Периодически стоит использовать приемы повышения коллективного внимания, особенно у учащихся 5—8 классов. Избегать переутомления, перевозбуждения, которые снижают внимание. Побуж-
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся
дать к повышению аккуратности выполнения задания, улучшению почерка. Использовать зрительные опоры или алгоритмы работы. С младшими школьниками допускается шепотное проговаривание своих действий. Необходимо соотносить предлагаемую скорость выполнения заданий с индивидуальным темпом учащихся. Для этого можно использовать работу с карточками. К ним приложить «подсказки» — план выполнения задания либо ответ, с которым учащийся может сравнить свой результат. Работа в темпе, более быстром, чем присущ ученику, приводит к снижению внимания. Полезно менять скорость выполнения заданий.
Следует повышать активность учащихся на уроке различными способами, в том числе игровыми, проблемными. Формировать умственные действия контроля за процессом своей деятельности: планирование и сличение с образцом.
Во время самоподготовки можно предлагать проверять свою работу вслух, карандашом отслеживая место проверки (включать не только зрение, но и слух, движение). У младших учащихся использовать взаимопроверку.