Социальное взаимодействие в неорганизованных группах

Социальное беспокойство — внутреннее напряжение многих людей при отсутствии способов его снятия, выражаемое в форме беспорядочной и нескоорди нированной деятельности, причем чувство беспокойства вовлекается в круговую реакцию и становится «инфекционным», происходит «эмоциональное заражение» людей. Социальное беспокойство присутствует там, где люди обладают повышенной чувствительностью по отношению друг к другу, а также там, где они вместе переносят разрушение заведенного жизненного уклада. Это встречается во время революционных волнений, в женском движении, религиозных волнениях, при трудовых конфликтах.

Черты социального беспокойства:

♦ беспорядочный характер поведения, когда люди находятся в состоянии напряжения и чувствуют сильный позыв к действию, но не имеют четкого представления и понимания своих целей;

♦ возбужденные чувства тревоги, страха, неуверенности, агрессивности, склонность к распространению слухов и преувеличений;

♦ наличие повышенной раздражимости и внушаемости, психологической неустойчивости, податливости влиянию лидеров, новых стимулов и идей.

Если коллективное возбуждение интенсивно и широко распространено, вероятно возникновение социальной инфекции. Это сравнительно быстрое, бессознательное и нерациональное распространение каких-либо настроений, порывов или форм поведения (например, разгул биржевой спекуляции, финансовой паники или волны патриотической истерии).

Можно выделить четыре типа элементарных коллективных групп (Г. Блумер):

1) действующая толпа (агрессивная);

2) экспрессивная толпа (например, танцующая в религиозных сектах);

3) масса (участники не имеют никакой социальной организации; люди отделены друг от друга, например при золотой и земельной лихорадке);

4) общественность (группы людей, которые сталкиваются с какой-то проблемой, имеют разные мнения относительно подхода к ее решению, дискутируют об этом).

Социальное движение может вырастать и организовываться с помощью ряда. механизмов. Один из самых распространенных — агитация. Она возбуждает людей и делает их сторонниками движения. Для этого следует привлечь внимание людей, взволновать их, пробудить их эмоции, дать этим эмоциям некое направление посредством идей, критики, внушения и обещаний.

Другими аналогичными механизмами являются:

1) процесс организации чувства сопричастности и солидарности людей друг с другом, формирование взаимной симпатии между сторонниками данного социального движения, что способствует согласованному поведению;

2) развитие внутригруппового/межгруппового отношения: вера членов движения, что их группа справедлива и права, а другие беспринципны и злонамеренны (служит сплочению членов вокруг своих целей и ценностей; наличие врага в этом смысле очень важно для придания движению целостности и сплоченности);

3) использование церемониального поведения и ритуалов: массовые митинги, демонстрации, парады, юбилейные церемонии, ритуальная атрибутика — лозунги, песни, стихи, флаги, униформа и пр. (способствуют развитию и закреплению социального движения, а у каждого индивидуального участника этих ритуалов возрастает самооценка, в результате чего он ощущает себя важной персоной, и это чувство личной значительности оказывается отождествленным с социальным движением как таковым);

4) формирование групповой морали, дающей движению постоянство и определенность: убежденность в правильности и праведности цели движения, вера в конечное достижение движением своей цели, в то, что на это движение возложена некая священная миссия; создание своих «священных книг» (например «Капитал» Маркса для коммунистического движения);

5) развитие групповой идеологии (свода учений, в которых формулируются цели и назначение движения, содержится критика существующей системы, намечаются политические планы политики, тактика и практическая деятельность движения).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: