Зарубежной психологии ХХ столетия

Бихевиоризм и необихевиоризм. Критика субъективного подхода в ассоциативной психологии. Идейные источники бихевиоризма: философский позитивизм, эволюционное учение Ч.Дарвина и Г.Спенсера, функциональная психология, зоопсихология Э. Торндайка, рефлекторное учение И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Объективный метод изучения поведения. Необихевиоризм и его разновидности: когнитивный, мотивационно-целевой и операциональный.

Гештальтпсихология. Критика психологического атомизма (элементализма) в ассоциативной психологии. Генетическая первичность целостности психики по отношению к ее элементам. Теория психологического поля. Закономерности групповой психодинамики в социальной психологии К. Левина.

Фрейдизм и неофрейдизм. З.Фрейд о роли бессознательного в регуляции поведения человека. Основные разделы психоанализа. Теория вытеснения. Психологическая структура личности: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Толкование сновидений. Психопатология обыденной жизни. Глубинная психология: индивидуальная психология А.Адлера и аналитическая психология К.Юнга. Социальный неофрейдизм: концепция невротической личности в работах К. Хорни, межличностная психиатрия Г. Салливена, социальный психоанализ Э. Фромма.

Гуманистическая психология. Критика бихевиоризма и фрейдизма родоначальниками гуманистического направления в психологии. А.Маслоу и его концепция самоактуализирующейся личности. Идеи трансперсональной психологии. К. Роджерс и личностно-ориентированный подход в психологии и психиатрии. Основные понятия в теории личности К. Роджерса: организм и организмическая оценка, феноменальное поле, самовосприятие и самопринятие, Я-концепция, ее формирование, конгруэнтность и неконгруэнтность, полноценно функционирующая личность, эмпатическое понимание. Личностно-ориентированная терапия и консультирование. Принципы гуманистической психологии в сфере образования.

Развитие концепции единства сознания и деятельности С.Л.Рубинштейном и культурно-исторической теории Л.С. Выготским. Развитие отраслей психологии в период между двумя мировыми войнами. Психология послевоенного периода. Концепция деятельности в трудах А.Н. Леонтьева и сотрудников его научной школы. Научное наследие Б.Г. Ананьева и развитие Ленинградской психологической школы.

Новые направления в современной зарубежной психологии. Когнитивная психология: теория познания и обучения Д. Брунера, эпистемология Ж. Пиаже, теория конструктов Д. Келли. Экзистенционально-гуманистическая психология Д. Бюдженталя и теория смысла В. Франкла. Интеракционизм в зарубежной психологии. Социальный бихевиоризм. Социометрия Д.Морено. Ролевые концепции личности в зарубежной психологии. Трансактная психологии Э Берна. Психосинтез Р. Ассаджиолли. Гештальт-терапия Ф. Перлза. Логотерапия. Нейролингвистическое программирование Р. Бэндлера и Д. Гриндера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: