В Республике Беларусь широко применяется практика образования целевых государственных фондов денежных средств в составе бюджетных и внебюджетных фондов. Целевые государственные фонды — определенная совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Целевые фонды обеспечивают денежными средствами конкретные экономические и социальные потребности или программы.
Каждый внебюджетный фонд имеет свой правовой статус, определяющий цель фонда, источники его образования, а также устанавливающий порядок управления фондом.
Особенности государственных целевых денежных фондов следующие:
· создаются только компетентными государственными и муниципальными органами;
· имеют строго определенную цель создания и функционирования;
· их правовое положение определяется нормативным актом о бюджете соответствующего уровня, Положением о соответствующем фонде или иным подзаконным нормативным актом, изданным компетентным органом и определяющим основные условия образования и функционирования фонда;
|
|
· срок существования фонда ограничивается достижением целей его образования.
Доходы государственного целевого бюджетного Республиканского фонда охраны природы образуются в сумме 96 372 190 рублей и направляются на расходы указанного фонда в сумме 92 309 078 рублей, а также в резервный фонд Президента Республики Беларусь в размере пяти процентов от доходов этого фонда (за исключением субвенций, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 настоящей статьи) для целевого финансирования мероприятий по социальной поддержке молодежи.
Доходы государственного целевого бюджетного Республиканского фонда охраны природы формируются за счет:
1) доходов республиканского бюджета:
· экологического налога в части поступающих в доход республиканского бюджета платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, за хранение, захоронение отходов производства, за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, за производство и (или) импорт пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару;
· сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;
· доходов от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции;
|
|
· возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;
· других доходов;
2) субвенций на финансирование мероприятий по развитию национальных парков и государственного природоохранного учреждения «Березинский биосферный заповедник», передаваемых из государственных целевых бюджетных местных фондов охраны природы, в размере пяти процентов доходов этих фондов.
Областные, Минский городской, районные и городские (городов областного подчинения) Советы депутатов формируют государственные целевые бюджетные местные фонды охраны природы. Доходы, направления и размеры использования указанных фондов охраны природы определяются решениями областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) Советов депутатов.
Средства государственных целевых бюджетных местных фондов охраны природы используются на финансирование программ и мероприятий по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов на территории соответствующих административно-территориальных единиц, а также на предоставление субвенций в государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы.
Перечень мероприятий по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, финансируемых за счет средств государственных целевых бюджетных республиканского и местных фондов охраны природы, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.