Велико теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран. Историю часто называют памятью народа, она представляет собой гигантскую лабораторию мирового социального опыта. В силу своей познавательной ценности, информативности история государства и права — действенный инструмент формирования исторического сознания. Эта наука дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Она вооружает юристов, которым предстоит трудиться в XXI в., необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по дальнейшему осуществлению программы глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, по реализации конституционной идеи правового государства в Российской Федерации.
Без этого курса, наполненного новым содержанием, уже невозможно формирование у студентов юридического мышления, являющегося целью высшего юридического образования. Не зная государственно-правового опыта человечества, современный юрист не может претендовать на уровень специалиста, участвующего в событиях и действиях, имеющих юридическое значение, правовых отношениях, возникающих в сфере функционирования государственных институтов, между государственными органами, физическими и юридическими лицами.
|
|
РАЗДЕЛ I. ДРЕВНЯЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ПРАВО
Тема 2. Возникновение государства и права (2 ч)
1. Критика марксистско-ленинской концепции в условиях методологического плюрализма
2. Концепции древних авторов по проблеме и их современная интерпретация
Критика марксистско-ленинской концепции в условиях методологического плюрализма
Проблема возникновения государства и права является коренной для ряда юридических дисциплин. Долгое время она базировалась на марксистско-ленинской концепции. В соответствии с этой концепцией использовалась следующая схема: человек произошёл от приматов, вышел из животного состояния около 5 млн. лет тому назад. У него существовала родоплеменная организация общества, производительные силы которого находились на низком уровне. Это общество характеризовалось примитивным равноправием; затем, по мере развития производительных сил, общественного разделения труда, возникновения частной собственности и классов, неизбежно появляется государство со своим правом. Государство отличается от первобытного общества тремя признаками: 1) наличием границы, территории; 2) публичной власти; 3) налогами (т.е. государство собирает излишки материального производства от трудящихся).
|
|
Государство представляет собой политическую организацию экономически господствующего класса, защищающую его интересы и подавляющую сопротивление других классов. По указанной концепции экономический базис определяет государство и право, т.е. философия Маркса – это «философия живота». Это очень сильное объяснение, но однобокое.
Используя эту схему, ряд авторов учебников выдвинул свои версии возникновения государства и права. В частности, профессор Омельченко выделил шесть стадий этого процесса – от рода к чифдому, к протогосударству и государству. Чифдом (вождество, протогосударство) – объединение общин (прежних родов или племен) на определенной территории под властью одного правителя, а эти общины соподчинялись в иерархию в зависимости от того, ближе или дальше были они от вождя. По Омельченко: 1-я стадия эволюции этнической общности (с какой и начинается род как социальный коллектив) — это оформление социально-биологической иерархии. На основе естественного размежевания в роде по поколениям в нем складываются и воспроизводятся разные как бы уровни-группы индивидов, каждый из которых выполняет равно важные для жизни рода дела. Биологической эту иерархию можно считать потому, что старшинство возраста (связанных с ним силы, опыта, случайных обстоятельств) создано природой человека. На этой стадии все члены рода, этнической общности, безусловно, равны друг другу в правах и обязанностях по выполнению общих дел рода (ни в коем случае нельзя применять к этому порядку термин развитой политической культуры — демократия). Но в этой общности уже существуют устойчивые культурные лидеры. Роль лидера именно культурная: она может исполняться объективно по качествам индивида (знахарство, военное предводительство, охотничье мастерство).
Закрепление в коллективной жизни этой иерархии и ролевых функций лидеров (что бесповоротно происходит через два-три десятка поколений) характерно для 2-й стадии развития этнической общности — формирования социально-культурной иерархии. Биологические основания разделения на старших и младших забыты, они подразумеваются, но заменены разделением на высших и низших. В этом смысле эта стадия характеризуется устойчивым неравенством.
Незыблемость иерархии охраняется главным образом религией и религиозными полномочиями лидеров, а также общественным мнением. Но цель этой власти должна еще с абсолютностью разделяться и поддерживаться большинством, потому что никаких серьезных рычагов для узурпации, для насилия еще не существует.
И первая, и вторая стадии полностью проходят в условиях неолита — примерно VIII — IV тыс. до н. э. у разных народов Востока (или до I тыс. до н. э. у северных народов).
