Философия Н.Бердяева

Николай Бердяев начал свое творчество как сторонник «критиче­ского марксизма», но вскоре обращается к философскому идеализму. Один из его самых крупных трудов - «Истоки и смысл русского коммунизма». Эта книга обобщила социально-философские поиски автора, его размышления над путями русской и всемирной истории ХХ века. Это своеобразная философия русской истории, рассматривающая определенное политическое явление - русскую революцию - и стремящееся к осознанию ее смысла через специфику русских идейных, религиозных, политических, культурных традиций и вообще “русской души”.

Книга состоит из 7 глав. Во введении автор отражает свои представления о русской религиозной идее и русском государстве. Понятие «рус­ской идеи» (к которой еще ранее обращались славянофилы) вообще занимает особое место в творчестве Бердяева. Речь идет об идее исключительной роли России в мировом историческом процессе. Эта роль связывается с духовным призванием. Роль России видится Бердяеву в объединении общечело­веческого прогресса, в создании прообраза будущего общества, в котором религиозность людей будет гармонически сочетаться с их активным творчеством, а высокий уровень материальной культуры соединится не с высочайшей Богочеловеческой духовностью.

В первой главе Бердяев говорит об образовании русской интеллигенции и ее характере, о славянофильстве и западничестве. В этой главе автор исследует неповторимую специфику русской интеллигенции как социального явления, показывает ее идейные истоки, ее уникальность и несопоставимость с интеллигенцией запада. Главное отличие русской интеллигенции в том, что это не профессиональное объединение людей, занимающихся интеллектуальным трудом, а идеологическое социальное образование, нацеленное не столько на осмысление мира, сколько на его преобразование.

В работе также затрагивается тема «Русского коммунизма». Это явление одновременно и мировое, и исключительно националь­ное, оно порождено не столько конкретными социальными обстоя­тельствами, сколько специфическим складом души русского народа. В ней противоречиво соседствуют православный аскетизм и стихийно-природное начало. Отсюда объяснимы и метания русского народа, и крутые повороты в его судьбе. Дело усугубляется еще и тем, что русская душа отличается беспре­дельностью своих устремлений. Она словно напоминает необъятность просторов той земли, на которой живет русский человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: