Поясняющий пример. Для изучения альтруистической любви впервые в мировой социологии П

Для изучения альтруистической любви впервые в мировой социологии П. Сорокин проанализировал около 4600 жизнеопи­саний святых и 500 американцев -- современных носителей энер­гии любви. Он собирал исторические и личные свидетельства, экспериментально проверял гипотезы и личные свидетельства, экспериментально проверял гипотезы на студентах колледжей, пациентах больницы. И пришел к выводу: альтруистическая лю­бовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но также социальных институтов, общества в целом. Спасение человечества в том, чтобы подняться на более высокий мораль­ный уровень посредством благодати творческой любви. П. Соро­кин установил, что в сравнении с другими группами населения, религиозные люди отличаются наибольшим долголетием. [4, с. 14,16]. Таким способом П. Сорокин ввел в научный оборот рели­гиозные понятия и ценности, придав им значение фундамен­тальных социологических категорий.

Таким образом, сверхсознание — это нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей. Силовое поле сверхсоз­нания создано энергией альтруистической любви. Бескорыстная любовь к ближним труднодостижима, ибо противостоит столь естественному для человека эгоизму. Но без нее невозможно за­вершение строительства личности человека. Не все достигают вершин духа, многие сходят с дистанции очень рано. Но великие религиозные деятели (Иисус Христос, Магомет, Махатма Ган­ди), великие духовные лидеры (Микеланджело, Сократ, Досто­евский) и множество подвижников духа — аскетов, монахов, благочестивых аристократов и т.п. — знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Обыкновенные люди обладают не столь ярким самоосознанием, но, совершая небольшие нравственные поступки, они формируют свою лич­ность и укрепляют стабильность общества.

Рис. 5. Структура человеческой личности изображена в виде айсберга, состоящего из трех частей: Оно, Я, Сверх-Я. 3. Фрейд считал, что две трети айсберга скрыто под водой, а на ее поверхно­сти выступает небольшая вершина, а именно "Я". П. Сорокин, а его идеи также учтены в общей картине личности, считал, что сверх­сознание скорее от Бога, т.е. выражена метафорически, скрыто в облаках. Если учесть мнение обоих мыслителей, то реальный чело­век, каким он себя осознает в повседневности, а именно "Я", ока­жется в буквальном смысле между "Небом " и "Водой ".

Литература

1. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. — М., 1991.

2. Lia.7. T. The Person. His and Her Development Throughout the Life Cycle.-N.Y., 1976. P. XI.

3. Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М., 1986.

4. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. — М., 1993.

5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — М., 1992.

6. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.

7. Psychology Today. Introduction. — N.Y., 1972.

8. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.

9. Волошинов В. Н. (М. М. Бахтин). Фрейдизм. — М., 1993.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Ниже помещены фрагменты, представляющие собой сокра­щенные и адаптированные тексты ведущих отечественных мыс­лителей, посвященные социологии и социальной философии личности. Пожалуй, это лучшее, что есть в отечественной лите­ратуре по данной проблеме. А может быть, и не только в отече­ственной.

Они намеренно приведены отдельным от текста главы бло­ком, так как представляют собой нечто единое — единое по сво­ей глубине и продуманности. Знакомство с этими фрагментами расширит и углубит ваши представления о природе и сущности человеческой личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: