышания
«ближайшего» музыкального фрагмента и его связи с предшествующим
фрагментом, а не с последующим. В этом случае исполнительский
процесс шаг за шагом формирует замысел, но не реализует его. В
проведенных после собеседования специальных экспериментах были
получены данные, подтверждающие различие студентов по характеру
управления исполнительской деятельностью.
…Сопоставление суждений студентов о том, как они «слышат
музыку» в исполнительском процессе, с ответами, характеризующими их
поведение в концерте, позволило выявить определенную закономерность: те
студенты, которые «представляют музыку в целом», слышат ее идеальный
исполнительский вариант еще до непосредственного исполнения, стабильно
играют в концертах, и наоборот, у студентов с преобладающей
«ситуативной» ориентацией в построении исполнительского процесса чаще
«пальцы идут впереди головы», нарушается слуховой контроль, возрастает
тревожность и т. п.
Тарасов Г. С., 1983, с. 75.
Следует отличать понятия «музыкальность» и «музыкальная одаренность», чего не
делается многими авторами. Музыкальность – только одна сторона музыкальной одаренно-
|
|
сти. Как определяет ее Ю. А. Цагарелли, «это проявление одаренности, отражающее общий
компонент всех видов музыкальной деятельности – творческое восприятие и переработку
музыки с целью создания идеального (мысленного) музыкального образа» (2008, с. 34).
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
В музыкальность Ю. А. Цагарелли включает три блока: восприятия, памяти и перера-
ботки информации. Блок восприятия включает в себя музыкальный слух, музыкально-рит-
мическую способность и эмоциональную отзывчивость на музыку. Огромная роль творче-
ского восприятия музыки на всех этапах работы над музыкальным произведением показана
В. Л. Дранковым (1973) на примере творчества Ф. И. Шаляпина. Блок памяти включает запо-
минание, сохранение и воспроизведение музыкальной информации. Блок творческой пере-
работки музыкальной информации включает в себя музыкальное мышление и музыкальное
воображение.
В то же время одаренность музыкантов-инструменталистов зависит от психомотор-
ных способностей и даже от анатомических особенностей. Так, музыкально-педагогическая
практика показывает, что «пианистическая одаренность невозможна при очень маленькой
руке» и что «для пианистов очень важна хорошая растяжка между пальцами руки, что пред-
полагает наличие широкой ладони. Последним (так же, как и баянистам) «противопоказано»
слишком короткое туловище, ибо в этом случае практически невозможен визуальный само-
контроль за мануальной техникой, затруднено взаимодействие исполнителя с инструмен-
том. Специалисты по духовым инструментам указывают, что успешность освоения того или
иного инструмента в значительной мере зависит от особенностей строения губ исполни-
теля» (Цагарелли Ю. А., 2008, с. 30).61
И. А. Курбатова (1993) выявила комплекс характеристик музыкально одаренных под-
ростков и подростков со средними музыкальными способностями, достоверно отличающих
их от подростков контрольных групп. У первых оказались на более высоком уровне интел-
|
|
лектуальные, эмоциональные и двигательно-координационные характеристики.
Интеллектуальный компонент музыкальной одаренности представлен сенсорно-пер-
цептивными музыкальными способностями, способностью к структурированию акустиче-
ского материала, логическим мышлением на вербальном материале, а также успеваемостью
по общеобразовательным предметам.
Эмоциональный компонент музыкальной одаренности характеризуется выраженной
эмоциональной сензитивностью, которая лежит в основе формирования склонности к музы-
кальной деятельности и положительно коррелирует с интересом к искусству.
Двигательно-координационный компонент у музыкально одаренных подростков выра-
зился в дивергентном взаимодействии двух полушарий и отсутствии ярко выраженного
доминирования одной из рук при выполнении штрихового теста в отличие от контрольной
группы, где доминировала правая рука.
Наряду с интересом к искусству и мотивацией к обучению музыки у музыкально ода-
ренных подростков сильно выражено стремление к самоутверждению.
Музыкально одаренные дети показали большую продуктивность
выполнения нотного дихотического прослушивания в сравнении с детьми со
средними музыкальными достижениями, тогда как в выполнении речевого
дихотического прослушивания таких различий не обнаружено.
Предположение о том, что в качестве одного из задатков успешной
музыкальной деятельности выступает такое соотношение функциональных
асимметрий по переработке речевой и музыкальной (нотной) информации,
когда они не отличаются друг от друга по знаку, статистически не
подтвердилось.
Полученные в исследовании результаты согласуются с имеющимися
в литературе данными о меньшей степени выраженности показателей
61 Следует, однако, не абсолютизировать отдельные анатомо-морфологические особенности музыкантов. Известно,
например, что выдающийся отечественный пианист Эмиль Гилельс имел очень маленькие руки.
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
функциональной асимметрии мозга у людей, профессионально
занимающихся музыкой. Аналогические результаты обнаруживаются в ряде
исследований, связанных с одаренностью в других областях (Лукьянчикова
и др., 2006). Например, при изучении математической одаренности
также была выявлена связь успешности в данной сфере с меньшей
выраженностью показателей функциональной асимметрии в профиле
латеральной организации мозга.
Панюшева Т. Д., 2007, с. 83.
М. Мантуржевска (1986) выделяет свойства, определяющие музыкальный талант: 1)
эмоциональная и перцептивная чувствительность к музыкальным явлениям и феноменам;
2) дар ассимиляции и аккумуляции разнообразной информации в сочетании с музыкальным
эмоциональным и когнитивным опытом; 3) способность к обретению музыкальной компе-
тентности; 4) высокий уровень музыкальной активности и инициативы; 5) постоянное стре-
мление к музыкальному совершенству.
Ряд исследователей (Тонкина Н. Н., 1972; Блинова М. П., 1974) связывают творческую
одаренность, в том числе и музыкальную, с особенностями высшей нервной деятельности,
а именно с оригинальностью образного мышления (второй сигнальной системой по И. П.
Павлову).
В музыковедении и музыкальной психологии, как и в общей и дифференциальной пси-
хологии, широко обсуждается вопрос о наследуемости или приобретаемости музыкального
таланта. Приводятся данные как «за», так и «против» каждой из этих позиций.
Д. К. Кирнарская приводит ряд примеров в пользу наследуемости музыкального
таланта. Например, три сестры композитора А. Даргомыжского и рано умерший брат демон-
стрировали блестящее музыкальное дарование: брат был лучшим учеником первой скрипки
Мариинского театра, сестры были выдающимися исполнительницами на арфе. У Шоста-
ковича мать была профессиональной пианисткой, а отец неплохо пел; мать А. Скрябина
подавала большие надежды как концертирующая пианистка, но рано умерла. Таких при-
меров можно привести еще много. Однако имеются и другие случаи. У Глюка, Шумана,
Берлиоза, братьев Антона и Николая Рубинштейнов, выдающегося пианиста XX в. Артура
Рубинштейна семьи были совершенно не музыкальными. Поэтому исследователь музыкаль-
ной одаренности Р. Шутер-Дайсон (Shuter-Dyson, 1994) вынужден говорить о «неуловимом
наследственном факторе» (с. 186), полагая, что талант музыканта мог быть унаследован от
какого-то дальнего родственника, чья жизнь осталась вне поля зрения биографов таланта.
В доказательство своей правоты Шутер-Дайсон и К. Габриэль (Shuter-Dyson, Gabriel, 1981)
приводят данные Г. Ревеша (1953): в 86 % случаев у обоих музыкальных родителей появля-
ется музыкальный ребенок, в 60 % случаев – если музыкален только один из родителей, и
в 25 % случаев – если ни один из родителей не проявляет признаков музыкальных способ-
ностей.
Все эти примеры не доказывают наследуемость музыкального таланта. Ведь речь
может идти о том, что в музыкальных семьях музыкально одаренному ребенку легче про-
явить себя, чем в немузыкальных семьях. Другое дело, когда говорят о врожденности музы-
кального таланта, обусловленного наличием каких-то задатков.
О. Фейс (1994) обращает внимание на характерные утолщения левой ушной лопа-
сти и височной области у Моцарта, Бетховена, Гайдна и Шуберта. Трудно сказать,
насколько типичной для выдающихся музыкантов является данная анатомическая осо-
бенность. Поэтому логичнее искать более надежные доказательства врожденности музы-
кальных способностей, в качестве которых могут выступать типологические особенности
свойств нервной системы.
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»