Как общаться с детьми, демонстрирующими разные формы проявления нарциссизма?

«Я — Бог»

Важно стараться не нарушать «границ» ребенка, чем меньше его трогать, тем лучше. Принимать его нежелание быть вместе со все-


ми. Предлагать что-то сделать, употребляя слова «если бы...» («Ты не хочешь участвовать в постановке этой сцены, но если бы переду­мал, то кем бы стал...»).

«Я — Агрессор»

Не скрывать своих реальных чувств (если вас пугает злоба ребен­ка, то вы об этом так и говорите). Демонстрировать уважение силы ребенка-агрессора («Ты сильный человек, если делаешь все, что хочешь»). Постоянно подчеркивать те положительные стороны ре­бенка, которые вы действительно замечаете.

Если поведение ребенка вызывает в вас сильные негативные чув­ства (раздражение, злость, обиду, ненависть), сначала как можно спокойнее говорите об этом, показывая, какую реакцию вызывает его поведение. Затем вы сообщаете, что могли бы в этой ситуации сделать (накричать, выгнать, оскорбить), но не делаете. Тем самым вы демонстрируете, что негативные чувства можно контролировать.

«Я — Альтруист»

Следует отказываться от любых услуг со стороны ребенка и от­слеживать собственные чувства (он может так замечательно себя вести, что возникнет желание его хвалить и соответственно под­креплять демонстративное поведение). Подчеркивать, что «быть бес­помощным» (чего-то не знать, не уметь и т.п.) — это нормально. Если такой ребенок вдруг перестанет вести себя в «альтруистичес­кой манере», это не должно удивлять и вызывать растерянность.

«Я — Необыкновенный»

Рекомендуется открыто выражать чувства удивления, изумления и восхищения способностями и успехами ребенка, поддерживать его конструктивное стремление «проявить себя» и «быть в центре внимания». Если ребенок реализует эти желания неудобными для учителя способами, необходимо придумать и подсказать приемле­мые для обеих сторон варианты. Важно помнить, что в случае от­сутствия внимания такой ребенок чаще всего переходит в состоя­ние «Я — Агрессор».

Постепенно можно привлекать внимание к «необыкновенности» других: «Ты сделал так интересно, а Саша увидел и сделал по-друго­му». При этом подчеркивать, что каждый «необыкновенен» в чем-то своем.


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами



Итак, мы представили краткое содержание проблемного семинара, попробуем на этом примере обсудить основные принципы его проведения.

Первое, о чем мы говорили, — необходимость создания проблемной ситуации. В данном случае это можно было бы сделать в начале семинара следующим образом.

На одном из семинаров педагог пожаловался мне на то, что у некоторых его коллег есть «звездная болезнь», проявляющаяся в выпячивании своих заслуг и принижении чужих. Как вы думаете, почему это происходит? Вы предполагаете, что у этого человека завышенная самооценка, и он себя слишком сильно любит? Но если он о себе такого высокого мнения, то зачем ему «как воздух» нужно быть во всем лучшим, первым, зачем ему восхищение окру­жающих? Вспомним детей: что заставляет их требовать постоянной похвалы взрослых? Прежде всего — неуверенность в себе, своих силах.

Если перенести это на «звездных педагогов», то за видимой «твер­дой» оболочкой мы разглядим у них «мягкое беззащитное» тело. Здесь можно провести аналогию с коконом бабочки: твердый ко­кон — внешнее самоутверждение и демонстрация собственной зна­чимости, мягкое, уязвимое содержимое кокона — внутреннее чув­ство собственной неполноценности и малозначимости. При этом кокон прячет чувство неполноценности не только от окружающих, но прежде всего от самого себя.

Итак, если мы разобрались с причинами поведения «звездных педагогов», можно перейти к обсуждению аналогичных проблем у детей. Их обычно в психологии называют «детьми-нарциссами», а их психологическую трудность — нарциссическим расстройством.

Говоря об обучении, мы акцентировали внимание на не­обходимости учета педагогом ведущих каналов детского вос­приятия и доминантности. Однако и учителя имеют индиви­дуальные особенности восприятия информации, которые ока­зывают существенное влияние на эффективность ее перера­ботки. Поэтому, с одной стороны, в проблемном семинаре


должны присутствовать слова, включающие различные мо­дальности человека, то есть позволяющие эффективно обу­чать всех педагогов, к примеру: обсудим (аудиальная), рас­смотрим (визуальная), почувствуем (кинестетическая). С дру­гой стороны, информация должна быть оптимально представ­лена как для левополушарных, так и для правополушарных педагогов, к примеру, в виде графиков или метафор.

Поэтому при подготовке проблемной лекции необходимо переработать текст с учетом высказанных требований. По­пробуем сделать это на примере обсуждения причин нар­циссизма.

Как росток рождается из семечка и от его качества во многом зависит жизнь растения, так и практически любое личностное рас­стройство у ребенка является следствием нарушения эмоциональ­ного развития в раннем детстве.

Посмотрим, какого же. Давайте представим себе ребенка пример­но трех лет. Что он делает, говорит?

Вы правы, он говорит «хочу то, хочу это», обижается, если его желания не выполняются. И это нормально. Каждый малыш про­ходит через стадию «всемогущества», когда ему кажется, что весь мир существует только ради него, и поэтому настаивает на своих желаниях.

