Общее представление о способностях. Разница между способностями, опытом личности, знаниями, умениями навыками. Способности как особенности личности, определяющие успешность осуществления деятельности. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Способности и успешность деятельности. Понятие одаренности.
Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Задатки как природные и социально-сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня. Неоднозначность связей способностей и задатков. Индивидуальные различия, обусловленные генотипическими и анатомо-физиологическими задатками. Межполовые индивидуальные различия в задатках и способностях. Невыявленность природных задатков к развитию социальных способностей человека. Условия и предпосылки для формирования таких способностей. Уровень способностей и одаренность, проблема неспособности к деятельности. Понятие функционального органа как анатомо-физиологической основы прижизненно складывающихся человеческих способностей. Всесторонняя структура способностей: модель персональной компетентности Гринспена и Дрискола, структура жизненных схем.
Начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности: творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности, поддержание интереса к деятельности, создание нужной мотивации и положительного эмоционального настроя. Компенсация отсутствия природных задатков к развитию одних способностей усиленной работой и особым развитием других.
Взаимосвязь способностей и характера, склонностей, направленности личности. Способности и профессиональная ориентация личности. Выбор профессии.
Самостоятельная работа. Способности как особенности личности, определяющие успешность осуществления деятельности. Задатки как природные и социально-сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня. Природа индивидуальных различий. Свойства нервной системы как задатки к развитию элементарных динамических способностей. Развитие способностей. Способности и профессиональная ориентация личности.
Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 6, 7, 12, 13, 14, 16, 17, 20], дополнительная: [1, 2, 4, 6, 9, 10, 13, 19, 20, 22, 24, 26, 30, 31, 34, 35, 36, 40, 42, 43, 44, 48].