Вопросы методологии и периодизации курса

Слово «методология» означает учение о научном познании. Методология – это подход к объекту исследования, это мировоззрение. Оно, т.е. мировоззрение, заставляет видеть то в истории, на что настроен исследователь.

Российская историко-правовая школа находится в состоянии поиска собственной методологии, т.е. существует плюрализм подходов. Этот поиск направлен на стремление повысить качество и эффективность научно-познавательной и прикладной значимости историко-правовых исследований. В советский период (до 1991) все были обеспечены одной правильной теорией и методологические искания фактически сводились к нулю.

Западная методология, представленная в концентрированном виде в работах Тойнби, Вебера и школы «Анналов», претендующая на универсализм, является полемичной и во многих аспектах несостоятельной.

Все многочисленные теории зарубежного происхождения можно разделить на материалистические (Вебер), идеалистические (Тойнби). Такое же разделение наблюдается и среди историков государства и права нашей страны.

Методология ИГПЗС представлена историческим, сравнительным, цивилизационным, культурологическим методами. Так называемые сравнительный, цивилизационный, культурологический методы и метод историзма не имеют категориальной определённости, они имеют сотни смысловых определений, а значит страдают субъективизмом и волюнтаризмом («волюнтаризм» – субъективистский произвольный подход, игнорирующий объективно существующие условия и закономерности).

Мы будем использовать метод, который рассматривает юридические институты как стержень, вокруг которого вращаются все остальные вещи и категории. Мы будем исходить из того, что государство и право – это суть жизни.

Такой же плюрализм имеет место в периодизации ИГПЗС. Существуют марксистско-ленинская периодизация, периодизация Д. Гэлбрэйта, волновая периодизация и другие.

Имеются попытки принять во внимание периодизацию истории мировых цивилизаций А.Тойнби и других историков, но на этом пути встречается немало трудностей, поскольку одних цивилизаций необходимо учесть около трех десятков.

Периодизация истории государства и права в боль­шинстве учебных изданий все еще строится в соответствии с мар­ксистской традицией в обществоведении: рабовладельческое государство и право, феодальное государство и право, буржуазное государство и право, социалистичес­кое государство и право с добавлением разделов о постсоциалистическом государстве и праве.

Сегодня фактически каждый автор учебника претендует на свою периодизацию. Мы будем придерживаться периодизации, которая прошла апробацию на международной конференции в Самаре в мае 2001 г.:

1. Древний мир (тип государства и права близкий к истокам).

2. Античный период (красивый) – греко-римское классическое государство и право.

3. Средневековый период (европейский варварский тип и восточно-исламский тип).

4. Новый - новейший период – современный тип государства и права.

Со­ответственно выделены следующие периоды: 1) древневосточное государство и право (III — I тыс. до н.э.); 2) античное государство и право (2-я пол. I тыс. до н.э. — 1-я пол. I тыс. н.э.); 3) Средние века (середина I тыс. н.э. — XVI — XVII вв.); 4) Новое временя – буржуазное государство и право (XVII — нач. XX в.); 5) Новейшее временя (с нач. XX в.). Ко­нечным этапом избрано современное состояние государства и права у разных народов (ему будут посвящены специальные юридические дисциплины).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: