Тема 8. Личность. Проблема свободы и ответственности

Понятием, с которого необходимо начинать изучение личности, является «индивид». Отдельный человек рассматривается как еди­ничный представитель человеческого рода, но и как член какой-либо социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего, теле­сно) от других индивидов. Значительно больше внимания в филосо­фии было уделено проблеме человека. В разные исторические эпохи преобладало космологическое (античность), теологическое (средне­вековье), антропоцентрическое (новое время) понимание сущности человека. В XX в. интерес к проблеме человека заметно возрос. Ре­зультаты поисков родового свойства человека можно свести к трем: мышление (рационалистический подход), внемыслительные способ­ности и силы (иррационалистический подход), деятельность (деятельностный подход).

Современная наука подходит к человеку с тремя разными из­мерениями его существования: биологическим, психическим и соци­альным. Биологическое выражается в физиологических и генетичес­ких явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и неко­торых других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний духовный мир человека. Однако человек -существо не только природное, но и общественное. Общество с од­ной стороны, создается человеком, а с другой - формирует его. Чело­век представляет собой целостное единство биологического, психи­ческого и социального уровней, которые формируются из двух: при­родного и социального, наследственного и прижизненно приобретен­ного. Причем человек - не простая сумма этих уровней, а их интегральное единство, приводящее к новой качественной ступени - чело­веческой личности. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества. Системообразующее свойство личности, определяющее ее психоло­гический склад, называется направленностью личности; она представ­ляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих ее де­ятельность и относительно независимых от наличных ситуаций. На­правленность личности всегда социально обусловлена и формирует­ся путем воспитания.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, ко­торые прослеживаются на всем историческом пути развития челове­чества:

- «деятели». Для них главное - активное действие, изменение мира и других людей, включая и самих себя;

- «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, при­ходят в мир не для того, чтобы соревноваться, а смотреть и размыш­лять;

-люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещины мира» (Г. Гейне) проходят через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опе­режают самые смелые научные прогнозы;

- гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чув­ством сострадания и милосердия к другим людям. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому в активном деянии.

В индивидуальном становлении личности решающую роль иг­рает социальная среда, в частности, семья. Именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Можно сказать, что ста­новление личности - итог взаимодействия человека и общества. Это в равной мере относится и к становлению личности в историческом аспекте. Оно шло через этапы осознания чувств страха и стыда(античное общество); любви к Богу, греховности человека и корпоратив­ной морали (феодальное общество); утверждения самоценности че­ловеческой индивидуальности и появления феномена отчуждения (новое время). В основных культурах и цивилизациях Земли сложи­лись определенные типы личностей, отражающие особенности Вос­тока и Запада. Мировые религии также выработали свой норматив­ный идеал личности, который отражает сущность и догматическую основу каждой религии. Выбор личностного пути - результат свободного волеизъявле­ния человека. Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность личности и ее возможность мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Это поня­тие прошло длительную эволюцию от «отрицательной» - (свобода «от») до «положительной» (свобода «для») - трактовки. Философия свободы личности была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэ­ра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рас­сматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом и анар­хией, с равенством и справедливостью, с ответственностью, но чаще всего сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли, т.е. обусловлены или нет все его поступки внешними обстоятельствами? Ответ на этот вопрос предопределен выбором той или иной мировоз­зренческой системы. Но и сама воля в истории философской мысли трактовалась двояко: как следствие природной или сверхприродной детерминации (Бог, Абсолют) и как самополагающая сила, определя­ющая весь жизненный процесс человека.

Чтобы понять сущность феномена свободы личности, необхо­димо разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, оп­ределить границы необходимости, без которой немыслима реализа­ция свободы. Волюнтаризм - это признание примата воли над други­ми проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Дей­ствовать в духе волюнтаризма - значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества. Фатализм, напро­тив, изначально предопределяет весь ход жизни человека, объясняя это судьбой, волей Бога, жестким детерминизмом замкнутой систе­мы; в нем не остается места для свободного выбора. Вместе с тем, очевидно, что игнорирование необходимости чревато произволом и вседозволенностью, анархией и хаосом, что вообще исключает сво­боду. Свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходи­мости и устранение внешних ограничений; гораздо более существен­на внутренняя свобода, свобода «для».

Существенной характеристикой свободы является ее внутрен­няя определенность. Человек не принимает общественное устройство, если оно не дает ему возможности быть личностью и не дает свободу для реализации. Выделяют несколько моделей взаимоотношений лич­ности и общества по поводу свободы и ее атрибутов. Во-первых, это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой авторитаризма. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, уходит от них в монастырь, в

свой «внутренний мир», чтобы там обрести возможность свободной са­мореализации. В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, чем-то жертвуя и подчиняясь, чтобы обрести новый уровень свободы в мо­дифицированной форме (конформизм). Возможен, конечно, вариант известного совпадения интересов личности и общества в обретении свободы в странах с развитыми формами демократии.

Свобода - сложный и противоречивый феномен жизни челове­ка и общества, имеющий большую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем. Не случайно в философии в после­дние годы активно обсуждается явление «бегства от свободы» и на­зываются две основные причины его появления: реализация свобо­ды приводит к росту неравенства и несправедливости; и предполага­ет ответственность да свободно сделанный выбор. Последнее обсто­ятельство становится особенно актуально на рубеже XX-XXI в, когда усиливаются явления нестабильности физических, биологических, социальных и психологических процессов. В этих условиях единствен­ный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека - брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем, расширять сферу ответственности от узкого круга ближайшего окружения лично­сти до планетарно-космических задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: