России и стран СНГ

В 1990-е – начале 2000-х гг. страны СНГ приняли ряд основополагающих межгосударственных стандартов, которые в совокупности составили межгосударственную систему стандартизации. В этих основополагающих стандартах были подробно изложены, в том числе, и правила разработки и применения межгосударственных стандартов в различных отраслях экономики. Кроме того, применение межгосударственных стандартов на территории России регулируется и основополагающими стандартами системы стандартизации России.

В данном случае речь идет об основополагающем межгосударственном стандарте ГОСТ 1.2–2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены» [15] и основополагающем российском национальном стандарте ГОСТ Р 1.8–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения» [23].

Что касается межгосударственного стандарта ГОСТ 1.2–2009, то данный стандарт установил порядок разработки, принятия, применения, обновления (внесения изменений, пересмотра) и отмены документов по межгосударственной стандартизации (межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации).

В стандарте оговорено, что на национальном уровне могут быть установлены дополнительные требования, конкретизирующие порядок разработки межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, изменений к ним, порядок применения и прекращения применения межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации на территории государства-участника Соглашения.

В данном стандарте изложен порядок разработки, принятия и регистрации межгосударственных. В частности, указано, что разработку стандартов осуществляют в следующем порядке:

1-я стадия – организация разработки стандарта;

2-я стадия – разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв. При этом отмечено, что в государстве могут быть проведены дополнительные (предшествующие) стадии разработки стандарта, которые в ГОСТ 1.2–2009 не регламентируются.

3-я стадия – разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотрение и голосование;

4-я стадия – принятие стандарта и ее регистрация.

При разработке стандартов используются результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по межгосударственной стандартизации, прогрессивные национальны стандарты государств-участников Соглашения и других стран, а также иная информация о современных достижениях науки, техники и технологии.

В рассматриваемом стандарте изложен порядок разработки проектов стандартов. В частности, разработке стандарта в государстве-участнике Соглашения предшествует, как правило, подготовка национальным органом по стандартизации соответствующего предложения к программе работ по межгосударственной стандартизации в соответствии с порядком, установленным Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации. При этом организация разработки и рассмотрения проекта стандарта в государстве-разработчике осуществляется в соответствии с порядком, установленным национальным органом этого государства.

Перед началом разработки стандарта разработчик (национальный технический комитет или иная организация) направляет через национальный орган своего государства информацию о начале его разработки (с краткой аннотацией) в национальные органы других государств, заинтересованных в разработке стандарта и указанных в программе работ по межгосударственной стандартизации, для публикации этой информации или применения иных форм ее распространения в этих государствах.

Далее национальный орган государства – разработчика стандарта направляет первую редакцию проекта стандарта с пояснительной запиской в национальные органы других государств, заинтересованных в разработке стандарта. Затем национальный орган рассматривает полученные от заинтересованных государств отзывы, направляет их разработчику для подготовки окончательной редакции проекта стандарта и в случае необходимости сообщает свое мнение о целесообразности реализации предложений и учета замечаний.

Межгосударственные стандарты в окончательной редакции принимаются Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации путем голосования по переписке или непосредственно на заседании Евразийского совета.

Принятие межгосударственного стандарта не налагает каких-либо обязательств на национальные органы, не принявших участия в голосовании по его принятию, воздержавшихся при голосовании или голосовавших против его принятия.

В данном межгосударственном стандарте установлен порядок применения межгосударственных стандартов. Межгосударственные стандарты применяют в качестве национальных (государственных) стандартов в государствах, чьи национальные органы приняли эти стандарты (присоединились к ним), в порядке, установленном этими национальными органами. При этом применение межгосударственных стандартов, как правило, непосредственно, без переоформления в национальные (государственные) стандарты.

Межгосударственные стандарты вводятся на территории государства начиная с даты, установленной национальным органом. При этом своевременно отменяется противоречащий ему (или дублирующий его) национальный (государственный) стандарт (стандарты). Под понятием «противоречащий национальный (государственный) стандарт» подразумевается такой стандарт, который распространяется на тот же объект стандартизации и имеет ту же область применения, что и межгосударственный стандарт, но содержит иные требования.

В случае принятия межгосударственного стандарта, идентичного национальному стандарту, национальный орган данного государства может принять решение о применении этого межгосударственного стандарта только в международных отношениях. В этом случае национальный стандарт применяется на территории государства во внутренних отношениях.

Для наиболее важных основополагающих стандартов (и изменений к ним), затрагивающих интересы всех государств-участников Соглашения устанавливается единая для всех государств дата введения в действие.

В рассматриваемом стандарте предусмотрены случаи отмены стандартов:

– в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту во всех государствах, применявших этот стандарт;

– при разработке взамен данного стандарта другого межгосударственного стандарта (стандартов);

– в других обоснованных случаях.

Стандарт считается отмененным, если за его отмену проголосовали национальные органы всех государств, применявших данный стандарт и принявших участие в голосовании.

Также предусматривается возможность прекращения применения межгосударственного стандарта национальным органом государства в одностороннем порядке в следующих случаях:

– при возникновении противоречий между установленными в данном стандарте требованиями и положениями законодательных актов этого государства;

– при несоответствии установленных в данном стандарте требований потребностям национальной экономики и безопасности;

– при несогласии с содержанием изменения, внесенного в данный стандарт, или содержанием стандарта, принятого взамен действовавшего стандарта;

– в других обоснованных случаях.

Информация о прекращении применения стандарта на территории какого-либо государства в одностороннем порядке публикуется в ежемесячном указателе «Межгосударственные стандарты».

Разработка и применение межгосударственных стандартов на территории России регулируется и указанным выше российским национальным основополагающим стандартом ГОСТ Р 1.8–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения» [23]. В данном стандарте уточнены правила применения в России межгосударственных стандартов (В рассмотренном выше межгосударственном стандарте такая возможность предусмотрена).

Данный стандарт устанавливает правила проведения работ, осуществляемых в Российской Федерации по разработке, применению, обновлению межгосударственных стандартов (путем внесения в них изменений или пересмотра), а также правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, и правила прекращения применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации.

Разработку, применение и обновление стандартов осуществляют для достижения целей межгосударственной стандартизации на основе соблюдения ее основных принципов, которые определены ГОСТ 1.0 [13]. Стандарты разрабатывают в соответствии с основными направлениями работ по межгосударственной стандартизации на объекты стандартизации, которые определены ГОСТ 1.0. При разработке, применении, обновлении и прекращении применения стандартов в Российской Федерации соблюдают соответствующие общие правила, которые установлены ГОСТ 1.2. Требования, устанавливаемые в стандартах, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг. Данные требования не должны противоречить также федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, а также требованиям стандартов, утвержденных (принятых) ранее и действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов.

В указанном стандарте имеется специальный раздел «Правила разработки в Российской Федерации стандартов при участии межгосударственных технических комитетов по стандартизации».

Согласно этому разделу разработку стандарта осуществляют на основании программы разработки национальных стандартов и программы работ по межгосударственной стандартизации, которую формируют и принимают в соответствии с Правилами по программному планированию, установленными Межгосударственным советом. В обоснованных случаях допускается осуществлять разработку стандарта в инициативном порядке.

Разработку стандарта организует секретариат межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), который осуществляет свои функции на основании принятого Межгосударственным советом положения о данном МТК. Секретариат МТК совместно с секретариатом аналогичного российского ТК (аналогичным считается такой российский технический комитет или его подкомитет, который имеет общую область деятельности с данным МТК) рассматривают, анализируют и обобщают полученные заявки (предложения) по разработке стандарта, оценивают актуальность его разработки, возможности финансирования этой работы за счет средств федерального бюджета или иных источников, а также целесообразность ее проведения на межгосударственном уровне.

При согласии с заявками (предложениями) по разработке стандарта секретариат российского ТК включает его разработку в предложения к проекту программы разработки национальных стандартов.

Дальнейшие работы по формированию и утверждению программы разработки национальных стандартов и программы работ по межгосударственной стандартизации осуществляют в порядке, установленном национальным органом Российской Федерации по стандартизации и правилами по программному планированию, установленными Межгосударственным советом.

При разработке стандарта разработчик использует или учитывает ряд моментов:

– требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов, а также технических регламентов государств – участников Соглашения и иных государств;

– результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;

– международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;

– национальные стандарты Российской Федерации;

– прогрессивные национальные стандарты других стран (в первую очередь стран - участниц Соглашения);

– стандарты организаций, разработанные передовыми отечественными предприятиями, научными организациями и общественными объединениями;

– фирменные (корпоративные) стандарты известных зарубежных компаний (в первую очередь стран – участниц Соглашения);

– иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;

– предложения национальных органов по стандартизации стран - участниц Соглашения, членов МТК и членов российского ТК, а также иных органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.

При использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят в предисловии стандарта и/или в пояснительной записке к нему.

Секретариат МТК совместно с секретариатом российского ТК проверяют проект стандарта на соответствие:

– ГОСТ 1.0 и ГОСТ 1.5;

– действующим федеральным законам, действующему или разрабатываемому техническому регламенту (регламентам), иным правовым актам и нормативным правовым актам Российской Федерации;

– целям и принципам стандартизации в Российской Федерации, указанным в ГОСТ Р 1.0;

– утвержденным (принятым) ранее стандартам, которые действуют в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, в том числе действующим в Российской Федерации межгосударственным стандартам (если они взаимосвязаны с разрабатываемым стандартом и при этом не подлежат пересмотру, изменению или отмене);

– метрологическим правилам и нормам;

– международным и региональным стандартам;

– терминологии, принятой в данной области стандартизации на межгосударственном или национальном уровне в Российской Федерации (при отсутствии стандартизованной терминологии на межгосударственном уровне) и распространяющейся на данный объект стандартизации.

Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта с учетом замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных лиц Российской Федерации и других государств, и результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта в Российской Федерации, а также с учетом соответствующих рекомендаций секретариата МТК. При этом разработчик готовит сводку отзывов на первую редакцию, которые поступили от других государств. Разработчик представляет окончательную редакцию проекта стандарта, сводки отзывов и пояснительную записку в секретариат МТК. При этом результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта и его согласования в Российской Федерации оформляют и представляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2. Секретариат МТК совместно с секретариатом российского ТК проводят:

– организацию рассмотрения содержания проекта стандарта членами российского ТК и голосования по нему в соответствии с ГОСТ Р 1.2;

– оценку полноты учета замечаний и предложений, высказанных по результатам рассмотрения и публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации и других странах, путем рассмотрения соответствующих сводок;

– мероприятия по организации проведения экспертизы проекта стандарта в соответствии с правилами, установленными национальным органом Российской Федерации по стандартизации, привлекая при необходимости (путем заключения соответствующего договора) для проведения метрологической (по ГОСТ Р 1.11), терминологической, юридической и/или патентной экспертиз специализированные компетентные организации.

При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат МТК может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до представления в национальный орган Российской Федерации по стандартизации. При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта председатель МТК направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации подлинники бюллетеней повторного голосования с замечаниями и предложениями, поступившими вместе с ними, а также сообщает свое мнение о целесообразности (или нецелесообразности) дальнейшей доработки проекта стандарта.

Если непринятый проект стандарта разработан по инициативе Российской Федерации, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об оформлении на основе этого проекта стандарта (первоначального или доработанного варианта окончательной редакции) национального стандарта Российской Федерации с целью его дальнейшего утверждения. Это решение через председателя МТК доводят до сведения полномочных представителей государств – членов данного МТК и/или национальных органов, рассматривавших проект стандарта, а также до сведения Бюро по стандартам.

Рассматриваемый стандарт содержит также правила рассмотрения в Российской Федерации проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других государствах.

После поступления первой редакции проекта стандарта, разрабатываемого в другом государстве, национальный орган Российской Федерации по стандартизации в двухдневный срок направляет этот проект лицу, ответственному за его рассмотрение. При необходимости национальный орган Российской Федерации по стандартизации может направить проект стандарта также на метрологическую, терминологическую, научно-техническую, юридическую (правовую) и/или иную экспертизу в соответствующие организации.

Лицо, ответственное за рассмотрение, оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность (техническую, экономическую, социальную или иную) его применения в Российской Федерации, а также определяет соответствие проекта рассматриваемого стандарта ГОСТ 1.0 и ГОСТ 1.5 законодательству Российской Федерации, в том числе техническим регламентам, целям и принципам национальной стандартизации [ см.: 16 ], метрологическим правилам и нормам, принятой в Российской Федерации терминологии.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации рассматривает обобщенный отзыв на проект стандарта в соответствии с Рекомендациями по стандартизации и в случае согласия с содержанием данного отзыва направляет его председателю МТК или национальному органу по стандартизации государства – разработчика стандарта.

Если межгосударственный стандарт принят национальными органами по стандартизации других государств, а национальный орган Российской Федерации по стандартизации проголосовал против принятия этого стандарта в данной редакции, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение о разработке на основе данного межгосударственного стандарта проекта национального стандарта Российской Федерации, в котором должны быть учтены ее национальные интересы и выделены (идентифицированы) все различия с соответствующим межгосударственным стандартом, а также указаны причины, обусловившие эти различия.

Раздел 7 указанного стандарта регулирует правила применения в Российской Федерации межгосударственных стандартов.

Принятые межгосударственные стандарты, за которые проголосовал национальный орган Российской Федерации по стандартизации, могут быть применены в Российской Федерации в качестве национальных стандартов непосредственно без переоформления после их введения в действие в соответствии с установленными правилами. При этом соблюдают правила, которые установлены ГОСТ Р 1.0 для национальных стандартов Российской Федерации.

