Позаказный метод калькулирования себестоимости

Применяется на предприятиях мелкосерийного и индивидуального типа производства: в строительстве, тяжелом машиностроении, авиационной и судостроительной промышленности, а также в сфере услуг при изготовлении мебели, пошива одежды по индивидуальным заказам, ремонте автомобилей.

При этом методе объектом калькулирования является заказ. Под заказом понимается изделие, мелкие серии одинаковых изделий, строительный объект и т.п.

На основании заключенного с заказчиком договора на предприятии открывается производственный заказ. Оформляется производственный заказ специальными бланками. В нем указывается краткое описание изготовляемой продукции (работ, услуг), ее количество, срок начала и окончания работ, номер цеха, где осуществляется заказ. Каждому заказу присваивается шифр.

Прямые затраты (материалы, заработная плата и другие) на основании первичной документации (лимитно-заборные карты, требования, наряды на сдельную работу) относя на конкретный заказ.

Косвенные расходы (общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы и другие) включаются в себестоимость отдельного заказа путем распределения между заказами в соответствии с установленной на предприятии базой распределения (например, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, сметным ставкам, пропорционально израсходованным материалам. Методика распределения косвенных расходов должна быть указана в учетной политике предприятия. Распределение косвенных расходов между заказами может быть более сложным т.е. многоступенчатым. Например, косвенные расходы сначала могут распределяться по местам из возникновения – по цехам), затем по участкам в рамках цеха, а далее по видам продукции.

В бухгалтерии для учета затрат по заказам открывается на каждый заказ ведомость (карта) аналитического учета затрат, где собираются прямые и косвенные расходы в разрезе установленных статей калькуляции. Фактическая себестоимость производственного заказа определяется как сумма всех затрат от начала до окончания выполненного заказа.

До момента передачи выполненного заказа клиенту все затраты считаются незавершенным производством.

Если договором предусмотрено производство нескольких изделий или партий по одному заказу, то себестоимость одного изделия определяют путем деления всех затрат на количество изготовленных изделий (партий).

Преимущества позаказного метода:

– простой управленческий учет производственных затрат и технология калькулирования себестоимости заказа.

Недостатки позаказного метода:

– фактическая калькуляция себестоимости может быть составлена только по завершении всех работ по заказу, поэтому как средство выявления резервов производства этот метод малоэффективен;

– требует большого уровня детализации информации о затратах, что приводит к увеличению учетной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: