Познание

Познание как философская проблема. Социально-опосредованный, исторически развивающийся характер познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Научное. Понятие субъекта и объекта познания. Индивидуальный и коллективный, трансцендентальный и эмпирический субъекты познания. Познанное и непознанное.

Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Формы чувственного и рационального познания. Два типа мышления: рационально-логическое, дискурсивное (левополушарное) и образное (правополушарное). Рассудок и разум. Интуиция и творчество. Соотношение сознательного и подсознательного в познании. Объектное осмысление действительности. Включенность объекта в контекст культуры и истории. Недостаточность субъект-объектного подхода для понимания многомерного процесса познания. Знание и незнание, их диалектическая связь. Вера и убеждение как состояние знания.

Истина и заблуждение. Истина как гносеологическая категория. Корреспондентская, когерентная, прагматическая концепции истины. Истина как соответствие конструктивно построенным формам познавательной деятельности объективных свойств предмета познания, заданного посредством практики. Объективность истины. Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Конкретность истины. Практика как критерий истины. Абсолютность и относительность этого критерия. Истина-ценность как соответствие предмета его понятию. Когнитивное и ценностное в научном познании.

Специфика научного познания в его соотношении с обыденным познанием. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический. Их отличительные признаки. Формы теоретического и эмпирического познания. Общелогические методы научного познания.

Социальное познание. Понимание в гуманитарном познании. Сциентизм в науке и пути его преодоления. Этика ученого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: