Гидрометрические вертушки ГР-21 и ГР-21М одного класса. Это усовершенствованные вертушки типа Ж-3-конструкции Н. Е. Жестовского.
Гидрометрическая вертушка ГР-21М (рис. 13) состоит из следующих основных частей: корпуса 14, хвостового оперения (стабилизатора) 13, ходовой части с контактным механизмом и лопастным винтом 3, а также сигнального устройства.
Корпус вертушки 14 служит для сочленения частей вертушки, крепления ее на штанге или вертлюге 10 и для подключения сигнальной цепи. Корпус в передней части имеет полость, в которую вставляется ось собранной ходовой части 5 и крепится в ней стопорным винтом 6. Две клеммы 8 (изолированная) и 9 (соединенная с корпусом) служат для подключения проводов сигнальной цепи. В тыльной части корпуса есть втулка для крепления вертушки на штанге или подвеске-вертлюге (в случае работы с троса) зажимными винтами 11. К тыльной части корпуса винтом 12 крепится стабилизатор 13, служащий для установления оси вертушки по течению. Сбоку втулка имеет фигурную прорезь с указателем для снятия отсчета положения оси вертушки на штанге.
|
|
Ходовая часть вертушки состоит из неподвижной оси 5 с контактным механизмом (червячная шестерня, контактный штифт, пружина, винт и электропроводный стержень, соединяющий контактную пружину с гнездом штепселя 7), двух радиально-упорных подшипников 2, внутренней распорной втулки 16, наружной втулки 15 и осевой гайки 1. Ходовая часть входит в цилиндрическую полость лопасти 3 и крепится в ней зажимной муфтой 4.
Сигнальное устройство, состоящее из клеммной па-
Рис. 13. Устройство гидрометрической вертушки ГР-21 М.
нели, звонка (лампочки), переключателя и сигнальных проводов, служит для преобразования электрического импульса в звуковой (световой) сигнал. Питание электрической цепи осуществляется от двух гальванических элементов общим напряжением 3 В.
Принцип действия гидрометрических вертушек основан на закономерной связи между скоростью вращения лопастного винта вертушки и скоростью набегающего потока. Вертушку опускают в реку на штанге (на глубину до 3 м) или тросе и устанавливают против течения. Под влиянием текущей воды лопасть вертушки начинает вращаться; при этом чем больше скорость течения, тем быстрее вращается лопастный винт. Вместе с лопастью вращается втулка, которая передает вращение лопасти на червячную шестерню. Контактный механизм вертушки замыкает электрическую сигнальную цепь через каждый полный оборот червячной шестерни, что соответствует 20 оборотам лопасти вертушки. В момент замыкания цепи вспыхивает лампочка или звенит звонок, что дает возможность фиксировать число оборотов лопастного винта вертушки. С помощью секундомера определяют время с начала работы вертушки (сигнал) до каждого последующего сигнала. Подсчитав общее число оборотов лопасти вертушки и разделив их на время ее работы, определяют скорость вращения лопастного винта (число оборотов в секунду).
|
|
Для перехода от скорости вращения лопасти вертушки п к скорости течения воды v используют тарировоч-ную кривую — график зависимости между скоростью течения и числом оборотов лопастного винта в секунду: v=f(n) официальный документ каждой гидрометрической вертушки, прошедшей тарировку в специальном тарировочном бассейне. Для практических целей и удобства расчетов на основе тарировочной кривой составляют тарировочную таблицу, с помощью которой, зная п, легко получить v.
Вертушка ГР-21М снабжается двумя лопастными винтами: винт № 1 (основной) компонентный, диаметром 120 мм с геометрическим шагом 200 мм, применяется при работе со штанги, и винт № 2 некомпонентный, диаметром 120 мм с геометрическим шагом 500 мм, применяется во время работы с троса при скоростях течения более 2 м/с.
Малые скорости течения не приводят лопасть вертушки во вращение. Наименьшая скорость, при которой силовое воздействие потока на лопастный винт равно величине сопротивлений, а лопастный винт вращается неравномерно, называется начальной скоростью вертушки. Для вертушки ГР-21М начальная скорость (винт № 1) составляет 0,04 м/с, а верхняя критическая — 8 м/с.
Основные указания по уходу за вертушками
Гидрометрические вертушки являются точными измерительными приборами, с которыми следует обращаться бережно и предохранять их от механических повреждений и ржавчины, строго выполнять изложенные ниже правила обращения и ухода.
1. По окончании измерений вертушку и принадлежности к ней обтереть сухой мягкой тряпочкой, уложить детали и закрепить их в ящике так, чтобы они точно вошли в свои места.
2. В помещении вертушку надо просушить, корпус и стабилизатор обтереть тряпочкой, слегка смоченной в масле. Ходовую часть разобрать, кроме подшипников, и все части промыть бензином (неэтилированным) или чистым керосином, обтереть и просушить. Следует внимательно осмотреть шарикоподшипники; при обнаружении на них ржавчины вертушку необходимо отправить в ремонт и на тарирование.
Не допускается: вывинчивать из корпуса изолированную клемму 8 (см. рис. 13), вынимать контактный штифт, укрепленный на червячной шестерне, и вывинчивать токопроводящий изолированный стержень, соединяющий контактную пружину со штепсельным штифтом. После чистки ходовую часть собирают: ось в сборе вставляется в полость лопастного винта, заполненную предварительно трансформаторным маслом на 5—6 мм выше уступа в глубине полости, и закрепляется зажимной муфтой 4, которая надевается на ось со стороны штепсельного штифта. При вводе оси в полость лопастного винта необходимо ввести штифтик на конце гильзы в гнездо в плече уступа полости лопастного винта.
3. При сборке вертушки для работы следует убедить-
ся, что вставленная в корпус ось с лопастным винтом надежно закреплена стопорным винтом 6 и не может быть вынута из корпуса. К неизолированной клемме 9, замыкаемой на массу вертушки, присоединяется положительный полюс батареи.
При правильной сборке вертушки лопастный винт в нормальном и слегка наклонном положении должен от легкого дуновения сделать несколько оборотов. Если лопастный винт вращается туго, вертушку следует разобрать, вновь очистить, промыть ходовую часть и заменить масло.