Национальных стандартов в туристской индустрии России

Согласно ГОСТ Р 1.0 при разработке национальных стандартов государство придерживается следующих принципов:

– преимущественное использование международных стандартов как основы для разработки национальных стандартов (за исключением случаев, когда такое использование невозможно ввиду несоответствия международных стандартов климатическим условиям России, техническим и технологическим особенностям и по другим основаниям);

– открытость процесса разработки национальных стандартов, которая достигается через:

▪ публикацию программ разработки национальных стандартов и уведомлений об их разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении;

▪ публичность обсуждения проектов национальных стандартов;

▪ единство и непротиворечивость правил разработки и утверждения национальных стандартов с обязательной экспертизой всех проектов стандартов;

– национальные стандарты разрабатываются с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и/или физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта;

– национальные стандарты утверждаются при отсутствии серьёзных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон (принцип консенсуса);

– целесообразность разработки национального стандарта (определяется социальной, технической и экономической значимостью и приемлемостью).

– недопустимость дублирования разработок стандартов на идентичные объекты стандартизации;

– требования национальных стандартов должны учитывать последние достижения науки, техники и технологии и практического опыта и обеспечить оптимальную степень упорядочения в определённой сфере деятельности, не сдерживая при этом инициативу пользователей стандартов;

– изложение национальных стандартов должно быть ясным и чётким, что достигается следующими способами:

▪ содержание национальных стандартов не должно повторять и противоречить требованиям взаимосвязанных с ними действующих на федеральном уровне нормативных документов, правовых документов и технических регламентов;

▪ в национальных стандартах должны быть приведены сведения о технических регламентах, выполнение которых обеспечивается при выполнении требований данного национального стандарта;

▪ принимаемые стандарты должны быть пригодны для подтверждения соответствия, в том числе для проведения работ по сертификации [16].

В 2003 г. Правительство РФ приняло постановления по регулированию системы разработки и применения стандартов.

31 июля 2003 г. вышло Постановление № 458 Правительства РФ «Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения национального стандарта». В данном Постановлении в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» (Ст. 16 «Правила разработки и утверждения национальных стандартов») было установлено, что размер платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта составляет 1000 руб. за 1 лист оригинала уведомления, напечатанного с одной стороны [122, с. 6].

Этим же Постановлением было утверждено и «Положение об опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта» [154]. В указанном документе говорилось, что для опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта или о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта разработчик проекта национального стандарта представляет в национальный орган РФ по стандартизации ряд документов.

Во-первых, это уведомление о разработке проекта национального стандарта или о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта с указанием: а) наименования, организационно-правовой формы и места нахождения разработчика (если это организация); фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность (если это физическое лицо); б) информации, характеризующей объект стандартизации, а также сведений об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов; в) даты опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта (в случае представления для опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения соответствующего проекта национального стандарта) [ Прил. 13 ];

Во-вторых, это документ, подтверждающий внесение в установленном порядке платы за опубликование уведомления.

Согласно Положению уведомление о разработке проекта национального стандарта публикуется национальным органом РФ по стандартизации в сети Интернет на его официальном сайте в 10-дневный срок, а в информационном указателе «Национальные стандарты» [ Прил. 14 ] – в 2-месячный срок со дня поступления вышеуказанных документов разработчика в Комитет. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта публикуется национальным органом РФ по стандартизации не ранее чем через 2 месяца со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта.

В Положении предусматривается возможность возврата разработчику поданных им в национальный орган по стандартизации России документов (ст. 4 Положения) в случае, если форма и (или) содержание этих документов не соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами России [154, с. 7–8].

21 октября 2003 г. издан Приказ № 1054 Госстандарта России «О реализации Постановления Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 458 “Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения национального стандарта”». Согласно Приказу, соответствующему структурному подразделению Госстандарта России было предписано до 15 декабря 2003 г. провести необходимые работы по переименованию информационного указателя «Государственные стандарты» в «Национальные стандарты» [106, с. 23].

25 сентября 2003 г. опубликовано Постановление Правительства России № 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации». Данным Постановлением было отменено «Положение о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации», утвержденное Постановление № 100 Правительства РФ «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» от 12 февраля 1994 г. [107; 121; 148].

Постановлением № 594 Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. было утверждено новое «Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации» и установлено, что изменения, дополнения, поправки, вносимые в государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, принятые до вступления в силу Федерального закона РФ «О техническом регулировании», а также информация о внесении указанных изменений, дополнений, поправок подлежат опубликованию в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ 25 сентября 2003 г. [153, с. 11].

В принятом Положении указывалось, что официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов на государственном языке России осуществляется национальным органом РФ по стандартизации. Официальному опубликованию подлежат, во-первых, тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов как в печатных изданиях (книги, брошюры, сборники), так и в информационной системе общего пользования (на официальном сайте национального органа РФ по стандартизации в сети Интернет). Во-вторых, ежемесячно в информационном указателе «Национальные стандарты» и в сети Интернет на указанном сайте публикуются также уведомления об утверждении национальных стандартов, информация о внесении в них изменений, дополнений, поправок, отмене и замене.

Согласно Положению национальный орган РФ по стандартизации определяет в установленном законодательством России порядке организации, выполняющие на договорной основе изготовление тиража национальных стандартов и общероссийских классификаторов и его распространение; определяет при утверждении национальных стандартов и общероссийских классификаторов срок их официального опубликования, а также устанавливает правила распространения официально опубликованных национальных стандартов и общероссийских классификаторов.

В п. 7 Положения оговаривается, что в случае, если к моменту выхода в свет официально публикуемых национальных стандартов и общероссийских классификаторов в них были внесены изменения, дополнения и поправки, официальные публикации должны распространяться в комплекте со всеми внесенными изменениями, дополнениями и поправками [153, с.12–13].

В конце 2004 г. в России были приняты меры по обеспечению публичного обсуждения проектов национальных стандартов. Так, 16 декабря 2004 г. вышел Приказ № 458 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Об обеспечении соблюдения требований публичного обсуждения проектов национальных стандартов РФ при подготовке их к утверждению и регистрации». В этом Приказе со ссылкой на статью 16 Федерального закона РФ «О техническом регулировании», которая обязывает разработчика национального стандарта уведомить общественность о разработке проекта национального стандарта и о завершении его публичного обсуждения, говорится следующее.

Во-первых, соответствующим органам указанного агентства предписано включить требование проведения публичного обсуждения проектов национальных стандартов в проект ПР 50.1.074–«Подготовка проектов национальных стандартов РФ и проектов изменений к ним к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены».

Во-вторых, начальникам управлений и директорам научно-исследовательских институтов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии указано на необходимость при подготовке проектов национальных стандартов РФ к утверждению учитывать проведение их публичного обсуждения.

В-третьих, при регистрации национальных стандартов, разработка которых началась после 1 июля 2003 г., проверяется наличие в докладных записках указания номера информационных указателей стандартов (ИУС) «Национальные стандарты», в которых опубликованы уведомления о начале и завершении публичного обсуждения проектов национальных стандартов или копий уведомлений с номерами ИУСов, в которых осуществлялась их публикация [120, с. 20–21].

В 2004 г. были приняты меры по решению вопроса о государственном контроле и надзоре по соблюдению обязательных требований стандартов. По приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 августа 2004 г. с 15 ноября 2004 г. функции по контролю и надзору за соблюдением обязательных требований стандартов были исключены из сферы деятельности центров стандартизации, метрологии и сертификации указанного агентства [118, с. 85].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: