Управление издержками предприятия предполагает определения: суммарных текущих затрат, необходимых для выпуска определенного объема продукции; оптимального соотношения между постоянными (не зависят от объема производства) и переменными затратами (зависят от объема производства); запаса финансовой прочности = выручка – (постоянные затраты/(выручка – переменные затраты) (в относительном выражении)); сроков окупаемости издержек предприятия.
Точка безубыточности показывает уровень производства, при котором величина выручки от реализации произведенной продукции равна издержкам производства и обращения этого продукта:
Tбезуб. = Спост/Маржинальный доход = Спост./(1 - Спер / Цена), где
Спер. - переменные затраты на единицу продукции;
Спост. - постоянные издержки.
Проведение маржинального (предельного) анализа направлено на выпуск оптимального объема продукции соответствующего максимальному уровню прибыли.
Методика маржинального анализа основана на делении затрат на постоянные и переменные и заключается в следующем: строится зависимость прибыли от количества продаваемой продукции; определяется точка оптимального объема продаж; согласно аппроксимации функции спроса определяется оптимальная цена, соответствующая точке экстремума функции прибыли.
Таким образом, задача оптимизации сводится к определению максимума прибыли с учетом рассчитанной функции спроса и переменных издержек на единицу продукции.
Алгоритм расчета оптимальных цен и объемов продаж, заключается в том, что для каждого из видов продукции необходимо: 1. собрать от региональных менеджеров по продажам данные о прогнозе объемов продаж по различным ценам, отличающимся в некотором заданном интервале от существующих; 2. провести статистическую обработку этой информации, исключив «выпадающие» из общего ряда данные, и подсчитать средние значения, для аппроксимации данных о возможных продажах; 3. построить интерполяционный полином для функции спроса; 4. с помощью статистических критериев оценить применимость построенной модели; 5. выделить переменную часть затрат для каждого продукта из всего ассортимента; 6. определить оптимальный объем продаж и цену для каждого продукта, дающие для него максимальный вклад на покрытие.