«И это грустно, и это весело...»
Учащимся предлагается рассмотреть одну и ту же ситуацию с разных позиций. Ведущий придумывает варианты, например: «Ученик получил двойку», «Ученик получил пятерку», «Мальчик поссорился с другом» и т.д. Детям необходимо, применительно к данному случаю, закончить предложения: «И это грустно, потому что...». Затем: «И это весело, потому что...», «И это интересно, потому что...», «И это скучно, потому что...»
«Ученый, поэт, балерина, сказочник»
Учащимся предлагается прилагательное, обозначающее качество, например, жизнерадостный. Им необходимо сначала дать логическое объяснение этому слову с точки зрения ученого, затем придумать метафору-ассоциацию с позиции поэта, показать его движением, представив себя балериной, назвать героя, который ему соответствует, по мнению сказочника.
«Ты прав, и ты прав»
Учащимся предлагаются две противоположные позиции по одному и тому же вопросу. Необходимо суметь согласиться с обеими. Позиции могут быть, к примеру, такими:
Учительница говорит: «Ученики на уроке должны сидеть тихо, шум мешает остальным слушать».
Ученик утверждает: «Ребятам надо разрешать пошуметь, иначе они устанут и перестанут соображать».
Можно предположить, что именно метакогнитивные способности являются предпосылкой формирования толерантности, и соответственно их отсутствие приводит к проявлениям дуального мышления, когда человек не видит разные аспекты ситуации и склонен строго придерживаться только своей точки зрения.
Далее обсудим ценностные основы поликультурного образования. Главные положения можно сформулировать следующим образом:
— Ученики, вне зависимости от пола, культурной или
национальной принадлежности, — личности и спо
собны к глубоким эмоциональным переживаниям.
Каждый из них уникален, достоин уважения и не
обладает никакими привилегиями, в том числе свя
занными с принадлежностью к той или иной культуре.
— Ученики принимают свою культурную идентичность,
обладают правом открыто демонстрировать это ок
ружающим, отказываются от насилия в отношении
других культурных групп.
Как можно заметить, такое понимание ученика перекликается с представлением о человеке в гуманистической психологии. Поэтому для реализации этих принципов в школе необходимо обеспечить удовлетворение всех потребностей ребенка: физиологических, потребностей в безопасности, принадлежности, любви, самоуважении, самоактуализации
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
(Маслоу). Однако, поскольку работы А. Маслоу относятся ко времени, когда этнокультурные вопросы еще не стояли так остро, следует сделать некоторое дополнение: присоединиться к мнению американского психолога А. Минделла и включить в понятие самоактуализации возможность человека выбирать принадлежность к культуре — свободу оставаться в собственной этнической группе или покидать ее в соответствии со своим желанием.
Можно допустить, что чем дальше продвинется школа по пути реализации базовых потребностей учащихся, тем ближе она подойдет к созданию гармоничной поликультурной среды. Мы предлагаем ввести в школьную жизнь понятие «позитивная педагогика», имея в виду декларирование такого отношения к ребенку, которое принято в гуманистической психологии.
Говоря о теории познания, развития, ценностной основе школы, нельзя забывать о коммуникативном стиле. Как справедливо отмечает Минделл, представители основной культурной группы считают свой стиль универсальным, что оказывает непреднамеренное давление на меньшинство, заставляя его приспосабливаться к коммуникативному стилю большинства. Минделл называет это явление разновидностью расизма. Поэтому педагогам необходимо осознавать неявные исходные установки в собственном стиле и поощрять детей пользоваться тем стилем, в котором они чувствуют себя комфортно.
Итак, мы обсудили «три кита», лежащие в основе поликультурного образования. Опираясь на них, можно легко решать все вопросы, связанные с его реализацией.
ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся
2.2. Индивидуализация обучения как необходимое условие сохранения психологического здоровья учащихся
Как говорилось ранее, индивидуализация обучения в соответствии с общепринятыми представлениями понимается как организация учебного процесса, при которой педагог осуществляет выбор способов, приемов, темпа обучения, соответствующих индивидуальным особенностям детей и обеспечивающих максимальную эффективность их учебной деятельности.
При внешней простоте данного определения реализация его на практике в полной мере является достаточно проблематичной. Не совсем понятно, какие именно особенности должны учитывать педагоги. Список только познавательных особенностей достаточно велик. А на эффективность учебного процесса влияют и личностные качества. Кроме того, учеников в классе много, все требуют различного рода воздействий (дисциплинарных, дидактических и т.п.), и учитель чисто физически даже не всегда успевает подумать о необходимости индивидуализации обучения. Поэтому обычно на практике оказывается, что психологи проводят обширное диагностическое исследование учащихся, но его результаты остаются в папках и хранятся для отчетов, поскольку педагоги не знают, как ими пользоваться.
Предлагаем наш вариант решения этой проблемы, хотя понимаем его ограниченность. Данные рекомендации можно использовать как полностью, так и частично, в зависимости от физических возможностей психолога (количества учащихся, с которыми ему приходится работать).
Для начала нужно определиться с набором параметров, достаточных для организации индивидуализации обучения. Естественно, он должен быть, по возможности, минималь-
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся
ным. Мы полагаем, что для диагностики можно ограничиться следующими параметрами:
1. Преобладающий канал восприятия: визуальный, ауди-
альный, кинестетический, аналитический.
2. Тип нервной системы: слабый, сильный, подвижный.
3. Преобладающий локус контроля: правополушарный,
левополушарный.
4. Работоспособность или утомляемость: высокая, низкая,
скачкообразная.
5. Мышление: развитие выше нормы, норма, ниже нормы.
6. Учебная мотивация: высокая, средняя, низкая.
7. Тревожность: учебная и социальная.
Иногда встает вопрос: почему мы специально не диагностируем память и внимание? Это объясняется следующими причинами. Качественные характеристики памяти обычно коррелируют с ведущим каналом восприятия, поэтому, к примеру, кинестетик лучше запоминает информацию через действия с предметами. Индивидуальные отличия в памяти обычно не являются источником учебных неудач. Характеристики внимания, напротив, сильно на них влияют. Но обычно невнимательных детей замечает учитель, к примеру, по ошибкам в тетради, поэтому соответствующая информация со стороны психолога ему не требуется.
Для диагностики выделенных параметров могут использоваться различные методики, определяемые возрастом учащихся.
Результаты диагностики, дополненные наблюдениями за детьми на уроках и в ходе самоподготовки, сводятся в индивидуальные карты учащихся. В них отмечаются не только познавательные, но и личностные особенности детей, влияющие на успешность обучения и функционирования в школе — уровень самооценки, степень тревожности. При составлении индивидуальных карт важно использовать понятную педагогам терминологию. Кроме того, не вносить сведения,
которые могут как-то навредить ребенку. Стоит допустить вариант, что учитель из лучших побуждений покажет карту родителям. Поэтому текстовая информация должна быть очень аккуратной. За ней следуют краткие рекомендации психолога по оптимизации учебного взаимодействия с конкретным ребенком.
В каждом классе есть вспыльчивые учащиеся с трудностями эмоционально-волевой регуляции. Для них в карте полезно внести графу «табу» — какие действия ни в коей мере не допустимы. А также графу «признаки эмоционального напряжения», которые могут быть предвестниками агрессивной вспышки или плача. Обычно учителя просят в этой же графе приводить рекомендации по поводу того, как избежать вспышки. Там же размещаются рекомендации педагогам по оптимизации собственных действий в отношении учащихся. Примеры индивидуальных карт, составленных А.С. Кривцовой, приведены в Приложении 2:
Следующий шаг — обучить педагогов пользоваться результатами диагностики. Это нужно сделать на специальном семинаре. Краткий конспект варианта такого семинара приведен ниже.