После поступления из Бюро по стандартам зарегистрированного межгосударственного стандарта национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с Рекомендациями по стандартизации готовит и принимает организационно-распорядительный документ о введении принятого стандарта в действие для его применения в Российской Федерации и отмене противоречащих ему национальных стандартов Российской Федерации, правил и/или рекомендаций по стандартизации.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации осуществляет официальное опубликование введенного им в действие для применения в Российской Федерации межгосударственного стандарта.

Если межгосударственный стандарт не введен в действие в Российской Федерации, то данный стандарт может применяться в межгосударственных отношениях для изготовления и поставки продукции на экспорт в страны, в которых действует данный стандарт, или для оказания услуг для этих стран, а также в иных случаях, обусловленных договорами (контрактами) с этими странами (при соблюдении законодательства Российской Федерации). Если в качестве межгосударственного стандарта принят национальный стандарт Российской Федерации (без внесения в его содержание каких-либо изменений), то данный межгосударственный стандарт применяют только в межгосударственных отношениях.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение о прекращении действия стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации в связи с его отменой Межгосударственным советом.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение о прекращении применения стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации в одностороннем порядке в следующих предусмотренных ГОСТ 1.2 случаях:

– при возникновении противоречий между положениями, установленными в данном стандарте, и нормами законодательных актов Российской Федерации, в том числе требованиями технических регламентов;

– при несоответствии установленных в данном стандарте положений потребностям национальной экономики, безопасности и/или социальной сферы;

– при несогласии с содержанием изменения, внесенного в данный стандарт, или содержанием стандарта, принятого взамен действовавшего стандарта;

– других обоснованных случаях (например, в случае, если предложение Российской Федерации об отмене межгосударственного стандарта не получило одобрения у национальных органов по стандартизации других государств – участников Соглашения, применяющих данный стандарт, то национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об одностороннем прекращении его применения в качестве национального стандарта Российской Федерации).

Опубликование информации об отмене данного стандарта является основанием для прекращения любого применения данного стандарта в Российской Федерации, за исключением случая, когда прекращено действие межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации в одностороннем порядке, но этот стандарт продолжает действовать в других странах. В последнем случае данный стандарт может продолжать применяться в межгосударственных отношениях для изготовления продукции с целью ее поставки только в эти страны или для оказания услуг для этих стран, а также в иных случаях, обусловленных договорами (контрактами) с этими странами (при соблюдении законодательства Российской Федерации).

Согласно основополагающему национальному стандарту ГОСТ Р 1.8–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения», правила применения межгосударственных стандартов на территории России состоят в следующем:

– принятые межгосударственные стандарты, за которые проголосовал Росстандарт, применяют в России непосредственно без переоформления после их введения;

– Росстандарт принимает организационно-распорядительный документ о введении принятого стандарта в качестве национального стандарта России и об отмене противоречащих ему национальных стандартов России, правил и/или рекомендаций по стандартизации;

– Росстандарт размещает на своём официальном сайте в сети Интернет уведомление о принятом межгосударственном стандарте и публикует данную информацию в информационном указателе стандартов «Национальные стандарты»;

– Росстандарт обеспечивает официальное опубликование межгосударственного стандарта;

– если данный межгосударственный стандарт не введён в действие в качестве национального стандарта России, то он применяется в межгосударственных отношениях для изготовления и поставки продукции на экспорт в те страны, где действует этот стандарт;

– если в качестве межгосударственного стандарта принят национальный стандарт России, этот межгосударственный стандарт не вводят в действие на территории России, а применяют только в межгосударственных отношениях [23].

Резюме

По содержанию данной главы можно сделать несколько выводов:

– создание межгосударственной системы стандартизации стран СНГ было вызвано практическими соображениями в целях беспрепятственного развития национальной экономики каждой из стран Содружества;

– в 1990-е гг. четыре из шести российских туристских стандартов приняты странами СНГ в качестве межгосударственных стандартов;

– разработка и применение межгосударственных туристских стандартов регулируется в России соответствующими межгосударственными соглашениями со странами СНГ и разработанными на их основе основополагающими межгосударственными стандартами.

Таким образом, в современной России существует разработанная правовая база для применения межгосударственных туристских стандартов как части национальных стандартов России.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные цели межгосударственной стандартизации.

2. Каковы принципы межгосударственной стандартизации?

3. Раскройте содержание «Соглашения…» стран СНГ от 13 марта 1992 г.

4. Назовите стадии разработки межгосударственного стандарта.

5. В каких случаях межгосударственный стандарт может быть отменён общим решением стран СНГ?

6. По каким причинам страна-член СНГ может отказаться от применения межгосударственного стандарта в одностороннем порядке?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: