Причины использования и неиспользования посредников

Причины использования:

1. Сокращение числа контактов.

2. Экономия на масштабе.

3. Снижение функционального несоответствия.

4. Улучшение ассортимента.

5. Улучшение обслуживания.

6. Быстрый и в большом объеме возврат финансов в производство.

7. Увеличение объема продаж, вызванное более значительным охватом территории целевого рынка и широкойпредставленностью товара в торговле.

Причины неиспользования:

1. Производитель получает всю прибыль, не делясь с посредником.

2. Относительная прибыль (на единицу товара), получаемая производителем, выше, чем при использовании посредников.

3. У производителя выше возможности по контролю качества и оптимальности продвижения (особенно для сильной марки).

4. Производитель тесно контактирует с потребителем,

имеет возможности для изучения потребностей.

5. Сбыт без посредников считается для производителя более надежным, т.к. торговля может не прикладывать достаточных усилий для сбыта, может сменить поставщиков на более выгодных, предоставлять недостаточную информацию о сбыте, вкусах потребителя.

6. Низкая звенность товародвижения, снижение издержек на содержание аппарата промежуточных звеньев, складские перегрузки.

По принципу выбора посредников / клиентов можно выделить три стратегии:

1) Эксклюзивный (исключительный)

2) Селективный (избирательный)

3) Интенсивный (массовый)

Выбор торговых посредников – очень ответственный шаг, ведь доведение товара от производителя до потребителя, удовлетворение покупательского спроса становится задачей посредников. От того, насколько удачно выбран посредник, во многом зависит судьба товара и отношение к нему потребителя.

В качестве посредников могут выступать оптовые и розничные торговцы, организаторы торговли и коммерческие фирмы по обслуживанию сбыта. В сбытовом маркетинге различают типы посредников по стадиям сбыта и по наличию прав собственности на товар.

Рассмотрим классификации посредников.

Виды торговых посредников по функциям сбыта:

1) Оптовые торговцы - закупают большие партии товара у производителей; продают партии товара промежуточным пользователям (в розничное звено, гостиницам, ресторанам); аккумулируют товары на складах в партии, удобные для транспортировки.

2) Розничные торговцы - закупают большой объем товаров у производителей или оптовиков; продают партии товаров поштучно потребителю; аккумулируют в магазинах ассортимент, необходимый потребителю.

3) Организаторы торговли - представители владельца товара (продавца) или покупателя, действуют за их счет, часто от их имени, способствуют поиску партнеров по продаже и заключению сделки. Получают вознаграждение в виде комиссии или фиксированных платежей.

4) Коммерческие фирмы по обслуживанию сбыта - оказывают услуги, сопутствующие продаже. Являются субподрядчиками, выполняющими определенные функции благодаря опыту и специализации. Получают вознаграждение в виде комиссии или фиксированных платежей.

5) Собственники продаваемого товара - действуют от своего имени и за свой счет, несут связанные с этим риски (изменение моды, цен, порча).

6) Не владельцы товара - не имеют прав собственности на продаваемый товар, реализуют товар от имени принципала в рамках предоставленных полномочий, получая процент от стоимости товара или фиксированное вознаграждение.

Виды посредников-собственников продаваемого товара:

1) Независимые оптовые и розничные торговцы - юридические и физические лица, занимающиеся закупкой и продажей собственного товара.

2) Дистрибьютор - оптовик, осуществляет закупки на долгосрочной основе, распределяет товар по всему рынку, имеет склады, определяет ценовую, рекламную, сервисную политику, создает сбытовую сеть, изучает конъюнктуру рынка.

3) Джоббер - быстро перепродает большие партий товара (опт с колес), отсутствие склада.

4) Дилер - независимый мелкий предприниматель, специализируется обычно на продаже конечному потребителю товаров длительного пользования, технически сложных товаров, требующих значительного и квалифицированного сервиса.

Виды посредников, не имеющих права собственности на продаваемый товар:

1) Брокер - сводит продавца и покупателя, организует встречи по поручению продавца или покупателя, часто работает в структуре брокерских

фирм (маклеры – операционные брокеры в зале биржи), часто является гарантом сделки, предоставляет кредит, специализируется на определенных товарах. Комиссионное вознаграждение составляет 0,25-3% от суммы сделки.

2) Комиссионер (порученец, имеющий полномочия) - продает по поручению и за счет собственника товара или покупателя (комитентов), от своего имени, несет коммерческие риски сохранности товара, часто страхует его в пользу комитента.

3) Консигнатор - продает со своего склада товар, переданный ему на ответственное хранение и продажу на условиях консигнации, платежи консигнату осуществляются по мере продажи товара, имеет право подписи при сделке, т.е. продает от своего имени.

4) Агент - представитель, действующий по поручению другого лица (принципала).

Агенты в свою очередь подразделяются:

а) Агенты продавца:

1) Коммивояжер – специализируется на разъездной продаже по образцам.

2) Торговый агент – юридически самостоятельное лицо, продает товар на различных условиях (обслуживания одной или нескольких фирм, консигнации и т.д.) отчужого имени за чужой счет, может продавать др. дополняющие другдруга товары, особенно если в отдельные сезоны для загрузки агента нехватает продукции предприятия, часто берется за обслуживание клиентов, техническое консультирование. В отличие от коммивояжера сам определяет порядок своей работы.

б) Агенты покупателя:

1) Агент по закупкам - по договору берет ответственность за сохранность, транспортировку, качество и ассортимент закупаемого товара, может иметь право исключительных закупок в определенном районе. Профессиональные требования к агенту включают: готовность к работе, управляемость, знание товара, знание рынка, обработка рекламаций, знание возможностей производства.

Критерии выбора посредников:

· финансовое состояние,

· показатели сбыта,

· специализация,

· репутация на рынке,

· охватывание рынка,

· запасы и составы,

· управление сбытом.

Формы контроля и стимулирования работы посредника:

1. Комиссионная система оплаты.

2. Юридическая основа взаимоотношений производителя и посредника (права, обязанности, ответственность) – контракт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: