Габариты подвижного состава

18 марта 1860 г. в нашей стране впервые в мире были установлены единые, обязательные для всех железных дорог габариты приближения строений и подвижного состава. Они выгодно отличаются от габаритов зарубежных железных дорог, позволяя создавать вагоны с наибольшим объёмом на единицу длины [1].

Введённый в 1934 г. ОСТ 6435 предусматривал для вагонов широкой колеи (1524 мм) три габарита:

– 0 – для вагонов, допускаемых к обращению по дорогам Советского Союза и соседних с ним государств;

– 1-В – для вагонов, обращающихся по всем дорогам СССР;

– 2-В – для вагонов, предназначенных к обращению по отдельным замкнутым направлениям.

Имелись также три габарита для локомотивов: 1-П, 1-Пб и 2-П.

ГОСТ 9238-59 и 9238-73, введённые взамен прежнего стандарта, установили шесть единых для вагонов и локомотивов габаритов подвижного состава: Т, 1-Т, 0-Т, 01-Т, 02-Т и 03-Т. ГОСТ 9238-83 изменил обозначения последних четырёх габаритов и ввёл два новых габарита – Тц и Тпр.

Габарит Т, имеющий наибольшие размеры ширины и высоты, предназначен для вагонов, обращающихся по отдельным замкнутым направлениям реконструированных дорог СНГ, Балтии и Монгольской республики.

Габарит 1-Т предназначен для вагонов, допускаемых к обращению по всем дорогам СНГ, Балтии и МНР, а также по подъездным путям промышленных и транспортных предприятий. По контуру, показанному пунктирными линиями, вагоны могут строиться по распоряжению ОАО «РЖД» с учётом работ по переустройству негабаритных сооружений.

Габарит 1-ВМ (0-Т) предусмотрен для вагонов, обращающихся по железным дорогам СНГ, Балтии и Монголии, а также по отдельным реконструированным магистральным линиям других стран-участниц Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), используемых для международных сообщений.

Для обеспечения беспрепятственного обращения вагонов в странах-участницах ОСЖД проводится работа по приведению железных дорог в соответствии с вводимыми едиными габаритами для этих стран.

Габарит 0-ВМ (01-Т) предназначен для вагонов, обращающихся по всем (кроме отдельных второстепенных участков) дорогам стран-участниц ОСЖД.

Габарит 02-ВМ (02-Т) предусмотрен для грузовых вагонов, обращающихся по всем железным дорогам стран-участниц ОСЖД, а также дорогам ФРГ, Австрии, Югославии, Греции, Дании, Турции и некоторых других стран Европы и Азии.

Габарит 03-ВМ (03-Т) предназначен для вагонов, допускаемых к обращению по дорогам всех стран Европы и Азии.

Все грузовые вагоны строят по нижним очертаниям, позволяющим проходить механизированные сортировочные горки при любом положении вагонных замедлителей, а также пути, оборудованные устройствами для надвига вагонов. Тележки всех грузовых вагонов, кроме проектируемых по габариту 03-ВМ, строят по габариту 02-ВМ, а вагонов габарита 03-ВМ – по нижнему очертанию этого габарита для любого положения вагонных замедлителей.

Все пассажирские вагоны локомотивной тяги также строят по нижним очертаниям, позволяющим проходить механизированные сортировочные горки при любом положении вагонных замедлителей и устройства для надвига вагонов. Тележки пассажирских вагонов, предназначенных для обращения по колее 1520 (1524) мм, изготавливают по нижнему очертанию габарита 1-ВМ для любого положения вагонных замедлителей. Однако в тех случаях, когда вписывание в это очертание вызывает ухудшение ходовых качеств и других эксплуатационных характеристик проектируемых вагонов, можно использовать более просторное очертание габарита, например, тележки типа КВЗ-ЦНИИ рассчитаны на проход сортировочных горок при нерабочем (расторможенном) положении вагонных замедлителей.

Все построенные за последние годы железные дороги, вторые пути, линии, переведённые на электрическую тягу, подвергнутые смягчению профилей и другим видам реконструкции, а также все новые сооружения и устройства в большинстве случаев позволяют эксплуатировать вагоны и локомотивы габарита Т. Однако на сети дорог имеются ранее построенные сложные и дорогие искусственные сооружения (мосты, тоннели, путепроводы), препятствующие применению вагонов габарита Т. Ограничивают использование этих вагонов недостаточная ширина междупутий на некоторых станциях, а также часть сооружений на ряде дорог промышленного транспорта [1].

Поэтому предусматривается реконструкция таких сооружений и устройств, что позволит перейти к более широкому внедрению подвижного состава габарита Т. Большие затраты, необходимые для этой реконструкции, и сложность её осуществления обусловили предложения по применению габарита, промежуточного между габаритами Т и 1-Т. Они приводят к уменьшению подобных затрат, а также поэтапному проведению работ с тем, чтобы вагоны габарита Т использовались в начале на отдельных направлениях, а затем по всей сети дорог страны. К таким направлениям отнесены Байкало-Амурская магистраль и прилегающие к ней дороги.

Для цистерн целесообразен габарит Тц, имеющий как и габарит Т наибольшую ширину 3750 мм, наибольшую высоту 5200 мм, нижнее очертание, соответствующее габариту 1-Т. Цистерны, построенные по такому габариту, не требуют вышеуказанного уширения станционных междупутий, так как наибольшую ширину вагоны имеют только в зоне горизонтального диаметра котла. Габарит Тц применим и для вагонов самосвалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: