История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС) — одна из самых вместительных юридических дисциплин. Она является общепрофессиональной в системе высшего юридического образования. Этот предмет относится к федеральному компоненту, т.е. подлежит обязательному изучению на всей территории РФ. ИГПЗС изучает процессы возникновения, формирования и эволюции государства на протяжении всей истории человечества, а также право. Процесс развития права прослеживается от правового обычая до закона древнего и современного.
История государства и права зарубежных стран изучает общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права отдельных зарубежных стран, рассматриваемые в хронологической последовательности и в конкретно-исторической обстановке.
Первым объектом изучения ИГПЗС является государство - как организация учреждений власти, диктующая правовые правила, традиции, принципы, общественные установления. В этом контексте изучается форма реализации государственной власти в обществе.
В диапазон исследования входят государства Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай), античные государства (Древняя Греция, Древний Рим), феодальные и буржуазные государства Западной Европы и Северной Америки. Египет, Вавилон, Индия, Китай – это очаги цивилизации. Государственная эволюция рассматривается как проявление двух цивилизационных тенденций - восточной и западной, христианства и ислама. В таком же плане изучается государственное развитие стран Юго-Восточной Европы, Центральной и Южной Америки, Азии и Африки.
Вторым объектом изучения ИГПЗС является право. Оно ассоциируется с социальным порядком, с социальной справедливостью и культурой общества.
Профессор В.Г. Графский считает право намного старше государства. Он пишет: «…правовой обычай гораздо древнее закона, устанавливаемого государственной властью, и, таким образом, право гораздо старше государства». Мы будем изучать предмет с точки зрения устоявшегося мнения – государство первичнее права.
История государства и права зарубежных стран имеет свои задачи:
1. Главной задачей ИГПЗС является изучение государства как организации учреждений власти. Решение этой задачи имеет цель определить основные тенденции развития государства в XX веке. Элементом этой работы является прогностика.
2. Не менее значимой задачей является изучение права как совокупности норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Государство при этом выступает как сила, устанавливающая и охраняющая эти нормы и правила. Древнейшая функция государства, заключающаяся в том, чтобы заставить общество подчиниться праву, есть ключевой объект исследования. Государство стоит над обществом, а право является индикатором, показывающим уровень этого государства, уровень политического, социально-экономического и культурного развития стран и народов.
3. Служить интересам возможно более широкой общей подготовки студента в вопросах государства и права, выработке у него основ юридического мышления, необходимого для усвоения и применения права.
4. Создать необходимые предпосылки для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических и правовых учений, государственное и международное право, а также всех других юридических дисциплин, включая цивилистику, уголовное право и процесс.
5. Самой общей задачей курса можно считать также оказание помощи студентам в выработке навыка восприятия права как неотъемлемого элемента культуры социального общения и относительно мирного и справедливого разрешения конфликтов, возникающих на лично-имущественной почве, с причинением вреда здоровью, имуществу, общественной нравственности и т.д.
6. Другую важную задачу курса составляет ознакомление с лучшими образцами законодательного искусства и творчеством выдающихся реформаторов и законодателей. Часть материала из этого наследия станет предметом семинарских обсуждений и самостоятельного изучения студентами.
Таким образом, в ходе изучения курса «История государства и права зарубежных стран» студентам необходимо знать:
- основные памятники права и историческую практику их применения;
- процессы возникновения и развития государственных институтов и правовую систему народов зарубежных стран;
уметь:
- анализировать государственные и правовые явления в их историческом развитии, важнейшие правовые памятники и практику их применения;
- исторически осмысливать государственно-правовые явления;
- составлять научно обоснованные прогнозы о будущем состоянии государственно-правовых явлений;
сформировать:
- научно-юридическое мировоззрение;
- общеправовую культуру;
- способность принимать правильное решение в ходе профессиональной деятельности.
Сегодня можно согласиться с мнением русского историка середины XIX в. Т.Н. Грановского о том, что «образованность (в том числе правовая образованность) сделалась необходимым условием могущества для государств и созидательно-нравственной жизни для отдельных лиц» (Грановский Т.Н. Полн. собр. соч.: В 2 т. - Т. 1. - СПб., 1905. - С. 398).