Государственный и муниципальный финансовый контроль

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:

- применения единой для всех муниципальных образований методологии;

- выравнивание доходов муниципального образования.;

- максимально возможного сокращения встречных финансовых Потоков;

- компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов возникших вследствие решений принимаемых морг. Государственной власти;

- повышение заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов.

Большая часть бюджетных средств от одного уровня к другому перемещается в виде трансфертов.

Трасферт – перевод денежных средств, не опосредованный движением товаров.

Трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов

(фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).

Дотации – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците. Выделяются в тех случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе. Не имеют целевого назначения.

Субвенции – (приходить на помощь) – средства передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.

Субсидии - денежные средства, выделяемые из вышестоящих бюджетов на финансирование определенных мероприятий и предполагающие долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании.

Все источники формирования территориальных бюджетов можно разделить на четыре группы: собственные, перераспределяемые, заемные, привлеченные средства.

Собственные доходы:

доходы от территориальных налогов(региональных для бюджетов субъектов РФ, местных- для бюджетов муниципальных образований);

доходы от эксплуатации имущества, находящегося в собственности

территориальных органов власти;

доходы, полученные в результате экономической, административной деятельности территориальных органов власти;

средства, поступающие в виде процентных отчислений от налогов вышестоящих бюджетов, по нормативам, установленным федеральным и региональным законодательством на период более трех лет;

средства от реализации имущества, активов, принадлежащим территориальным органам власти;

часть прибыли предприятий, находящихся в собственности территориальных органов власти.

Перераспределяемы доходы - финансовые ресурсы, поступающие в территориальные бюджеты в порядке перераспределения средств внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для оказания финансовой помощи и осуществления переданных на другой уровень власти полномочий на бюджетный период, т.е. на три года.

К перераспределяемым доходам можно отнести:

безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней;

отчисления от региональных и местных налогов в бюджеты муниципальных районов и поселений на период бюджетного планирования(3года).

Заемные источники- средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций и др.

Привлеченные источники- средства, переданные территориальным органам власти юридическими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе для решения территориальных экономических и социальных задач. К привлеченным средствам можно отнести добровольные пожертвования юридических и физических лиц.

Бюджетная классификация - является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. Согласно бюджетного кодекса РФ бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджета РФ;

- классификацию расходов бюджета;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию операций публично- правовых образований.

В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Бюджетная классификация необходима органам государственного управления и местного самоуправления для:

-бюджетного планирования;

-управления процессом исполнения бюджетов;

- ведения бюджетного учета;

-составления бюджетной отчетности;

- осуществления бюджетного контроля;

- проведения анализа составления и исполнения бюджетов.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Пример:

Код вида доходов предусматривает три группы:

1 00 00 000 00 – доходы;

2 00 00 000 00 - безвозмездные перечисления;

3 00 00 000 00 – доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Группы подразделяются на подгруппы(29 подгрупп).

В группу «Доходы» включаются 19 подгрупп(устанавливающих типологию однородных бюджетных поступлений):

1 01 00 000 00 - налоги на прибыль,доходы;

1 02 00 000 00- налоги на взносы на социальные нужды;

1 03 00 000 00 – налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ. и.т.д.

В группу «Безвозмездные поступления» (2 00 00 000 00) включаются шесть подгрупп:

2 01 00 000 00 - безвозмездные поступления от нерезидентов;

2 02 00 000 00 – безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2 03 00 000 00 – безвозмездные поступления от государственных организаций. и.т.д.

Детализация подгрупп производится посредством статей.

Например в подгруппу «Налог на прибыль. доходы»(1 01 00 000 00) включаются две статьи:

1 01 01 000 00 – налог на прибыль организаций;

1 01 02 000 01- налог на доходы физических лиц.

Детализация статей кода вида доходов производится посредством подстатей.

Например, в статью «Налог на прибыль организаций»(10101 000 00) включаются девять подстатей:

1 01 01 010 00 – налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы РФ по соответствующим ставкам;

1 01 01 011 01 – налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет;

1 01 01 012 02 - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации; и.т.д.

Бюджетная классификация и бюджетный учет должны стать инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств.

Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями(объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Виды доходов бюджетов.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относят доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

Дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации(межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

К собственным доходам бюджетов относятся:

Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Расходы бюджетов. Формирование расходов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году.

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования(Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные обязательства- расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации финансируются расходы на социально-культурные мероприятия и науку, развитие экономики, право охранению деятельность и др. мероприятий предусмотренных в федеральном бюджете.

Местные бюджеты.

Составляют третий уровень бюджетной системы (статья 15 БК РФ).

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Право каждого муниципального образования на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления. Вмешательство вышестоящих (иных) органов в разработку, утверждение и исполнение местного бюджета не допускается. Принцип такой независимости органов местного самоуправления в отношении подведомственного бюджета закреплен в Конституции РФ (ст. 132).

Местные бюджеты являются важнейшей частью финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении местных органов самоуправления. Из них направляются средства на реализацию экономических программ по подведомственному хозяйству, в социально-культурную сферу, на содержание местных органов самоуправления.

Средства местных бюджетов используются для расходов, связанных:

- с решением вопросов местного значения, установленных законодательством;

- с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

- с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам, по ссудам и.т.д.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

- доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;

- платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;

- доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;

- доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

- штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты; и.т.д. (ст.61. ст62, ст 63, ст64 БК).

Понятие и принципы бюджетного финансирования.

Государственные средства в РФ направляются на различные цели и в различном порядке. Но основная сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.

Финансирование – безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.

Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляя за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.

Сметно-бюджетное финансирование.

Сметно-бюджетным финансированием называется обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций, действующих в непроизводственной сфере,- социально-культурной, обороны, в области государственного управления.

В бюджетную сферу входят государственное управление и местное самоуправление, судебная власть, национальная оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, а также социально-культурные мероприятий и учреждения, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

Статья 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относит:

- оказание государственных(муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных(муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных

(муниципальных) нужд;

- социальное обеспечение населения;

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными(муниципальными) учреждениями;

- предоставление субсидий юридическим лицам(за исключением субсидий государственным(муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг;

- предоставление межбюджетных трансфертов;

- предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

- обслуживание государственного(муниципального) долга;

- исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектов РФ;

- субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий(бездействий) органов государственной власти(государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных(муниципальных) услуг относятся ассигнования на:

- обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;

- предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных(муниципальных) услуг физическим или юридическим лицам;

- закупку товаров, работ и услуг для государственных(муниципальных) нужд(за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения функций

(бюджетного учреждения), в том числе в целях:

- оказания государственных(муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

- осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной

((муниципальной) собственности (за исключением государственных)

(муниципальных) унитарных предприятий):

- закупки товаров в государственный материальный резерв.

Смета. Средства, выделяемые из бюджета, расходуются по смете.

Каждое бюджетное учреждение имеет свою смету, которая устанавливает объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета. В каждом бюджетном учреждении составляется смета расходов, соответствующая своему уровню бюджета. В каждом уровне бюджета сметы расходов учреждений имеют одинаковое количество предметно-целевых статей. Сметы составляются на основе норм расходов, под которыми понимаются единые типовые измерители сметных расходов по однородным организациям.

За правомерным расходованием бюджетных средств необходима правильная организация государственного и муниципального финансового контроля. Различают следующие формы финансового контроля, осуществляемого законодательными(представительными) органами:

- предварительный контроль (в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджетно- финансовым вопросам;

- текущий контроль(в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных(представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- последующий контроль (в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов).

Органы, осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль:

- Федеральная служба финансово- бюджетного надзора;

- Федеральное казначейство

- Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита(внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности(эффективности и экономности) использования бюджетных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: