Методические рекомендации. Общество - обособившаяся от природы исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей

Общество - обособившаяся от природы исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. В истории философии существует многообразие воззрений на общество. В античности общество отождествлялась с государством и чаще всего рассматривалось как результат естественного неравенства людей. В Средневековье получила распространение эсхатологическая концепция, в которой природа и судьба общество объяснялись божественным проведением. В Новое время к анализу общества все более привлекают земные основания. Т. Гоббс выдвигает концепцию договорного возникновения государства, Ш. Монтескье дух народа и характер общественного развития связывает с климатом, почвой и другими естественными факторами. Важную роль в становлении социальной философии сыграл Гегель свой идей хитрого Разума. Гегель вводит в оборот понятие объективного закона общественного развития. Маркс гегелевской идее придает материалистический характер и выдвигает концепцию формационного развития общества. Студент должен знать основные понятия формационного подхода к анализу общества, так как она оказала существенное влияние на последующие концепции. Бесспорно влияние Маркса на концепцию индустриального развития общества, которая была весьма популярна в 60-е годы ХХ века. Постепенно она трансформировалась в концепцию постиндустриального общества, где решающая роль отводится науке. В наши дни она постепенно переросла в информационное общество.

Наряду с теориями в большей мере апеллирующие к материально-экономическим факторам общественного развития существуют концепции, опирающиеся на приоритетную роль духовного фактора в общественном развитии. В связи с этим заслуживают внимания идеи О. Шпенглера и А. Тойнби. Их культурно - цивилизационный подход реализует идею прерывности общественного развития, отсутствия кумулятивности в историческом процессе.

Уходящий ХХ век ознаменовался, с одной стороны, идеей конца истории (Ф. Фукуяма), а, с другой стороны, провозглашением грядущего столкновения цивилизаций (С. Хантингтон).

Студенту необходимо знать основные положения этих концепций и самостоятельно судить об их достоинствах и недостатках.

Анализ общества предполагает выделение его структуры. Это задача не вызывает особых трудностей у студентов. Следует обратить внимание на раскрытие специфических черт каждой из четырех сфер общества. При рассмотрении материально-производственной сферы общества надо уделить внимание науке как непосредственной производительной силы общества. При анализе социальной сферы определенные трудности встают в связи с определением нации. Политическая сфера затрагивает область властных отношений в связи с чем встает вопрос о соотношении социальной и политической сфер. Духовная сфера общества является совокупностью духовных явлений взятая в единстве с ее носителями, творцами, трансляторами. Главным элементом духовной сферы является общественное сознание. Следует уметь отделить общественное сознание от суммы индивидуальных сознаний и раскрыть структуру общественного сознания.

Ход исторического процесса зависит от объективных условий и субъективных факторов. Отсюда вырастает проблема движущих сил исторического развития. Уже анализ многообразия концепций общественного развития выявил различные подходы к вычленению тех сил, которые творят историю. Среди них доминирующее положение занимают народные массы и выдающиеся личности. Сложная диалектика их взаимодействия не должна остаться вне внимания студента.

Исторический процесс интересует философию с точки зрения своего смысла. Поэтому все концепции общественного развития вольно или невольно затрагивают эту тему. Студенту следует вычленить это содержание и попытаться ответить на вопрос о смысле истории.

Контрольныевопросы:

1. Что такое общество?

2. Охарактеризуйте основные воззрения на природу общества и закономерности его развития.

3. В чем различие формационной и цивилизационной концепций развития общества?

4. Как следует понимать утверждение, что наука становится непосредственной производительной силой общества?

5. Согласны ли Вы с мнением, что этнос есть нация?

6. Охарактеризуйтеосновных субъектов социальных отношений.

7. Назовите основные признаки государства.

8. Охарактеризуйте основные уровни общественного сознания.

9. Каковы отличительные признаки морали?

10. Что такое религия?

11. Имеет ли история смысл?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: