Понятие и значение бюджетного контроля. Юридическая ответственность за нарушения в области бюджетных отношений

Бюджетная деятельность государства объективно обусловливает наличие в ней элементов контроля. Бюджетный контроль регулирует выполнение субъектами бюджетных правоотношений установленных законом правил поведения в области формирования, распределения и использования бюджетных средств.

В результате реализации бюджетного контроля обеспечиваются не только общегосударственные интересы, но и коллективные, территориальные, личные интересы граждан. Отсутствие четкости в функционировании бюджетной системы, которую призвано обеспечить бюджетное законодательство, разрушительным образом воздействует на всю систему экономических и социальных отношений.

Осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства, за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств бюджетов, целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, а также применение мер государственного принуждения к нарушителям бюджетного законодательства возложены на финансовые органы Республики Беларусь.

Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.

Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами вышестоящего уровня. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению производится местными финансовыми и налоговыми органами.

Ключевая роль в сфере контроля за исполнением бюджетного законодательства принадлежит Министерству финансов Республики Беларусь и местным финансовым органам. Контрольные функции в области бюджета занимают важное место и в работе центрального контролирующего органа республики — Комитета государственного контроля.

Полномочия органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства следующие:

1) исполнение доходных и расходных частей республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) своевременность и полнота поступления доходов, целевое и эффективное расходование средств республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и др.

В системе Министерства финансов контрольные функции выполняет исключительно Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его территориальные органы. Основные направления работы ГКРУ заключаются в контроле за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также за работой нижестоящих финансовых органов по составлению и исполнению местных бюджетов, состоянием внутриведомственного контроля. В процессе своей работы ГКРУ взаимодействует с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Министерство финансов, местные финансовые органы имеют право применять следующие меры принуждения, направленные на предупреждение и пресечение бюджетных правонарушений:

· приостанавливать и ограничивать (за исключением защищенных статей расходов) финансирование расходов за счет бюджетных средств. Данная мера применяется в случаях несоблюдения получателями бюджетных ассигнований законодательства Республики Беларусь, регулирующего бюджетные отношения, необоснованного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам;

· приостанавливать расходные операции по банковским счетам распорядителей средств по бюджету и государственным внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства Республики Беларусь;

· взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность по бюджетным ссудам, бюджетным займам и проценты по займам, а также задолженность по обязательствам, возникшим в случае выполнения Правительством Республики Беларусь платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантию Правительства;

· начисление и взыскание пени;

· иные меры в соответствии с Бюджетным Кодексом и иными законодательными актами.

Виды бюджетных правонарушений следующие:

1) незаконное получение средств из бюджета, которое влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания;

2) нецелевое использование средств бюджета, которое влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания;

3) использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства, которое влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания;

4) предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка, которое влечет взыскание в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств;

5) невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе; невозврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, в срок, установленный для возврата, влечет взыскание в бесспорном порядке указанных средств; несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет взыскание пени в соответствии с законодательством;

6) неперечисление, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, которые влекут перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств до размера, предусмотренного уведомлением о бюджетных ассигнованиях;

7) неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, которое влечет взыскание в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

8) неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов и получателей бюджетных средств; банки несут ответственность в соответствии с законодательством;

9) непредставление в установленные сроки отчетности об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по счетам их получателей, которое влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств;

10) нарушение условий договора поставки с использованием бюджетных средств; юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджета предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежащим образом исполнившие обязательство по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню в размере, установленном законодательством.

Решение о применении экономических санкций вправе выносить: от имени Министерства финансов — министр финансов и его заместители, от имени финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов — руководители управлений (отделов) и их заместители.

За нарушение порядка использования средств из бюджета или государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов либо организации закупок за счет указанных средств должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица привлекаются к административной ответственности.

Полномочиями по применению экономических санкций и мер административного воздействия за нарушения в сфере финансовых (бюджетных) отношений обладает Комитет государственного контроля и его территориальные органы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: