Российской Федерации. В современной российской юридической науке существует следующее определение нормативного правового акта: это письменный документ соответствующего

В современной российской юридической науке существует следующее определение нормативного правового акта: это письменный документ соответствующего государственного органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права [157, с. 62]. В этом случае подзаконный нормативный акт понимается как одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, или их толкования, или установления первичных норм [Там же, с. 39].

В настоящее время национальные стандарты в сфере туризма применяются в России на основании рассмотренного выше Федерального закона РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г.

Начиная с 2003 г. приняты подзаконные акты, в которых более конкретно обозначались условия применения национальных стандартов на территории России.

27 июня 2003 г. было принято Постановление № 63 Госстандарта России «О национальных стандартах РФ». В п. 1 этого Постановления говорилось: «Со дня вступления в силу (1 июля 2003 г. – Б. С.) Федерального закона РФ «О техническом регулировании»: а) признать национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. с сохранением для государственных стандартов обозначения «ГОСТ Р», предусмотренный ГОСТ Р 1.5–92 «Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»; б) впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов осуществлять применение действующих государственных и межгосударственных стандартов в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании» [97, с. 10]. Но конкретно эти обязательные требования относительно стандартов не указывались.

30 января 2004 г. принято новое Постановление № 4 Госстандарта России «О национальных стандартах РФ», в котором были обозначены обязательные требования: «Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению только в части, соответствующей целям: а) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; б) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей» [98, с. 33].

Кроме того, в России были приняты постановления, которые регулировали сам процесс разработки и применения стандартов.

2 сентября 2003 г. вышло Постановление № 100 Госстандарта России «О разработке и утверждении национальных стандартов РФ». Содержание данного Постановления состоит в следующем.

Во-первых, соответствующим подразделениям Госстандарта России предписывалось в 2003 г. разработать и представить на утверждение руководству Госстандарта основополагающие стандарты национальной системы стандартизации РФ, определяющие порядок разработки, оформления, изложения, утверждения, учета, официального опубликования национальных стандартов РФ, внесения в них изменений и отмены в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

Во-вторых, до введения в действие этих основополагающих стандартов разработку, оформление, изложение, утверждение, учет, официальное опубликование национальных стандартов РФ, внесение в них изменений и отмену было предписано осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.2–92 «Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов», ГОСТ Р 1.5–2002 «Государственная система стандартизации РФ. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению» и ПР 50–74–94 «Правила по стандартизации. Подготовка проектов государственных стандартов РФ и проектов изменений к ним для принятия, государственной регистрации и издания».

В-третьих, предписано с 1 июля 2003 г. на титульном листе и первой странице проекта национального стандарта, представляемого на утверждение в Госстандарт России вместо слов «государственный стандарт Российской Федерации» писать «национальный стандарт Российской Федерации», а обозначение национальному стандарту РФ присваивать в соответствии с требованиями раздела 8 ГОСТ Р 1.5–2002, сохранив индекс «ГОСТ Р» [103, с. 21–22].

9 марта 2004 г. Госстандарт России издал Постановление № 10 «О создании Технического комитета по стандартизации (ТК 199) «Туристские услуги и услуги средств размещения». Ведение секретариата этого технического комитета было поручено Федеральному государственному унитарному предприятию «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ВНИИС). За ТК 199 закреплены объекты технического регулирования в области туризма, предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002–93: коды 061000 (061100–061700); 062000 (062100–062300). Председателем данного Технического комитета был утвержден заместитель министра экономического развития и торговли России В.И. Стржалковский (поскольку функции по государственному регулированию в сфере туризма в то время исполнял Минэкономразвития России) [113, с. 13].

Хотя в законодательстве России был закреплён принцип добровольности применения национальных стандартов, в некоторых случаях возможны отступления от данного правила. Так, в основополагающем национальном стандарте ГОСТ Р 1.0–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» (п. 4.2) установлено: «Национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности» [16].

Кроме того, вопрос о применении национальных стандартов тесно связан с применением технических регламентов. В Федеральном законе РФ «О техническом регулировании» содержится определение технического регламента. Технический регламент – это документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) [173].

В России встал вопрос об использовании ссылок на стандарты в технических регламентах.

В настоящее время в туристской индустрии России возможно применение технических регламентов, тем более что существует нормативное закрепление этой возможности. Так, с 1 июля 2005 г. вступил в силу основополагающий стандарт ГОСТ Р 1.12–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения» [26], в котором установлены варианты применения ссылок на стандарты в правовых документах. В указанном стандарте используется термин «ссылка на стандарт (в нормативном документе)», который определяется как ссылка на стандарт вместо детального изложения его требований в другом нормативном документе, а для обозначения такого стандарта установлено понятие «ссылочный стандарт».

В данном стандарте выделено несколько видов ссылок на стандарты:

а) датированная ссылка (на стандарт) – ссылка на стандарт в другом нормативном документе, осуществленная таким образом, что пересмотр ссылочного стандарта вызывает необходимость внесения изменения в этот документ;

б) недатированная ссылка (на стандарт) – ссылка на стандарт в другом нормативном документе, осуществленная таким образом, что пересмотр ссылочного стандарта не приводит к необходимости внесения изменения в этот документ;

в) общая ссылка (на стандарт) – ссылка на стандарты в другом нормативном документе, которая обозначает все стандарты, введенные в действие национальным органом РФ по стандартизации и/или действующие в определенной области, и не содержит обозначений конкретных стандартов;

г) обязательная ссылка (на стандарт) – ссылка на стандарт, указывающая, что единственным способом достижения соответствия определенным требованиям другого нормативного документа является соблюдение ссылочного стандарта;

д) индикативная ссылка (на стандарт) – ссылка на стандарт, указывающая, что одним из путей достижения соответствия соответствия определенным требованиям другого нормативного документа является соблюдение ссылочного стандарта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: