Методы оценки бизнеса

Оценка бизнеса предполагает использование трех основных подходов: доходного, сравнительного и затратного.

Доходный подход основан на анализе доходов, приносимых бизнесом. Основной метод доходного подхода – метод дисконтированных денежных потоков. Второстепенный – метод капитализации прибыли. Он использу­ется для оценки бизнеса, имеющего крупный стабильный поток доходов. Стоимость оцениваемого бизнеса определяется как отношение чистой при­были к коэффициенту капитализации. Чистую прибыль можно взять за по­следний отчетный год, первый прогнозный год (также можно использовать значение денежного потока). Коэффициент капитализации рассчитывается как ставка дисконта за вычетом темпа роста прибыли или денежного потока.

Сравнительный подход предусматривает использование цен, сформиро­ванных открытым фондовым рынком. В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравни­тельный подход предполагает использо­вание трех основных методов: метода компании-аналога, метода сделок, ме­тода отраслевых коэффициентов.

Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на ис­пользовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод ис­пользуется для оценки миноритарного пакета акций.

Метод сделок (метод продаж) ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наи­более оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия (контрольного пакета акций).

Таким образом, различие между этими методами заключается только в типе исход­ной ценовой информации: либо цена одной акции, не дающая никаких эле­ментов кон­троля, либо цена контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля. Определенную сложность представляет ситуация, в которой объект оцен­ки и метод не совпадают. Например, надо оценить контрольный пакет пред­приятия, когда ценовая информация по аналогам представ­лена только фактически проданными миноритарными пакетами. В данном случае оценщик должен провести необходимую корректи­ровку и увеличить предварительную стоимость на величину премии за кон­троль.

Метод отраслевых коэффициентов (отраслевых соотно­шений) основан на использовании рекомендуемых соотношений между це­ной и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффици­енты рас­считаны на основе длительных статистических наблюдений специ­альными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важ­нейшими производственно-финансовыми характеристиками. В ре­зультате обобщения разработаны достаточно простые формулы опре­деления стоимости оцениваемого предприятия.

Затратный подход основан на методе чис­тых активов и методе ликвида­ционной стоимости.

В первом случае стоимость бизнеса определяется как разность между стоимостью переоценен­ных по рынку активов и обяза­тельств.

Метод ликвидационной стоимости различает упорядоченную и срочную ликвидацию бизнеса. В первом случае стоимость биз­неса равна выручке от продажи элементов бизнеса в сроки, позволяющие найти покупателей, согласных на установленные цены продажи. При сроч­ной ликвидации стоимость оцениваемого бизнеса рассматривается как сроч­ная выручка от продажи предприятия по элементам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: