Оценка бизнеса предполагает использование трех основных подходов: доходного, сравнительного и затратного.
Доходный подход основан на анализе доходов, приносимых бизнесом. Основной метод доходного подхода – метод дисконтированных денежных потоков. Второстепенный – метод капитализации прибыли. Он используется для оценки бизнеса, имеющего крупный стабильный поток доходов. Стоимость оцениваемого бизнеса определяется как отношение чистой прибыли к коэффициенту капитализации. Чистую прибыль можно взять за последний отчетный год, первый прогнозный год (также можно использовать значение денежного потока). Коэффициент капитализации рассчитывается как ставка дисконта за вычетом темпа роста прибыли или денежного потока.
Сравнительный подход предусматривает использование цен, сформированных открытым фондовым рынком. В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов: метода компании-аналога, метода сделок, метода отраслевых коэффициентов.
|
|
Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.
Метод сделок (метод продаж) ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия (контрольного пакета акций).
Таким образом, различие между этими методами заключается только в типе исходной ценовой информации: либо цена одной акции, не дающая никаких элементов контроля, либо цена контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля. Определенную сложность представляет ситуация, в которой объект оценки и метод не совпадают. Например, надо оценить контрольный пакет предприятия, когда ценовая информация по аналогам представлена только фактически проданными миноритарными пакетами. В данном случае оценщик должен провести необходимую корректировку и увеличить предварительную стоимость на величину премии за контроль.
Метод отраслевых коэффициентов (отраслевых соотношений) основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате обобщения разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.
|
|
Затратный подход основан на методе чистых активов и методе ликвидационной стоимости.
В первом случае стоимость бизнеса определяется как разность между стоимостью переоцененных по рынку активов и обязательств.
Метод ликвидационной стоимости различает упорядоченную и срочную ликвидацию бизнеса. В первом случае стоимость бизнеса равна выручке от продажи элементов бизнеса в сроки, позволяющие найти покупателей, согласных на установленные цены продажи. При срочной ликвидации стоимость оцениваемого бизнеса рассматривается как срочная выручка от продажи предприятия по элементам.