3-я стадия развития этнической общности — формирование экономически социальной иерархии. Неравенство, ставшее устойчивым, приводит к устойчиво неравному распределению продуктов потребления внутри общности. На этой стадии в особенности становится очевидной главная функция власти в коллективе — перераспределение продуктов, произведенных или иначе приобретенных всем коллективом. В этой стадии этническая общность выступает, как правило, на этапе укрупнения в племя (до этого общность могла существовать только в малом коллективе: до 40 — 50 членов). Допустимы и более широкие объединения. Возможность их тем больше, чем радикальнее люди группы перешли от собирательных видов обеспечения к оседлому земледелию или регулярному скотоводству. Ускоряет процесс накопления продукта в общности и тем самым отчуждение высшего эшелона иерархии, например, отделение ремесла, случайные обстоятельства доступа к каким-то ценным предметам. На этой стадии уже достаточно отчетливы и грани будущего права: правила изгнания и приема чужаков, восстановления конфликтов поколений, соблюдения требований общины, брачно-семейное право.
|
|
При благоприятных условиях переход общности в 4-ю стадию — становления надобщинных властных структур — осуществляется довольно быстро. Лидеры-старейшины наделены устойчивыми и конкретными функциями. Их определяют либо выборным путем, либо состязанием, но уже становится возможной и узурпация. Орудием этой узурпации часто становятся отряды юношей, которые для прохождения процедуры совершеннолетия на время отдаются во власть религиозному или военному вождю. В прямом смысле слова богатство еще не влияет на доступ к власти, и стремление к власти еще не есть стремление к богатству, главное — престиж. Но участие в распределении уже важно и для самого лидера, и для тех, кто выражает ему в этом поддержку. На исходе стадии оформляются отчетливые родовые-клановые (племенные) структуры во главе с иерархией вождей, с религиозными символами, с едиными культурными правилами и обрядами. В это время можно говорить уже о народе, о политико-правовой его общности, из которой неминуемо вырастают ранние государственные формы.
На следующей, 5-й стадии эволюции этнической общности надобщинные властные структуры приобретают вид протогосударства (прототипа государства, еще не государства по форме, но уже исполняющего функции политической власти). Грань, разделяющая протогосударство от предыдущей стадии, — весьма незначительна, и в историческом процессе они могли практически сливаться. Наиболее важным в новом этапе эволюции стало то, что через него прошли, безусловно, все народы на пути государствообразования. С этой стадией приходит эпоха уже реальной, фиксированной истории, иногда даже с именами правителей, названиями народов и областей, с точной характеристикой культурного быта, в котором можно видеть отдельные черты политико-правовой общности (для восточных народов — это IV — I тыс. до н. э., для североевропейских — до первых веков н. э., для народов Африки или Океании — вплоть до XVIII —XIX вв.).
|
|
По своему главному признаку — наличию власти одного вождя — протогосударство получило в современной науке второе наименование чифдом (от английского chief-dom); в общем виде чифдом представлял объединение общин (прежних родов или племен) на определенной территории под властью одного правителя, а эти общины соподчинялись в иерархию в зависимости от того, ближе или дальше были они от вождя.
Разрыв в социальном статусе становится политическим: чифдом неизбежно эволюционирует в раннее государство.
Раннее государство составляет заключительную, 6-ю стадию эволюции этнической общности. Раннее государство — уже более многочисленная общность: до нескольких сотен тысяч жителей; это дает нужный количественный уровень труда и продуктов, отчуждаемых в пользу государства. На этом этапе население может быть этнически разнородным, особенно если имело место завоевание; этнические различия могут дополнять и социально-политическую иерархию.
Все существенные элементы государственности и правовой системы уже сложились. Начинается их видоизменение применительно к обстоятельствам времени, места, закономерностям органического развития. Начинается собственно история государственной организации и права.
Итак, версия Омельченко новая, но она по-прежнему опирается на марксистско-ленинскую методологию.
Сегодня марксистско-ленинская концепция подвергается критике. Вместо неё называется ряд теорий возникновения государства и права: теологическая, психологическая, гидравлическая, органическая, договорная, насилия, инцеста (кровнородственное смешение). В то же время эти теории только обозначаются или имеет место их поверхностный разбор, что делает указанную критику (марксистско-ленинской теории) неубедительной.