И если цветку для успешного роста нужны вода и тепло, то ребен­ку для развития необходима любовь родителей — окутывающая, согревающая, поддерживающая. Поэтому когда взрослые ребенком эмоционально интересуются, он получает достаточно телесных ласк, к 5—6 годам он переходит на следующую стадию развития — фор­мирование здоровой позитивной самооценки. Если с ребенком взрос­лые общались холодно и сухо, он «застревает» на стадии «всемогу­щества». Такое «застревание» произойдет и в том случае, если ребе­нок рассматривался родителями как зеркало их успеха: они горячо восхищались им, но на самом деле восторгались лишь собой как хорошими, успешными родителями. И в первом, и во втором слу­чаях ребенок растет неуверенным в себе и в более зрелом возрасте пытается «добрать» внимание, которое недополучил в детстве, и далеко не всегда делает это конструктивным способом.





ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами



Помимо создания проблемной ситуации и оптимизации фор­мы представления информации, для активизации внимания слушателей нужно заранее подготовить в качестве иллюстра­ции примеры из жизни, близкие педагогам по личному опыту. Приведем пример.

«Я — Необыкновенный», или «Восхищайтесь мной»

Ребенок относится к товарищам и к вам как к «зеркалу» своих успехов. Рассказывает о своих уникальных способностях и умени­ях. Требует подтверждения и восхищения. Находиться рядом мож­но, только слушая и соглашаясь, иначе начнется конфронтация.

Кстати, недавно я встретилась с такой «необыкновенной» мамой. Я ждала ее с некоторой опаской, потому что никогда раньше не видела, а учителя характеризовали ее как необычайно агрессивную. Она быстро перешла с разговора о дочке на рассказ о самой себе, своих успехах. Мне ничего не оставалось, как только терпеливо слу­шать. Через полтора часа я начала нервничать, потому что закрыва­лась бухгалтерия, а мне предстояло получить зарплату. Пришлось предложить маме прерваться. Я думала, она закончит и уйдет. Нет, она дождалась меня и рассказывала о себе до закрытия школы. Понятно, почему я не решилась ее прервать? Что было бы иначе?

Я не случайно использовала ситуацию, связанную с роди­телями. Педагоги нередко испытывают существенные труд­ности при взаимодействии с ними, поэтому одно упомина­ние о мамах и папах повышает их заинтересованность.

Еще один вариант опоры на личный опыт педагогов — это использование аналогий, которые позволяют включить но­вую информацию в уже имеющиеся у слушателей схемы. Покажем это на примере.

Если поведение ребенка вызывает в вас сильные негативные чув­ства (раздражение, злость, обиду, ненависть), то сначала как можно спокойнее говорите об этом, показывая, какую реакцию вызывает его поведение. Затем вы сообщаете, что могли бы в этой ситуации сделать (накричать, ударить, выгнать, оскорбить), но не делаете.


Тем самым вы демонстрируете, что негативные чувства можно кон­тролировать. Конечно, легко сказать, но трудно осуществить. Одна­ко культура проявления чувств — все равно как культура еды: ею нужно овладеть, и тогда это будет привычным делом.

Примеры сценариев проблемных семинаров приведены в Приложении 4.

3.4. Активные методы — занятия с элементами тренинга, тренинги

Занятие с элементами тренинга

Активными будем называть такие методы, которые обес­печивают не только внутреннее проживание участниками темы встречи, но и предполагают их внешние действия. Данное определение опирается на понимание активности как спосо­ба самовыражения личности (К.А. Абульханова-Славская), то есть внешнего проявления внутренних потребностей, отно­шений, способностей. Важно отметить, что это тот путь, при котором обеспечивается или сохраняется субъектность лич­ности. Поэтому активные методы должны побуждать участ­ников к самовыражению, создавать условия для этого, но позволять реализовывать его в комфортных для каждого уча­стника формах и содержании.

К активным методам обычно относят различного рода тренинги. Однако такая форма является для педагогов незна­комой, для многих кажется небезопасной, так как предпола­гает рассаживание участников по кругу, открытое выражение чувств. В особенности это касается коллективов, где у педа­гогов высокий уровень внутренней непроявленной агрессии. В такой ситуации предпочтительнее проводить занятия с эле­ментами тренинга. При этом сохраняется привычная обста-


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами



новка, возможность сесть во второй и последующие ряды, говорить с места или молчать.

Занятие проводится по форме, близкой к проблемной лек­ции: в виде диалога с аудиторией. В него включаются эле­менты тренинга, то есть задания, которые обычно использу­ются в тренинге. Возможны два варианта их выполнения.

Первый — задание выполняется несколькими участника­ми по их желанию перед остальной аудиторией. Это могут быть физические, словесные действия отдельных участников или определенным образом организованное взаимодействие друг с другом. Для большей безопасности можно говорить, что данные задания являются «детскими», то есть их выпол­няют ученики на психологических занятиях, а педагогам они предлагаются просто для иллюстрирования информации.

Второй — задание предлагается всем участникам, напри­мер, что-либо представить или произвести мысленные дей­ствия. А о результатах мысленных действий рассказывают только желающие. Приведем пример сценария занятия с эле­ментами тренинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow